Ценностные ориентации подростков
Психологическое исследование мотивации поведения человека невозможно безрассмотрения его системы ценностей. По общему признанию, ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости.
Следует также отметить,, что формирование ценностных ориентации —это длительный и сложныйпроцесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые реловекусваивает из общественного сознания своей эпохи, Класса,народа иближайшего окружения.
Глава 4
В психологии развития именно подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности.
Действительно, именно fi подростковом возрасте ребенок достигает того уровня когнитинного развития, который позволяет ему сформировать свои собственные ценностные пред-ставленияо действительности. В первые годы своей жизни ребенок устанавливаетконтакт с внешним миром практически только через родителей, и именно их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личныР социальный опыт не является единственным критерием окру-жающего. Он с любопытством присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. И именно в Этотпериод цепкости, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли они надежно укоренились в его сознании.
Анализ системы ценностей в подростковом возрасте
Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и
Неустойчивой.
Интериоризаиия--------- ■—■----- (лат. interior — внутренний) |
— формирование внутренних структур человеческой психики посредствомусиос-ния структур внешней социальной деятельности. |
Для анализа особенностей системы ценностей подростков можно использовать два параметра: степень сформирован но -сти иерархической структуры ценностных ориентации и их содержательную часть, которая характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру (Дубровина И. Б. и др., 1989).
По мнению И. В. Дубровинойи ее коллег, первый па-
раметр очень важен для оцеи-
Особениости мотивационной сферы подростка
ки уровня личностной зрелости школьника. Как пишут авторы, осознанная иптериоризация ценностей'происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностейих реализации и т. п. Однако такая способность может осуществиться лишь При Достаточно высокомуровне личностного развития, включающем определенную степень сформированное™ высших психических функций, сознания и социально-тихо.ю-гической зрелости.
Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентации, даст возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентации личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., можно определить, на какие жизненные цели направлена активность человека.
Исследования
Анализ результатов проведенного И.В. Дубровинойи ее коллегами исследования показывает, чти учащиеся не одинаково ранжируют предлагаемые ценности. Это дает основание говорить о там, что одни учащиеся уже имеют более или менее дифференцированную структуруценностей, а дли остальных все предложенные ценностипредставляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентации(Дубровина И. В. и др., 1989).
В соответствии с первым параметром, т, с. степенью дифференциации ценностных ориентации, авторами были выделены три группы испытуемых: I — учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ценностных ориентации; П — учащиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентации начинает формироваться; III — учащиеся, у которых она еще не сложилась.
Согласно этимданным, существует определенная возрастная динамика развития:в 10-м классе превалируют учащиеся с высокой лнфферешифовашюстью структуры ценностей. Большие
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
различия обнаруживаются при сравнительном анализе выборки по признаку пола: в группе с отсутствующей дифференциацией девушек-денятиклассниц почти вдвое больше, чем юношей, а десяти к.часспиц — трое. Также заметны различия между девушками и юношами в группе с высокой дифференциацией: юношей здесь существенно больше и в 9-м, и в 10-м классе. Эти данные, по всей видимости, указывают натопи развтне механизма дифференциации интенсивнее протекает » старшем школьном возрасте у юношей.
Содержание ценностной структуры подростков
По мнению В. С. Собкина, социализация современного полростка в России протекает не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, но именно в ситуации ценностно-нормативной неопределенности,когда существенно деформированы характерные для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшегопоколения к младшему (Соб-кин В. С. 1997). Ценности, которыми руководствовались подростки 40-х или 70-х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками конца 90-х. Если первым были присущи ценности коллективистического характера, то сегодня доминируют индивидуалистические ценности.
Для более подробного рассмотрения содержания ценностных ориентации современных подростков обратимся к исследованию В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой, проведенному в 1991 и 1996 гг. (Собкип В. С, Кузнецова Н. И., 1998). Данные представлены и табл. 4.1.
Таблица 4.1 Значимость различных жизненных ценностей среди старшеклассников
Жизненные ценности | 1991. и = 1162 | 1996, п= 1604 | |
Достижение материального благополучия | 57,4 | 53.1 | |
7. | Успешная профессиональная деятельность | 49.0 | 42.2 |
Успешная политическая карьера | 3,3 | 7.6 | |
Полноценное общение с людьми | 34.4 | 24,К | |
■S | Счастливая семейная жизнь | 73,5 | 60,2 |
Полноценное приобщение к кулыуре | 8.0 | 8,7 | |
Рвэвш ие споих способностей | 25.1 | 17,7 | |
X | Познание себн | 13,2 | 10,1 |
Воспитание детей | 25,8 |
Счастливая семейная жизнь
Можно заметить, что ценность счастливой семейной жизни яи-ляется iipi юритетной в ряду других жизненных ценностей старшеклассников. Оназанимает первое по значимости место как в 1991, так и в 1996 г.
