Эгоцентрическая направленность подростка
Эгоцентрическаянаправленность присутствует в качестве доминанты во всех поведенческих проявлениях подростка, в его эмоциях, чувствах, переживаниях. Реакции эмансипации, негативизм становятся первыми маркерами активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного Я. Эксперименты С внешностью — это не блажь, а часть процесса поиска собственного образа: одежда, прическа, немыслимый макияж и пирсинг в значительной степени помогают подросткам раскрыть и выразить свою идентичность.
Эгоцентрическая направленность, которую в данном случае мы рассматриваем только как возрастную особенность, проявляется в таких, описанных Д. Элкиндом феноменах, как «воображаемая аудитория* и «миф о собственной исключительности*-.
«Воображаемая аудитория»
С помощью термина «воображаемая аудитория» (imaginary audience) Д. Элкинд пытается истолковать определенные поведенческие особенности подростков: их чрезмерная озабоченность собой приводит к.тому, что им кажется, что и других в такой же степени волнует их внешность или поведение. В ре-ильтате подростки почти все время чувствуют себя как на сне-
Аффилиативная потребность — потребностьи общении, и эмоциональных контактах,стремление быть среди людей. |
Глава 4
не и тратят много анергии на выступление перед воображаемой аудиторией.
Понятие «коображасмая аудитория» способствует объяснению многого из аффективного опыта и поведения подростков. Стремление подростка к уединению и нежеланию раскрываться п i к'которш степени может быть em реакциейна ошуикч ше, что он постоянно находится под критическим наблюдением других ша-дей и, соответственно,он пытаетсявсячески минимизироватьэто.
Миф о собственной исключительности
Другой феномен, названный Д. Элкиидом «миф о собственной исключительности» (personal fable), отражает убежденность подросткова уникальности их личных переживаний: находясь под настоянным вниманием «воображаемой аудитории^, подростки преисполняются убежденности в своей особенности, уникальности.
У некоторых; это приводит к возникновению особого чувства собственного бессмертия и неуязвимости (по Раису Ф„ 2000). Как правило, со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверстниками, и подростки узнают, что идругие испытывают чувства, сходные с их собственными.
Стремление к риску
Стремление найти свое Я, определить Границысвоих нозмож-ностей, подтвердить,так сказать, свое бытие нередко находит выражение и в поведении, связанном сриском.
Ситуации физического риска, по мнению Б. М. Мастеро-ва, лучше, чем 41 о бы то ни было, снабжают бурно развивающееся Я подростка чувственнойтканью этого Я: если я могу умереть, значит, Я есть. Вот крайняя формула самоутверждении, утверждения самих основ существования своего Я. Рискованные игры, физический риск, которому добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, которую он платит за строительство своегоЯ.
I Томимо физического риска подростки подвергают себя и социальному риску. Социальный риск связан стем, что следование групповым ценностям или их отвержение и каждом кон-к] hi пом случае является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, так и сверстников.
Особенности мотивационной сферы подростка
Социальный риск — наиболее многоликаясхема личное i -ных рисков, которым подвергает себя подросток в сфере социальных отношений (каксверстников, так ивзрослых). Подросток постоянно пытается что-то доказать другим и себе, яочень многие межличностные взаимодействия среди подростков строятся на принципе «слабо — не слабо» (Мастеров Б. М, 1994).
Общение
Общение и социальное взаимодействие вообще — вот еще одна область, в которой ярко проявляетсястремление подростков обрести своею идентичность.
Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, по образному выражению И. С. Кона, превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут . не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если пет своей — какой угодно компании (И. С. Кон, 1989).
Человек может познатьсебя только в общении с- другими, и поэтому подросток обращается в первую очередь к своим сверстникам — имен но на них он и значительной степени опирается н поисках своей идентичности. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают. Собирая такого рода информацию,подросток постепенно формирует представление о самом себе, ив дальнейшем эти представления будут еще много раз перепроверяться иуточняться, и опять же через взаимоотношения с другими людьми. . Однако полное слияние с группой может стать преиятс iпнем к познании самого себя. По сути, группа начинает играть роль семьи, где подросток ищет ту же защищенность, и отождеп н-ление себя с компанией не позволяет ему стать самостоятельным во всех отношениях индивидом.
