Особенности мотивационной сферы подростка
рои, наличием определеннои^системысоподчинения различных мотивациопныхтенденций(С развитием процессов самосозна-. ния наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стой кого увлечения/По механизму действия мотивыстановятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленнойцели и осознанно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.
Мотив |
Изучениепсихологии развития человека невозможно без исследования его мотивации, т. е. тех движущих сил человеческого поведения, которые в своей совокупности представляют стержень личности и определяют характер ее развития.
Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями вмотивациопно-потребностнпй сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как
— внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанноес удов л етворсн и ем oi ipe лелен-ной потребности. |
качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования.
Мотивация--------------------------- — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию повеления вообще. |
Именно в подростковом возрасте, по словам Л. С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения (Выготский Л. С.,1984). По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структу-
Мнение ученых
Исходным моментом для'изменепия мотивационной сферы подростка выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» (Выготский Л. С. 1984) — уникальная?характерная толькодля данного возраста система отношений между ребенком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой — сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающимина данном возрастном этапе. Эти новообразованияпредставляют собой широкий спектр психических явлений — от психических процессов до от-
Дг.Н>цых СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ;
Таким образом, при анализе мотивации подростка необходимо учитывать:
—биологические изменения (половое созревание);
—11шхологическис изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы нолевой активности);
—социальный контекст жизни подростка.
Известно, что длительность и интенсивность протекания подростково! о периода во многом зависит от культурно-исторических условий: переход от детства к взрослости может быть коротким и суровым, а может затянуться почти на целое десятилетие, как это происходит в современном индустриальном общество.
Необходимость переходного периода очевидна. По сути, главная задача, можно сказать мегазадача, которую необходимо решить человеку в подростковом возрасте, — это стать взрос-
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
лым как и физиологическом плане, так и всоциальном. Уместно в данном случае вспомнить слона Л. С. Выготского о том, что самая существеннаячерта этого периода состоит и том, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохойсоциального созревания личности (Л. С. Выготский, 1984).
Концепции развития человека и достижение взрослости
В современнойпсихологии накоплено уже достаточно большое разнообразие различныхконцепций, посвященныхразвитию человека. Б одних акцент делается на физическом и полоном созревании: например, осноиная задача переходного периода в психосексуальной концепции развития 3. Фрейда — привести сексуальную жизнь ребенка к окончательной форме, нормальнойдля взрослого человека.
Б других, например и рамках сониогенетического подхода, главное— это освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение им социальных установок и ценностей.
В когнитивных теориях, вчастности концепции Ж. Пиаже, акцент делается па достижении человеком когнитивной зрелости, и утверждается, что выход на стадию формальных операций позволяет человеку сформировать личную идентичность.
Концепция Э. Эриксона
По мнению Э. Эриксона, главная задача подросткового периода — формироиание чувства личной идентичности и избежание опасности возникновения ролевой неопределенности.
Идентичность состоит из многих компонентов, совокупность которых и образует целостную личность.
Но Э. Эриксону, отдельными задачами развития, которые
Идентичность (лат. identicus |
необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:
тождественный, одинаковый) - эмоционально-когн итив-аоеединство представленийII САМОМ себе, своем место в .ml"', а системе межличностных отношений. |
—обретение чувстпа времени и непрерывности жи.ши;
—распитие уверенности в себе;
— принятие соответствующей своему полу роли;
—экспериментирование с различными социальными ратями;
—выбор профессии;
—формирование личной сие темы ценностей и приоритетов;
—поиск своей идеологий,то, что Эриксон называл «поиском символа веры» (Э. Эриксон, 1996).
Концепция Р. Хэвигхерста
Во многом сходны идеям Э. Эриксона по своему содержанию задачи развития юности, предлагаемые Р. Хэвигхерстом в так называемой психосоциальной теории развития.
11о его мнению, задачи развития состоят в формировании тех качеств, которые необходимы самому индивиду или соответствуют общественным запросам. При этом задачи развития, которые встают перед индивидами, принадлежащими к различным культурам, отличаются друг от друга, поскольку зависят от относительного значения биологических, психологических и культурных элементов, составляющих задачу. Кроме того, в разных культурах к людям предъявляютсяотличающиеся требования и предоставляются неодинаковые возможности, соответственно им необходимы различные умения и знания. _^
Хэвигхерст выделяет восемь главных задач развития, которые должны быть решены в подростковом возрасте:
1) принятие Своейвнешности и умение эффективно владеть своим телом;
2) формирование новых и более зрелых отношений сосвсрст-никами обоего пола;
3) принятие мужской и женской социально-сексуальной роли;
4) достижение эмоциональной независимости от родителей идругих взрослых;
5) подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;
6) подготовка к вступлению в брак исемейной жизни;
7) появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения;
8) обретение системы ценностей и этических принципов,
которыми можно руководствоваться в жизни, т. е. формирова
ние собственной идеологии (по Раису Ф., 2000).
Глава 4
Особенности мотивационной сферы подростка
Поиск идентичности
Некоторые аспекты идентичности формируются легче, чем другие. Ранее всего, как правило, устанавливается телеспая и сексуальная идентичность. Профессиональная, идеологическая и моральная идентичность формируется гораздо медленнее: этот процесс зависит от того, достиг ли подросток в своем когнитивном развитиистадии формально-операционного мышления. Религиозные и политические взгляды формируются несколько позднее, но эти компоненты идентичности могут еще долгие годы подвергаться изменениям (по Раису Ф„ 2000).
В большинстве исследований, направленных на изучение особенностей подросткового возраста, отмечается тот факт, что со вступлением ребенка в пубертат, примерно в 12-13 лет, происходит перелом в отношении к себе, появляется активный интерес к своему внутреннему миру, подросток все более настойчиво обращается к мысли о собственной личности.
Л. С. Выготской обозначил эту особенность подросткового возраста как эгодоминантную, или эгоцентрическую, установку, которая заключается в том, что формирующаяся личность подростка оказывается в центре его внимания, становится одним из центральных гнезд интересов.
По мнению Т. В. Драгуповой, стремление познать себя и войти в мир взрослых представляет собой стержневую особенность подросткового возраста,-ее аффектинно-потребностнос ядро, определяющее содержание и направление социальной активности подростка, системы его социальных реакций и специфических переживаний.
Исследования
В исследовании немецких психологов было обнаружено, что в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько падает общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния.
С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост
самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей (Коп И. С, 1989).
Исследования ---------------------------------------------------------- ,-------- -
В исследовании Л. А. Регуш было обнаружено, что наибольшую нагруженное™.проблемами имеют младшие подростки—12-, 13-летпие (различия между ними несущественны). К 16 годим проблемная на гружен ность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Приятом было обнаружено, что 12-летние подростки, кроме отношения к будущему, остро переживают взаимоотношения со сверстниками и с родителями. В 13-14 лет проблемы взаимоотношений с родителями выступают на первое место по сравнению с переживанием взаимоотношений со сверстниками (Наш пробл. иодр., 1999).