Особая напряженность чувств в подростковом возрасте
Чувства подростка чрезвычайно напряжены. С<лрущ«киЛ,И. й>
жович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» — бурную неуправляемуюреакцию ребенка, не соответствующую но выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности* лежит несоответствие самооценки, как правило низкой для подростков, высокому уровнюпритязаний.
Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снопа происходит рост самоуважения, ослабеиает застенчивость, устойчивее становится самооценка, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.
Мнение ученых
------ Аффект неадекватности — неадеквашыс эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекяатной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех. используется защитнаяформа осознания происшедшею и в неудачах обвиняются либо другие, либо обстоятельства. |
По мысли Л. С. Выготского, подрос тничее тво раенадается на две фазы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов.
Л- С. Выготский полагает, что
черная, длящаяся около двух лег, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системыинтересов (отсюда ее протестующий,отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления нерв ихорганических влечений. Следующая
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
фаза - фаза интересов — характер и л уется вызреванием нового ядра интересов.
Л.С. Выготскийтакже обращает внимание насходство негативной фазы цодростничестаас негативизмом трехлетних детей, предупреждая, впрочем,об опасности их отождествления. Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазыподросткового возраста, Л. С. Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствуети школе, и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.
В. Р. Кисловская (1971), изучившая с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности,нашла, что подростки наиболее тревожны а отношениях с одноклассникамии родителями инаименее — спосторонними взрослыми иучителями. Старшие школьники обнаружили самый высокий посрав-нени ю с другим и возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят.
Развитие эмпатии
Эмпатиеи называется способность человека эмоционально отзыватьсяна переживания других людей.
С накоплением жизненного опыта умпатические переживания становятся более устойчивыми.
Выделяют два вида эмпатии —гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоциональнооткликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадовап не, сострадание, сочувствие, жалость)(Поддъяков И. Н., Говоркова А. Ф„ 1985).
Эгоцентрическая змпатия связанас переживаниями за себя; страдания другого — повод переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ па радость (последние названы переживаниями зависти).
Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят вокруг,или совершенно равнодушен к оценке — будь она хорошая или плохая. Именно п этом случае родители жалуются на то, что подросток стал «бесчувствен-
ным», равнодушным ко всему, что ничто его не волнует и не радует. Другой подросток (или тот же подросток в иное время) может почти не откликаться на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка, — например, ненайдя па месте какой-то своей вещи («Я же положил ее сюда! »)■
Половые различия
У девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана — они чересчур обидчивы, могут «пи стою, ни с сего» заплакать, у них беспрерывно меняется настроение. Мальчики же чаще становятся более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениям^(не могут усидеть спокойно па месте, вертят что-нибудь в руках).
Под сопереживанием (змпатией) подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, стремление разделить с другим человеком егопереживания.
Подростки часто жалуются на то, что родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и точку зрения. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям инастроению своих детей-подростков. Они не понимают, а следовательно, и никогда не принимают во внимание мысли и чувства своих детей. Еслисын или дочь почему-либо расстроены, то такие родители искренне удивлены: что происходит?(Одно из возможных последствий подобной эмоциональнойглухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Они ведь просто не знают, что сопереживание — это совершенно необходимая часть нормальных человеческих отношений.
Психолого-педагогическое консультирование----------- .--------
Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность вы с лун гать без скепсиса. Подростки крайне нуждаются tie только в родительской любви, нои в самих ее внешних проявлениях. Признание является важнейшей составляющей любви. Любовьведь проявляется и в том, чтобы
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
принимать человека таким,каков он есть — со всеми его недостатками и ошибками,Поэтому подросткамтак важно чувствовать, что родители их ценят, признают и любят. Дли этогодостаточно просто чащебеседовать с ребенком и слушать то, что он говорит о своих пере.жинациях, не отмахиваясь: «А, ерунда! До свадьбы заживет!»
Эмоции в младшем подростковом возрасте
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов про] tecca становления эмоционально-волевой регуляции
человека.
Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Он лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (низкая оценка, выговор за плохое поведение) подросток может скрывать под маской безразличия тревогу,нолнение, огорчение. По и других обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) он может прон вить бол ьшую hmi |ульсивность в поведении. От тяжело пережинаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство ил дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М-,
1976).