Потребность в автономии
Одной из важнейшихзадач, которые необходимо решить в переходком возрасте, является задача достижения подростком некоторой автономий,независимости от родителей. Ьыть взрослым — Шачит самостоятельномыслить, самостоятельно принимай, решения, научиться само-
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
Потребность в автономии---- — потребность в обретении самостоятельности,независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека. |
Эмоциональная автономия —| убавление от детской амо-циональной зависимости от родителей. |
регуляции и самокон гролю. Эти задачи невозможно решить до тех нор, пока челонек полностьюзависит от кого-то, пока он находится пол неусыпным контролем* и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтомуi юдростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрес ги ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевывать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны. Однако понятие независимости не означает полное отчуждение полростка от родителей или других значимых для него взрослых.Вместо того чтобы говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие психологи теперь предпочитают описывать этот период как время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой. I [одросток должен получить большую независимость в своей жизни: родители должны научиться смотреть на своего ребенка как hll равного, имеющего право на свое мнение человека. При этом, с одной стороны, родители должны обеспечивать детям чувство защищенности и поддержки, а с другой — содействовать тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым. Таким образом, родители должны усвоить, что в обособлении и самоутвержден 1 г и пет ничего опасного; это соответствует возрасту и играет решающую роль в развитии (Крайг Г., 2000).
Эмоциональная автономия
Обретение автономии в переходном возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию подростка от родителей, т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовалисьу него в раннем детстве. С наступлением подросткового периода эмоциональная
дистанция междуродителями и ребенком все более унеличи-i ются,и это способствует далъ-,i шпему развитиюего самостоятельности и формирова-
пишет плен i мчит i и.
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувствосвоей идентичности требуютот подростка обособления от семейного МЫ, которое ранее давалоему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них, по сути, блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощряя и" даже культивируй в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют им стать полноценными взрослыми людьми. В результате затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости.
Однако негативен по своим последствиям и противоположный вариант эмоциональной эмансипации — эмоциональное отторжение, при котором дети вообще не поручают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей и от них требуют большей, чем это возможно в их возрасте, самостоятельности. Тогда у подростка возникает чувство одиночества, тревоги, заброшен л ости, ощущения, что никому нет до него дела, и том числе и родителям. Соответственно нее это может снособ-ствовать формированию самых различных нарушений поведения
Однако следует отметить, что эмоциональная эмансипация [■■ значит полное разрушение тех эмоциональных связей, которые существовали у ребенка с родителями. Правильнее говорить о том, что их отношения должны перейти на качественно новый уровень, построенный на взаимопонимании, уважении, доверии и любви.
Интеллектуальная автономия
Важным условием достижения человеком зрелости и самоопределения является формирование у него интеллектуальной независимости. Быть взрослым в первую очередь означает самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения.
Кардинальные изменения, происходящие в интеллектуальной сфере у детей уже в начале переходного возраста, i фиводят к i ому. что подростки способны более критично воспринимать то, что говорят и делают взрослые. Есл и более младшие по возрасту дети принимают как должное рассуждения и объяснения, оторые приводят старшие, то подростки способны следить за
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
S5
мьклью взрослых, замечая нарушения ЛОГИКИ, недостаточ] юсть их аргументации. Нередко это становится причиной конфликтов, возникающих между подростками и взрослыми: последним нелегко принять изменения, произошедшие с покладистыми детьми, особенно а том случае, когда взрослые рассматривают их возражения только как покушение ни свой апторитет.
Интеллектуальная независимость предполагает также и способность мыслить, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, распознавать разнообразные влияния, исходящие от родителей, от различных социальных групп, партий, конфессий, и умение фильтровать их, не принимая все на веру. Зачастую это приводит к тому, что подростки начинают подвергать переоценке тс правила, ценности и традиции, которые декларируются родителями, учителями и обществом и целом.
Поведенческая автономия
Зрелость личности предполагает помимо вышеописанных условий и способность к саморегуляции, самоконтролю, а это невозможно без обретения подрастающим человеком относительной независимости ОТ контроля и опеки родителей, учителей и других взрослых. Стремление к независимости и самостоятельности проявляется в самых различных областях жизнедеятельности подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.
