Особенности мотивационной сферы подростка


рои, наличием определеннои^системысоподчинения различных мотивациопныхтенденций(С развитием процессов самосозна-. ния наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их ха­рактеризуется большой устойчивостью, многие интересы при­нимают характер стой кого увлечения/По механизму действия мотивыстановятся не непосредственно действующими, а воз­никающими на основе сознательно поставленнойцели и осоз­нанно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление под­ростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жиз­ненных планов и перспектив.



       
  Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru
    Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru
 

Мотив

Изучениепсихологии развития человека невозможно без ис­следования его мотивации, т. е. тех движущих сил человеческо­го поведения, которые в своей совокупности представляют стер­жень личности и определяют характер ее развития.

Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии лич­ности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями вмотивациопно-потребностнпй сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как

— внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанноес удов л етворсн и ем oi ipe лелен-ной потребности.

качественные, так и количе­ственные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его суще­ствования.

Мотивация--------------------------- — вся совокупность различ­ных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детер­минацию повеления вообще.

Именно в подростковом возрасте, по словам Л. С. Вы­готского, на протяжении срав­нительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движу­щих силах поведения (Выгот­ский Л. С.,1984). По своему строению мотивационная сфе­ра начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структу-

Мнение ученых

Исходным моментом для'изменепия мотивационной сферы под­ростка выступает так называемая «социальная ситуация разви­тия ребенка» (Выготский Л. С. 1984) — уникальная?характерная толькодля данного возраста система отношений между ребен­ком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой — сами определяются теми качественно новыми психо­логическими образованиями, возникающимина данном возраст­ном этапе. Эти новообразованияпредставляют собой широкий спектр психических явлений — от психических процессов до от-

Дг.Н>цых СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ;

Таким образом, при анализе мотивации подростка необхо­димо учитывать:

—биологические изменения (половое созревание);

—11шхологическис изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы нолевой активности);

—социальный контекст жизни подростка.

Известно, что длительность и интенсивность протекания подростково! о периода во многом зависит от культурно-исто­рических условий: переход от детства к взрослости может быть коротким и суровым, а может затянуться почти на целое деся­тилетие, как это происходит в современном индустриальном общество.

Необходимость переходного периода очевидна. По сути, главная задача, можно сказать мегазадача, которую необходи­мо решить человеку в подростковом возрасте, — это стать взрос-



Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru

Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru



Глава 4

Особенности мотивационной сферы подростка




Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru лым как и физиологическом плане, так и всоциальном. Умест­но в данном случае вспомнить слона Л. С. Выготского о том, что самая существеннаячерта этого периода состоит и том, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохойсо­циального созревания личности (Л. С. Выготский, 1984).

Концепции развития человека и достижение взрослости

В современнойпсихологии накоплено уже достаточно большое разнообразие различныхконцепций, посвященныхразвитию человека. Б одних акцент делается на физическом и полоном созревании: например, осноиная задача переходного периода в психосексуальной концепции развития 3. Фрейда — привести сексуальную жизнь ребенка к окончательной форме, нормальнойдля взрослого человека.

Б других, например и рамках сониогенетического подхода, главное— это освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение им социальных установок и ценностей.

В когнитивных теориях, вчастности концепции Ж. Пиа­же, акцент делается па достижении человеком когнитивной зре­лости, и утверждается, что выход на стадию формальных опе­раций позволяет человеку сформировать личную идентичность.

Концепция Э. Эриксона

По мнению Э. Эриксона, главная задача подросткового перио­да — формироиание чувства личной идентичности и избежание опасности возникновения ролевой неопределенности.

Идентичность состоит из многих компонентов, совокуп­ность которых и образует целостную личность.

Но Э. Эриксону, отдельными задачами развития, которые

Идентичность (лат. identicus

необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:

тождественный, одинаковый) - эмоционально-когн итив-аоеединство представленийII САМОМ себе, своем место в .ml"', а системе межличност­ных отношений.

