Характеристика современного детства
За последнее время произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей: тревожность, страх, неуверенность, одиночество. В настоящее время это углубившееся чувство одиночества преломляется в особой позиции детей но отношению к взрослым.
Взрослый мир приблизился (подростки стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, а нередко и снисходительно-презрительными, что связано с большой доступностью информации, возможностью заработка денег, с тем, что почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным), но одновременно взрослый мир и отдалился, так как взрослые не только меньше стати заниматься детьми, но и не предъявляют четкой позиции своего отношения, своих требований к детям. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность.
Именно эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-нотребностной сферы личности,
Глава 6
Стадии развития личности подростка
вызываютсегодня особое беспокойство, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликта поколений, в котором кроется опасность /^структурирования всей системы наследования культурно-исторического опцта.
Исследования ---------------------------------------------------------------------
Исследования, проведенные нами и нашими аспирантами а течение последних лет, показали, что ни протяжении 1992-1994 гг. у российских детей произошла ломка социально-пространственноговосприятии. Еще совсем недавно московский или пензенский ребенок moi свободно пренжп ь в Киек и в Тбилиси, в Минск и в Кишинев, г' незде он был у себя, в своей стране. У него было определенно социальное видение общества, в котором он жил, и соответственно строились и его отношения, в том числе и межнациональные. Так, в исследованиях, проведенных в г. Нальчике и в к Ходжент м 1989 г. и повторенных в 1992-1994 гг., было установлено, что в 19S9 г. подростки в основной своей массе (79,3%) не задумывались над вопросом, с детьмикакой национальности они хотели бы учиться в одном классе, играть, дружить, т. е. были глубоко безразличнык национальности своих товарищей. Сегодня же дети ведут себя иначе: уже 68,7% 6-7-лстних школьников, выбираятоварища, напервое место по значимости ставят его национальную принадлежность. А среди подростков это проявляется у 83.6% обследованных.
Подростки » современной ситуации оказались в наиболее трудном положении, потому что их потребность в приобщени и. причастности к обществу; стремление к самоутверждению,самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой — жестко сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества,которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества.
Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, литая их возможности занять активную социалькую позицию.