Именно стремление к поведенческой независимости встречает наиболее сильное сопротивление со стороны взрослых. Большинству подростков приходится час за часом отвоевывать время отхода, ко сну, шаг за шагом — право проводить свободное время по своему усмотрению, общаться с теми, с кем им хочется, пользоваться косметикой и одеваться так. как считается модным в их группе.
Б своем стремлении освободиться от контроля взрослых подростки часто нарушают пределы разумности, но во многом
это результат неправильного
Поведенческая автономия— — обретение независимости и свободы, достаточной, чп>-бы без внешнего руководства предпринимать самостоятельные действия. |
подхода в воспитании самих родителей.
Как правило, авторитарный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формиру-
ется должным образом способность к самоконтролю и саморегуляции.
Демократический же пиль воспитания по:ншляет научить ребенка пользоваться свободой постепенно, и, как правило, серьезных конфликтов в отношении эч их вопросов и таких семьях не возникает.
Пространственная автономия
I [огребность подростков в независимости в первую очередь проявляется в их стремлении к пространственной автономии — уменьшение физического контакта с родителями, неприкосновенность своего лич1 locTHoro пространства, пространства комнаты и т. п.
Уже в начале переходного периода дети i [ачинают смущенно и даже резко реагировать на ласки и поцелуи своих родителей, на их попытку поправить воротничок или волосы.
Дж. Слайдер в своем известном «Курсе выживания для подростков* вспоминает: «Все проходят через эту стадию, когда ты скорее предпочтешь умереть медленной, мучительной смертью, чем появиться на людях в обществе родителей... Я помню, как впадал я погребальное настроение всякий раз, Когда семья Снайдеров полным составом отправлялась на пляж или в парк» (Снайдер /[ж., 1995).
Стремление к пространственной автономии ярко проявляет гебя и в желании подростка иметь свою комнату, где он мог бы уединиться и быть полновластным хозяином, Именно в .этом возрасте подростки резко реагируют на несанкционированное нарушение пространства их комнаты со стороны родителей или других членов семьи, и на дверях появляются различные предупреждающие таблички с надписями типа «Посторонним вход воспрещен».
Экономическая автономия и мотивы добровольной трудовой занятости подростков
По мнению известного французского детского психотерапевта Франсуазы Дольто, уже в начале переходного возраста для подростков очень важно не бытышлностью экономически зависимым or родителей, иначе им не обрести возможности развииать-ся самому (Дольто Ф., 1997), Как отмечает Н. IS. Меркулова, с определенного возраста просить деньги у родителей становится унизительным для подростка, а позже — и непрестижным (Меркулова Н. Б., 1997).
Глава 4
Особенности мотивами о иной сферы подростка
Статистика —-
По данным В. С. Собкина, практическикаждый четвертый школьник ц возрасте 15-16 лет хочет работать и свободноевремя, чтобы иметь собственные деньги (СобКин В. С, 1997). В исследовании П.11. Осигтова 84,6% от опрошенного числа подростков Заявилио своем желании самостоятельно зарабатывать деньги, хотя реальноечисло зарабатывающих среди них конечно же меньше - 13,6 % (Осипов И. Н., 1998),
Как показывают исследования,детский и подростковый труд не всегда связан с нуждой. Б исследовании Л. Г. Борисовой, 22% подростков с. высоким уровнем материального положения сказали, что они уже занимались бизнесом, и только 12% из бедных семей пробовали включиться в коммерческую деятельность. При этом полностью отрицают для себя возможностьвступить на это-Гпуть только 23% из обеспеченных и 34% из бедных семой (Борисова Л. Г., 2001).
Другой причиной подростковой трудовой занятости может быть стремление детей к развлечениям и получению удовольствий, склонность к романтическому времяпрепровождению, каким они рассматривают работу, в отличие от учебы в школе (Пронина Е. И,, 2000). Многие подростки, несмотря на родительский запрет, предпочитают учебе работу, заявляя, что работать лучше, чем учиться. В качестве негативных издержек подростковой трудовой занятости также необходимо рассматривать понижение успеваемости в школе. Интенсивная работа увеличивает вероятностьнедосыпания, неправильного питания,отсутствия-времен и для занятий и отдыха. Кроме того, наличие карманных денег делает доступным для некоторых алкоголь, наркотики.