—обретение чувстпа вре­мени и непрерывности жи.ши;

—распитие уверенности в себе;

— принятие соответствую­щей своему полу роли;



—экспериментирование с различными социальными ратями;

—выбор профессии;

—формирование личной сие темы ценностей и приоритетов;

—поиск своей идеологий,то, что Эриксон называл «поис­ком символа веры» (Э. Эриксон, 1996).

Концепция Р. Хэвигхерста

Во многом сходны идеям Э. Эриксона по своему содержанию задачи развития юности, предлагаемые Р. Хэвигхерстом в так называемой психосоциальной теории развития.

11о его мнению, задачи развития состоят в формировании тех качеств, которые необходимы самому индивиду или соот­ветствуют общественным запросам. При этом задачи разви­тия, которые встают перед индивидами, принадлежащими к различным культурам, отличаются друг от друга, поскольку зависят от относительного значения биологических, психоло­гических и культурных элементов, составляющих задачу. Кро­ме того, в разных культурах к людям предъявляютсяотлича­ющиеся требования и предоставляются неодинаковые возмож­ности, соответственно им необходимы различные умения и знания. _^

Хэвигхерст выделяет восемь главных задач развития, ко­торые должны быть решены в подростковом возрасте:

1) принятие Своейвнешности и умение эффективно вла­деть своим телом;

2) формирование новых и более зрелых отношений сосвсрст-никами обоего пола;

3) принятие мужской и женской социально-сексуальной роли;

4) достижение эмоциональной независимости от родите­лей идругих взрослых;

5) подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;

6) подготовка к вступлению в брак исемейной жизни;

7) появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения;

8) обретение системы ценностей и этических принципов,
которыми можно руководствоваться в жизни, т. е. формирова­
ние собственной идеологии (по Раису Ф., 2000).



Глава 4

Особенности мотивационной сферы подростка




Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Особенности мотивационной сферы подростка - student2.ru Поиск идентичности

Некоторые аспекты идентичности формируются легче, чем дру­гие. Ранее всего, как правило, устанавливается телеспая и сек­суальная идентичность. Профессиональная, идеологическая и моральная идентичность формируется гораздо медленнее: этот процесс зависит от того, достиг ли подросток в своем когнитив­ном развитиистадии формально-операционного мышления. Религиозные и политические взгляды формируются несколь­ко позднее, но эти компоненты идентичности могут еще долгие годы подвергаться изменениям (по Раису Ф„ 2000).

В большинстве исследований, направленных на изучение особенностей подросткового возраста, отмечается тот факт, что со вступлением ребенка в пубертат, примерно в 12-13 лет, про­исходит перелом в отношении к себе, появляется активный интерес к своему внутреннему миру, подросток все более на­стойчиво обращается к мысли о собственной личности.

Л. С. Выготской обозначил эту особенность подростково­го возраста как эгодоминантную, или эгоцентрическую, уста­новку, которая заключается в том, что формирующаяся лич­ность подростка оказывается в центре его внимания, становит­ся одним из центральных гнезд интересов.

По мнению Т. В. Драгуповой, стремление познать себя и войти в мир взрослых представляет собой стержневую особен­ность подросткового возраста,-ее аффектинно-потребностнос ядро, определяющее содержание и направление социальной активности подростка, системы его социальных реакций и спе­цифических переживаний.

Исследования

В исследовании немецких психологов было обнаружено, что в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, за­стенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько падает общее самоуважение и существенно изменяет­ся самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверст­ники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессив­ные состояния.

С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост

самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становят­ся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей (Коп И. С, 1989).

Исследования ---------------------------------------------------------- ,-------- -

В исследовании Л. А. Регуш было обнаружено, что наибольшую нагруженное™.проблемами имеют младшие подростки—12-, 13-летпие (различия между ними несущественны). К 16 годим проб­лемная на гружен ность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Приятом было обнаружено, что 12-летние под­ростки, кроме отношения к будущему, остро переживают взаимо­отношения со сверстниками и с родителями. В 13-14 лет проб­лемы взаимоотношений с родителями выступают на первое место по сравнению с переживанием взаимоотношений со сверстниками (Наш пробл. иодр., 1999).

Наши рекомендации