Действительно, и но многих других исследонлниях подтпер-ждается тот факт, что именно семья остается одной из самых важных ценностей челоиека. И это неудивительно, поскольку в постоянно меняющемся, нестабильном обществе семья остается еще пока той незыблемой ценностью, па которую можно опереться. Однако и здесь происходят определенные изменения. По абсолютным значениям наблюдается значимое снижение доли школьников, отмечающих ценность счастливой семейной жизни и полноценного общения с людьми в качестве своих жизненны хприоритетов.
Дополнительный анализ полоных различий обнаружил, что ценность счастливой семейной жизни, как и ценность воспитания детей, бол ее значима для девушек по сравнению с юношами.
Девушки П Юноши |
Рис. 4.1. Значимость ценности счастливой семейной жизни и воспитания детей у старшеклассников |
Однако и здесь существуют свои особенности. Как видно из рис. 4.1, если значимость ценности воспитания детей среди юношей и денушек практически не изменилась за прошедшие между опросами пять лет, то значимость ценности счастливой семейной жизни резко снизилась именно среди девушек: с 84,6% в 1991 г. до 66,3% в 1996 г. У юношей же она осталась на том же уровне. Данный факт, по всей видимости, указывает на
Глава 4
Особеиности мотивационной сферы подростка
то, что молодежь, в маетности девушки, в большей степени ориентируются на западные стандарты и один из них — это стремление сделать карьеру, добиться жизненного успеха, самореализоваться за пределами семейной жизни.
Достижение материальногоблагополучия Отдельного рассмотрениятребует такая ценность, как достижение материального благополучия. Большое число сонремсн-пых исследований, посвященных изучению ценностных ориентации подростков и молодежи, обнаруживает высокую значимость этого фактора. Желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками исущественно влияетна выбор профессии и места работы. Например, по данным О. И. Карпухиной, практически каждый четвертый подросток планирует организовать после получения специальности свое дело. При этом поиск путей достижения благосостоянияприводит к неразборчивости в выборе средств. В молодежной среде все больше доминирует позиция «вес средства хороши для достижениябогатства, и лаже проти воправные» (Kapi |ухина О. И.,
2000).
Показательны в этом отношении данные исследования, лронеденного Л. Г. Борисовой (табл. 4.2).
Как видно из таблицы, стремление к благосостоянию во что бы то ни сталопредставляет собой социально-психологический феномен современногомолодежного сознания, и в этом следу-ег иидстъ реальную угрозу дальнейшего риста криминализации общества.
Подобная установка подростков на богатство и жизненный успех формирует и своеобразное их отношение к тем, кому не удалось достичь этих целей. Так, по мнению 47,7% опрошенных молодых людей, рост числа бедных п стране объясняется тем, что «эти люди плохо приспособились к жизни*, 21% считают, что они «не избавились отстарых идеалов», а 18,2 % видят причину бедности в неумении воровать (Карпухина О. И., 2000).
Культурные и познавательные ценности
Помимо выделенных выше особенностей системы ценностных ориентации современных подростков следует также отметить относительно низкий уровень значимости идей приобщения к культуре, познания себя иразвития своих способностей. Оче-
Таблица 4.2
«Как ты относишься к таким способам зарабатывания денег?» Распределение ответов старшеклассников
Отношение к разным способам добывания денег | Хочу стать боштмм, даже с риском у голов ноги микамння | Хотел бы стать богатым только законнымп VI ем | Отношусь безразлично, богатство — не главное в ЖЮНИ |
1. Взять то, что | плохо лежит | ||
Юноши, 100% | по столбцам | ||
Одобряв Иногдагодится Отрицаю | 44.3 38,0 17,7 | 10.8 33.8 55.4 | 7,9 19,1 73,0 |
Дену тки | |||
Одобряю Иногда годитсяОтрицаю | 11,1 33.3 55,6 | 2,7 20,8 76,5 | 1,2 12,9 85 .У |
2. Добыть хитростью | |||
Юноши | |||
Одобряю Иногда годится Отрицаю | 62,0 32,9 5,1 | 31,3 38,7 30,0 | I0J 42,7 47,2 |
Девтшкн | |||
Одобряю Иногда годится (Ирин, mi | 33,350,0 16,7 | 15.11 46,338,7 | 8,735,8 55.5 |
3. Взять деньги | (.■и. urn | ||
Юноши | |||
Одобряю Иногдагодится Отрицаю | 32,9 38,0 29,1 | 2,7 23,3 74,0 | 1.1 6.892,1 |
Девушки | |||
Одобряю Иногда ГОДИ1СЯ Отрицаю | 11,219,4 69,4 | 1,0 5,9 93,1 | 0.65,8 93,6 |
видно, что усваиваемые молодыми взгляды и установки во многом являются отражением существующих в современном обществе идеалов, инематериальные ценности, ценности более высокого порядка недоступны большинству подростков, пока не удовлетвореныих базовые потребности.