С другой стороны, ранняя трудовая занятость, по мнению Д. И. Фельдштейна, может приводить к деформации отношений подростков со взрослыми, в том числе сродителями. По данным опроса 13-15-летних подростков(опрос 1994 г., число опрошенных — 263), 80% из них зарабатывали ежемесячно значительнобольше своих родителей, У этихдетей появилась новая позиция по отношению к взрослым. Только 22,8% из числа опрошенных продемонстрировали внимание к родным, альтруистическое стремление оказать им помощь, а 73% — неуважительнуюпозицию (Фельдттейн Д. И., 1994).
Таким образом, очевидно, что феномен подростковой трудовой занятости следует рассматривать отчасти как проявление потребности в материальнойнезависимости, которая начинает резко себя проявлять у современных подростков уже в начале переходного периода и представляет одну из граней более глобальной потребности подростков в автономии, независимости от взрослых.
Рассматриваемый нами период oirroreneja охватываети первые годы студенчества, поэтому коротко рассмотрим мотивы дополнительной трудовой занятости студентов, которые имеют свои отличительные особенности.
В первую очередь необходимо заметить, что феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. По данным социологических исследований, временными подработками занимаются 59% московских студентов, из них регулярно подрабатывают 22% (Эффендиев А. Г., Дудина О. М., 1997). Та же картина прослеживается и в других регионах России, например, по данным В. И. Герчинова, не менее половины студентов дневных отделений вузов Новосибирска заняты на относительно регулярно оплачиваемой работе (Герчипов В. И., 1999).
Исследования
В исследовании В. И. Герчимова выявлено, что студенческая занятость в настоящем имеет свои особенности. Если прежде дляподавляющего большинства студентов вузов постоянно оплачиваемая работа не была жизненной необходимостью, то в настоящее время ситуация обратная. В мотивации работающих студентов на первомместе — необходимость зарабатыватьсебе нажизнь и на получение образования. На втором — забота о своем послевузовском трудоустройстве, здесь достаточно четко выделяются, по крайней мере, три аспекта. Во-первых, студенты хотят получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и совершенствоваться в пей далее. Во-вторых, приобрести некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в резюме и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме. В-третьих, познакомиться с несколькими видами работ,иены гать себя и выбрать ту, которая более всего подходит на роль постоянной.
Помимо этого можно выделить и другие, менее значимые, но отмеченные студентами мотивы. Среди них стремление не отстать от друзей, ютТорЫев большинстве своем работают. Далее, жела-
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
ние чем-то занять свое время и голову, недогруженную в процессе учебы, а также стремлениезаняться чем-то новым, отличным от учебы (ГерчиновВ. И.,1999).
Гоиоря в целом о добровольной трудовой занятости подростков, не связанной сматериальной нуждой, можно заметить,что если студенты стремятся в первую очередь к приобретен ию трудовых навыков, опыта работы, то основной мотив, толкающий подростков-школьников к такой деятельности, — это попытка обрести независимый материальный статус, удоилство-ренис потребности в автономии от родителей, желание быть и считаться взрослым.
Потребность в признании, уважении и самоуважении
Стремление к взрослости, становление личной идентичности приводит к тому, что у подростка начинает резко и настойчиво Проявлятьсяпотребность в признании иуважении его как лич-
ности.
Мнение ученых —
Па убеждению известногоисследователи человеческой мотивации
А. Маслоу, каждый человек постоянно нуждается и признании,в устойчивой И, как правило, высокой оценке собственных достоинств,каждому из нас необходимы и уважениеокружающих нас людей, и BUJMOJKiiocTh уважать самого себя (Маслоу А., 1999).
Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождаету индивидуумачувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире.
Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования показали, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами, и поведениедругих людей будет интерпретироваться человеком как уг-
рожающее, что толкает его и конечном счете на превентивныедействия.