Огромное значение в этом возрастеприобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано со многими пережи ваниими. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чу гкости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты изаимодей-ствия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого ит, п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо
для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснений отношений, ссор.
Именно в отрочестве чрезвычайно велик диапазон полярных чувств.У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить сто в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгаю i пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездеятелен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть — и он вновь охвачен страстью новой цели (Мухина В. С„ 1997).
«Подростковый комплекс» эмоциональности
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к уныниюи обратно — без достаточных причин,а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.
Чувствительность подростков к oi [енке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, об-щепри пятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).
Эгоистичность
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов сноей жизни люди неспособны на такую преданность и самопожертвование.
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
Только подростки могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к окружающим грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).
Депрессивность
Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенно-сти в себе, сознание своей не] юлноценности, и это бывает сля-зано с тяжелыми переживаниями, которые датеко не всегда проявляются внешне.
Критичность к другим
В этом гюзрасте ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому па мелкие промахи, недочеты и работе, частая тема - необъективность или несправедливость. I !одо6-мыс особен 1 me i it uv случайны, а весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичногтив адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей — не ь последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представ-лениеоссбечерезвзглядокружающих(По.1иванонаК,Н.,2000).
Критичность к себе
Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда , юстаточно придирчиво оценивает свою внешность и душевные свойства. Подросток много думает о развитии своих нолевых качеств. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его ум, его способности.
В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался
неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают па почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоятельств и обстаноЕШ 1 вызвать у подростка аффективную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет),или обиду, которую он затаит глубоко ссебе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый, неспособный ит.д. И все этиобстоятельства могут привести ребенка в состояние депрессии, заставить «замкнуться*, сделать его стеснительным.
Серьезной причиной депрессивного эмоционального состояния подростка могут быть его эротические мысли, которых oil стесняется, стыдится, а вместе с тем невольноим поддастся. Сознание того, что он не может заставить себя нужным образом отвлечься от этих мыслей и побуждений, вынуждает подростка чувствовать собственное бессилие. Он всячески стремится скрыть свои переживания от окружающих, особенно родных, опасаясь, что они могут доискаться причин его угнетенного состояния, а этого подросток очень стыдится (Ермолаева М. В., 2000).
Положительная мотивация
В целом основными мотивами действий подростков все же являются положительные социальные побуждения, переживания благожелательности к людям, сочувствия их горю и несчастью. Именно такими, часто подспудными и противоречащими повседневному внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время несчастья, пожара, когда кто-то тонет, потерпел аварию и т. д. Желание сделать людям хорошее — помочь им в горе, несчастье, при неприятностях, восстановить попранную справедливость, проявить горячее сочувствие угнетенным и обездоленным — занимает существенное место в эмоциональном мире подростка. Эти желания и устремления часто становятся осознанными, а иногда и недостаточно осознаваемыми мотивами действий и поступков подросткок. И если эти устремления войдут в нужное, действенное русло, то подросток будет испытывать глубокое моральное удовлетворение (Якобсон П. М., 1998).
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведет к интенсивномуросту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее
Глава 3
Особенности эффективной сферы подростка
испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремлен не бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. Н подростковом возрасте сильнее, чем прежде, становится захваченность растущего человека пережипаниями, связанными с добром, сочувствием,со способностью жертвовать,своими запросами, потребностями ради окружающих (Якобсон П. М„ 1976).
Стресс
Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами такой глубины, о которой он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душенные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина Б. С. 1997).
Причиной возникновения стресса у подростков может стать очень многое: развод родителей, неудами в школе, арест, попадание в зависимостьот наркотиков или алкоголя, потеря работы, ссоры с любимыми, беременность или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с одной или несколькими подобными проблемами, либо имеют близких друзей, которым приходится такое пережить. В табл. 3.1. приводится список различных жизненных событий, которые, как правило, вызывают стресс. Они расположены в порядке убывания силы их воздействия па подростков. Смерть члена семьи оценивается как наиболее стрессовое событие, далее следует развод или разъезд родителей. 11роблсмы ь школе, с наркотиками, на работе, с друзьями и со здоровьем ' также занимают в таблице довольно высокое положение.
