Пограничная личностная структура
В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой 1 юграничной личности, определяющей как структуру, так и ее генез, является «диффузноегь самоидентичности» - комплекс переживаний, связанный с чунством неполноценности и потери Я .(Соколова Е. Т. 1995. С.43). Такая особая структура самосознания другими авторами называется «расколотой>. Расколотое самосознание состоит из двух Я: внешнего — защитно идеализированного и глубинного — неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-комцспций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разьединения внешнего Я и Я реального. При атом внешнее Я доминирует, а реальное Я представляет собой угнетенную структуру, не сформированную из-за значительной фрустрации в раннем детстве.
Противоречивая двойственность Я проявляется во всех формах психического становления проблемного подростка,
начиная с этапа среднего детства. Так, например, его проблемы в учебе или приобщениик какой-либо профессии возникают преимущественнопотому, что мотивация успеха или достижения подростка не связана с деятельностью, а чаше ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе и связанных с признанием его значительности и восхищением окружающих.
Из-за слабости реального Я, инфантильности в самопроявлениях и потребностях у таких личностей возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание i шртнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии воспринимается инфантильным Я в качестве ущемления его законных прав. При фрустрации таких потребностей стереотиппо возникают ярость и ненависть. Такжетаким личностям свойственна патологическая нетерпимость критики.
С точки зрения многих зарубежных и отечественных авторов, объяснением этих аномалий личностного развития является искажение детско-родительских отношений, «нарушения нормального процесса идентификации ребенка с родительскими требованиями и идеалами, обеспечивающими личностный рост, зрелость и социальную адаптированность взрослого человека» (Соколова Е. Т., 1995. С. 46).
Исследования-----------------------------------------------------------------------
Е. Т. Соколова изучалаособенности самооценки личности подростка при возникновении у пего пограничных расстройств. Автор делает вывод о том, что мотивационньте конфликты и низкая диффережшровапность когнитивной и аффективной «образующих» самосознания подростков являются основными источниками нестабильности самоотношения.
Одной из важнейших особенностей малодифференцированноги 1 по граничного сознания» у детей является непереносимость амбивалентности и противоречия во всем, в том числе образаЯ, невозможность существования подростка в субъективной картине мира и принятия образа Я«хорошего* и «плохого» (Соколова Е. Т., Николаева В. Н„ 1995).
В том, что касается отрицательного плияния фактора на-Рушенных внутрисемейных отношений на психическое и нрав-
Глава 5
Особенности Я-комцепции подростка
Амбивалентность |
Делинквентный подросток---- |
— внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанноес двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременнымпринятием и отвержением. |
ственное развитие детей, психологи разных направлений, теоретики и практики, едины: проблемы в семье сводят к невозможности формирования и развития у ребенка позитивного самоотношения. Хотя более поздние внесемейные формы взаимодействия могут внести
существенную коррекцию в изначальное самоотношение, однако первичное восприятие и оценивание себя непременно проявится в будущих Я-образах.
Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития трудного подростка, можно предположить, что даже решение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточным для их социальной и личностной реабилитации. Эти подростки нуждаются в комплексной психологической помощи, в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.