Пограничная личностная структура

В современных исследованиях наиболее значимой характерис­тикой 1 юграничной личности, определяющей как структуру, так и ее генез, является «диффузноегь самоидентичности» - ком­плекс переживаний, связанный с чунством неполноценности и потери Я .(Соколова Е. Т. 1995. С.43). Такая особая структу­ра самосознания другими авторами называется «расколотой>. Расколотое самосознание состоит из двух Я: внешнего — за­щитно идеализированного и глубинного — неразвитого, неэф­фективного. Их сосуществование как абсолютно противопо­ложных Я-комцспций оказывается возможным благодаря раз­личным защитным механизмам, главную роль среди которых выполняет механизм разьединения внешнего Я и Я реаль­ного. При атом внешнее Я доминирует, а реальное Я пред­ставляет собой угнетенную структуру, не сформированную из-за значительной фрустрации в раннем детстве.

Противоречивая двойственность Я проявляется во всех формах психического становления проблемного подростка,

начиная с этапа среднего детства. Так, например, его проблемы в учебе или приобщениик какой-либо профессии возникают преимущественнопотому, что мотивация успеха или достиже­ния подростка не связана с деятельностью, а чаше ориентиро­вана на удовлетворение честолюбивых намерений, в том числе и связанных с признанием его значительности и восхищением окружающих.

Из-за слабости реального Я, инфантильности в самопро­явлениях и потребностях у таких личностей возникает стремле­ние «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой иден­тификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание i шртнера (чьи воз­можности и достоинства эксплуатируются) принять как долж­ное претензии воспринимается инфантильным Я в качестве ущемления его законных прав. При фрустрации таких потреб­ностей стереотиппо возникают ярость и ненависть. Такжетаким личностям свойственна патологическая нетерпимость критики.

С точки зрения многих зарубежных и отечественных авто­ров, объяснением этих аномалий личностного развития явля­ется искажение детско-родительских отношений, «нарушения нормального процесса идентификации ребенка с родительски­ми требованиями и идеалами, обеспечивающими личностный рост, зрелость и социальную адаптированность взрослого че­ловека» (Соколова Е. Т., 1995. С. 46).

Исследования-----------------------------------------------------------------------

Е. Т. Соколова изучалаособенности самооценки личности под­ростка при возникновении у пего пограничных расстройств. Автор делает вывод о том, что мотивационньте конфликты и низ­кая диффережшровапность когнитивной и аффективной «обра­зующих» самосознания подростков являются основными источ­никами нестабильности самоотношения.

Одной из важнейших особенностей малодифференцированноги 1 по граничного сознания» у детей является непереносимость ам­бивалентности и противоречия во всем, в том числе образаЯ, не­возможность существования подростка в субъективной картине мира и принятия образа Я«хорошего* и «плохого» (Соколова Е. Т., Николаева В. Н„ 1995).

В том, что касается отрицательного плияния фактора на-Рушенных внутрисемейных отношений на психическое и нрав-



Глава 5

Особенности Я-комцепции подростка




                 
    пограничная личностная структура - student2.ru
  пограничная личностная структура - student2.ru
 
 
  пограничная личностная структура - student2.ru
    пограничная личностная структура - student2.ru
 
 
    пограничная личностная структура - student2.ru

Амбивалентность
Делинквентный подросток----
— внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанноес двойственным отношением к чему-либо, характеризую­щееся одновременнымпри­нятием и отвержением.

ственное развитие детей, пси­хологи разных направлений, теоретики и практики, едины: проблемы в семье сводят к не­возможности формирования и развития у ребенка позитивно­го самоотношения. Хотя более поздние внесемейные формы взаимодействия могут внести

существенную коррекцию в изначальное самоотношение, од­нако первичное восприятие и оценивание себя непременно про­явится в будущих Я-образах.

Принимая во внимание глубину личностных деформаций или специфику личностного развития трудного подростка, мож­но предположить, что даже решение внешних, организацион­но-поведенческих сложностей в судьбах таких детей не будет достаточным для их социальной и личностной реабилитации. Эти подростки нуждаются в комплексной психологической помощи, в том числе в глубинной психотерапии их личностной структуры.



Наши рекомендации