Исследования ----- —---------------------------- —.---------------- .--------
Однако существуюттакже данные о том, что содержание системы ценностей человека зависит от степени его когнитивного раз-
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
шп ия. В частности, Дармоди (но Ф. Раису) обнаружил, что подростки с высокими погаавтелявш формальногомышления предпочиталиценностям, дающим мгновенное ноз награжден не, вечные ценности,связанные с абстрактными понятиями (например, альтруизм),и ценности, ориентированныена долговременную реализацию. Точногак же подростки с высокими пмаэате |ямнформального мышления присваивали болеевысокий рейтинг ценностям инструментам ьного характера, особенно уверенностик себе, компетентности и независимости.С другой стороны, подростки с низкимипоказателями формального мышления оказы-валипредпочтение группам ценностейличностного, гедонистического характера, которые СвязаныС мгновенным вознаграждением и общественным одобрением. Эти результатыслужат подтверждением концепцииПиаже, который связывалформирование ценностей и установок с развитием когнитивныхструктур (Раис Ф.. 2000).
Религиозные ценности и убеждения подростков В рамках рассматриваемойнами проблемы ценностных ориентации, формирующихся вподростковом возрасте, особый интерес представляет вопрос орелигиозных ценностях и убеждениях.
Статистика
Различные исследования,по преимуществу социологические,
pei и<.■ i рируют существенный подъем религишноп и среди молодежи. Поданным Мчедлова, религиозность l(i 17-летнихдостигла64%, что в полтора рала превышает средний уровень религиозностив стране (МчедловМ. ТТ., \99Щ.
В чем причины роста религиозности среди подростков и молодежи, какие мотивы побуждают их обращаться к различным религиозными мистическим учениям? По мнению отдельных исследователей,религия — это остатки детской веры в ч\ -деса, склонностьк мистическим фантазиям, которая с возрастом убывает, вытесненная здравым смыслом. В частности, как показалиопросы москвичей, у 17-летних значения всех показателей сознания как религиозного, так и оккультпо-магнче-ского превышает такопые у 24- и 31-летних (табл. 4.3) (Культ, миры, 2000).
11скоторая часть исследователейсчитает, что вера в Бога есть не чтоиное, как детская привычка, привитая ребенку в ее
мье. Действительно, семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком каких бы то ни было ценностей, и и том числе религиозных. В частности, исследованияМ. Аргайла и ББ^Х
,1риоашеу1Л^нов1в(радител^
один из важнейших факторов формированиярелигиозности новых поколений. Они приводят данные опросов студентов в США, в ходе которых те указывал и, что наиболее сильное влияниена становление их религиозности оказали родители (по Раису Ф., 2000). Ещеболее интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей в тех семьях, в которых родители или старшие родственники сознан ельно и целенаправленно воспитывают детей к религиозном духе. Постепенноу ребенка формируются определенные навыки религиозного поведения, некоторые элементарные религиозные образы и представления.Частое посещение богослужен ий и обсуждение с рсбен ком рели гиозных вопросов в семье также имеют важное значение для формирования соответствующих убеждений. Однако в раннем возрастееще нет подлиннойрелигиозности, религиозные навыки носят преимущественно внешний характер. Г. Оллиорт приводит следующий факт, когда ребенок, приученныймолиться на ночь, попав и новую обстановку, где отсутствовало привычное для него изображение Богоматери, стал проявлять беспокойство. Затем оннашел на столе популярный иллюстрированный журнал с изображением кинозвезды на обложке и, совершив перед этим изображениемвечернюю мол ит-иу, успокоенный, отправился спать (Оллпорт Г., 1998).
