Эмоциональный стресс и психологическая поддержка
Стресс — это требование, предъявляемое различными жизненными обстоятельствами кадаптивным возможностям нашей психики и тела. Стресса избежать невозможно. Фраза Г. Селье о том, что «полная свобода от стресса означает смерть», стала общим местом и постоянно цитируется в научных работах. Вся человеческая жизн ь соткана из радостных или вредоносных стрессов (дистрессов)(Селье Г., 1979).
С психологической точки зрения стресс приводит к плохому настроению и чувству неуверенности; длительное его воздействие может закончиться нервным срывом. Конечно, не всегда поведение подростков разрушительно, не все молодые люди имеют эмоциональные проблемы, но тот факт, что среди них широко
Особенности аффективной сферы подростка
распространены случаи психических заболеваний, алкоголизма, злоупотреблений наркотиками, вандализма, самоубийств и убийств, указывает на ТО, что эмоциональные проблемы существуют у очень и очень многих подростков. Некоторые специалисты утверждают, что немалую ответственность за это несут социальные стрессы.
Эмоциональная реакция на стресс
Эмоция не сводится к внутреннему переживанию или к физиологическим нарушениям. Эмоция - это реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым человек не может адаптироваться, и в этом случае она имеет преимущественно функциональное значение.
Следовательно, можно утверждать, что эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Однако мы в силу бедности язы ка иногда употребляем термин «эмоция* как синоним «чувствам, например в выражении «лстети-ческаи эмоция»или для обозначения любого«душевного движения» субъекта (Фресс П., Пиаже Ж.,1975).
Можно рассмотреть пример с учащимся, сдающим устный экзамени имеющим избыточную мотивациюпо сравнению с возможностями (т. е. он не слишком хорошо подготовился к экзамену).
При слабом уровне дезорганизации эмоция может выражаться о виде несвойственных подростку и излишних вегетативных реакций: влажные руки, общее напряжение, затрудненное пищеварение, возбужденность. Эти органические расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой
. успешностью ка экзамене.
При бол еезначительном уровне дезорганизации экзаменующийся теряется, приходит в замешательство, нарушения охватывают саму психическую деятельность: появляются нсясностьмыс-лей, провалы в памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления Становятся еще более сильными: слезы, покраснение
■ или побледнение кожных покроиов и иногда даже обморок.
Как показали Жане и Валлон, эмоциональный отпет можно
[рассматривать как форму адаптации кситуацп п.;'-)к; шк'нующнн-сн или особенно экзаменующаяся, будучи не всостоянии дать
. 3 Психология подросла
бб
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
------- Акцентуация характера — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. |
удовлетворительные ответы, стремятся повлиятьна преподавателя,воздействуя на его чувства (ФрессП.. Пиаже Ж., 1975).
Классификация подходов к пониманию стресса
Для ориентировочной классификации подходов к пониманию стресса наиболее распространена следующая схема:
—стресс как стимул или случай в окружении, требующим отиндивида повышенной затраты ресурсов и реакций;
—стресскак реакция — общий адаптационный синдром (Г. Селье);
—стресс как ннтеракцияорганизма (личности) и среды (окружения).
Иногда в понимании стрессакак состояния организма или личности выделяются эмоциональное и физиологическое состояние (Гурвич И. П., !999).
Стресс может быть вызван любой чрезмерно сильной эмоцией. Хотя считается, что стресс чаще всего возникает из-за страха и гнева, его причиной может быть и сильная радость.
Эмоциональные состоянияоказывают влияние на жизнедеятельностьвсего организма.При эмоциональных реакциях происходит либо повышение деятельности всегоорганизма, либоугнетение, торможение его активности.
Мнение ученых
Эмошюгепная ситуация воиникаеч при избыточной мотивации \Hi отношению к реальным приспособительным возможностям
индивида. Однако прежде всего следует подчеркнуть, что не существуем ЭмоциогенноЙ ситуации как таковой. Она зависит от отношения между мотивацией и нозможногтями субъекта. Когда мы говорим, что человек, только что переживший состояние Эмоционального шока, «окаменел?, мы хотим тем самым подчеркнуть, что его мыпщьт находятся в состоянии гипертонуса. Эмоция начинается с гиттертонуса, ннетпним проявлением которого является преобразование неиспользованной по назначению энергии и спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия. Соразмерная тоническая реакция является естественной и необходимой предпосылкой любого действия; в этом случае тоническая реакция локализована. В ЭМОЦИЯХ же, наобйрот, эта тоническая реакция диффуэна,' генерализована и может лишьзатруднить выполнение предполагаемого движения. В конечном счете она иедет к тремору и хаотическим неупорядоченным движениям (Фресс П., Пиаже Ж., (975).
Эмоциональные расстройства
Подросткового возраста,