По мере взрослен ия и вступления в подростковый возраст ребенок уже способен критически переос мы слить те религиозные ценности и установки, которые были заложеныв него родителями, семьей. Как правило, реакция эмансипации начинает распространяться и на отрицание тех ценностей, которыебыли имплантированы миром взрослых враннем и среднем
Таблица 4.3
Распределение отношения респондентов к религиозным и оккультно-мистическим парадигмам
BospuiT | Верят | ||
В колдовство | В астрологию | В Божийсуд | |
48.6 | 48,7 | 47.1 | |
46.5 | .15,1 | 32,2 | |
45,0 | 32,2 | 44,1 |
нолроака
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
детстве. Тогда перед подростком может встать нешрос истинности того, во что он верил, во что криляего родители. Дело еще более усугубится, если подросток обнаруживает, что ценности и идеалы, декларируем ые родителями или другими взрослыми, расходятся с реальностью, с действительным их поведением. В результатеподросток становится ярым атеистом, богохульником и противником любой религии или же он обращается к другим религитным учениям, в том числе и мистическим. Опираясь на свои возросшие интеллектуальные способности, многие подростки начинают размышлять о смысле жизни, о своем месте в этом мире и соответственно приходят к мысли о Боге. В поисках конечной истины они могут примерить на себя роль последователя не одной конфессии. Отсюда опасность того, что подросток попадетне только в какие-то традиционные религиозные общины, но и в различные секты, в томчисле и деструктивные. Отчасти именно поэтому значительную часть последователентаких сект составляют подростки и молодежь.Не сформированныев полной мере мировоззренческие принципы способствуют тому, что подростков легче «обработать»,
подчинить своему влиянию,
Конформность------------------- тенденциячеловек» изменим, свое- поведение таким образом,чтобы это соответствовало доведениюи требованиям других людей |
Однако подлинное обращение к религии требует от подростка достаточно'высокого уровня когнитивного развития,способности к саморефлексии, проникновению в свой собственный мир. В связи с этим можно предположить, что массовая религиозность подростков во многом есть результат их повышенной социальной конформности, некритического отношения к пропагандируемым it средствах массовой информации ценностям. Хотя в основе этого процесса также лежит процесс поиска своей идентичности, но гораздо более поверхностный.
Статистика
Свидетельствомтого, что религиозность подрос! ков часто являетсяследствием их социальной конформности, а не результатом глубокой внутреннейработы, могутбыть исследования, ирове-денныеспециалистами из МГУ. Так, по их данным, посещаю: церковь в течение года хотя бы рад 45% 17-Летнш(для сравне-
^ия па дискотеки и вечера ходят и два раза больше - 84%). В храмы молодые люди тптптитничгв основном изредка, 1 -2 раза в год но праздникам (.48-40%), а более или менее постоянно, т. е. ежемесячно, всего 6-7% . Соблюдающих церконную дисциплину и бывающих в храме еженедельно не более 1-1,5% от числа опрошенной молодежи. Соблюдаеттрадиционные культовые обрядынезначительная часть молодежи - 3-3,5 % и среди них и четыре раза больше девушек (Культ, миры. 2000).
Современное поколение подростков принимает религию во многом как культурную норму, как приверженность национальным традициям, как часть своей национальной идентичности. Такое положение обусловлено переменами, происходящими внашем обществе. Атеизм, который раньше был частью господствующей идеологии, отвергается, церковь все более поддерживается государством, с раннего детства средствами массовой информации начинают закладываться церковные образы и представления, преподносимые в качестве незыблемыхкультурных ценностей. Отчасти подобноебезоговорочное нос-приятие этих ценностей обусловлено тем, что нашему обществу, откинувшему все прежние идеалы, довольно сложно предложить другие альтернативныеи равные но значимости.
Исследования -----------------------------------------------------------------------
В исследовании В. С. Собкннабылопоказано, что старшеклассники, считающие себя православными, практически не отличаются по структуре своих базовыхжизненных ценностейот школьников, которые относят себя к атеистам или просто не исповедуют никакой религии (Собкин В. С, 1997).
Интересные данн ые были i гилучены также в исследовани и И. В. Журавлевой, 3. И, Псйковой. Оказалось, что чем религиознее русский подросюк. тем он конформнее, и чем религиознее финн, тем он нонконформнее. При этом уровень конформности у русских подростков в четыре раза выше, чем у финских, а самые религиозные из них продемонстрировали максимальный уровень конформности (Журавлева И. В„ Пейкова 3. И., 1998). Этот факт, по всей видимости, можно объяснить иной социокультурной атмосферой финского общества, гдерелигия в большейстепени отделена от государства и общественной жизни и представляет собойчастную жшнь гражданина.И именно те подростки, которым свойственны более радикальные, отличные от общепринятых взгляды, обращаются к религиозным ценностям.
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
Обращение подростков к религииможет быть обусловлено и многими другими причинами. Например, религиозность подростков может ныступать какбегп но о т реальности,стремление защититься от жестокой действительности.
Они также могут приобщиться к религиидля того, чтобы приобрести друзей:давно известно, что с религией чаще всего связывают судьбу люди, у которых нарушены социальные связи. Принадлежность к какой-то группе значительно укрепляет позиции полростка, прибавляет уверенности, дает чувство бе-эопаа (ости, т.е., по большому счету, рел и гия здесь выступает в своих компенсаторных функциях — функции утешения, снижения психологического дискомфорта.