Развитие социальных эмоций
Социальные эмоции — переживание человеком своего отношения к окружающим людям; возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений.
Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение определенным объемом знаний (нормами поведения, оценочными категориями, культурными символами), но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы эмоциональными эталонами и при принципиальной однородности имеют специфические отличия, накладываемые данным обществом и данной культурой.
Краткосрочное хорошее или плохое настроение сильно влияе-i на оценку людьми видеозаписи своего поведения. Те, кто находится в данный момент в плохом настроении, обнаруживают меньше позитивного в своем поведении (Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб., 1996).
Дружба
В подростковый период весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. Удовлетворение эмоциональных потребностей детей младшего школьного возраста очень мало зависит от общения со сверстниками. Ребенок ищет этого удовлетворения у родителей. 11 мен но от них он ждет похвалы, любви и нежности. В подростковый период картина меняется. Половое созревание приносит с собой новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем чтобы найти у них то, что раньше давали им родители.
Такое общение со сверстниками знаменуетновую (межличностную) стадию эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентра-ции
Наиболее существенное свойство взаимоотношений между сверстниками — их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в Детскойгруппе. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, стремление их продолжать помогают преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию способности строить равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному (Цукер-ыан Г. Л., Мастеров Б. М., 1995).
В раннем подростковом возрасте дружеские отношения насыщены, эмоциональны, но порой.приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут оши-
|- Эмоциональная децентрация — способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимать эмоции,эмоциональные состояния другого человека. |
биться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающих их запросам, может стать причиной досады и гнева. Чем сильней и эгоистичней чувства, заставляющие подростка доби-
Глава 3
ваться чьей-тодружбы, тем более вероятно, что такие отношения будутнапряженными и «взрылсюпаспыми». Всякий раа. когда желания неуравновешенных, незрелых п социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести к временному или окончательному разрыву отношений (РаЙс Ф.,2000).
По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятсявсе более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональныйконтакт, чем между мальчиками.
При неблагоприятных условиях формированияличности школьника (тяжелаяобстановка п семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного про-, Цесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности, которые могут выразиться в агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение изрос-л ых к подростку, к его запросам, устремлениям, ко всей его личности (Якобсон П. М„ 1976).
Эмоции в старшем подростковом возрасте
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет эмоциональную напряженность и существуетуже на спокойном эмоциональном фоне.
Для юношей характерно эмоционально окрашенное желание выделиться среди сверстников, приобретающее самуюразнообразную форму. Это могутбыть чисто внешние особенности поведения: своеобразные манеры, интонации речи, специфические выражения, способы обращения, а также особенности одежды, прически и т. д. Но рядом с этой часто наносной формой повеления появляется уже серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам инедостаткам.
Мнение ученых
И. С. Кш выделяет следующие ч ииы взросления.
Он пишет, что уодних людей юность период «бури и натиска», протекающий бурнойкризисно, характеризующийся серьезны-
Особенности аффективной сферы подростка | ||
Таблица 3.1 Шкапа жизненных событий, вызывающих стресс (составлена подростками) | ||
№ л/и | Жизненные события | Оценка |
I | Смерть ОТЧВ"Л" матери | |
t'Mcpib брата или сестры | ||
Смет ь близкого друга | ||
Развод или разъезд родителей | ||
Неуспеваемость по одному или нескольким предметам в школе | ||
Арест | ||
Провал на экзамене | ||
а | Один из членов семьи имеет проблемы с алкоголем (но не сам подросток) | |
Попадание в зависимость от алкоголя или наркотиков | ||
Потеря любимого домашнего животного | ||
и | Болезнь роди гелей или какого-нибупь другого близкого роделвенника (не самого подростка) | |
Потеря работы | ||
Разрыв с другом или подругой | ||
Исключение из школы | ||
Беременность подружки | ||
Потеря работы родителем | ||
Получение фавмы или болезнь | ||
IS | Стычки с родителями | |
Конфликты с иpl1 подавателем или начальником не работе | ||
Наличие любой из нижеперечисленных проблем: прыщи, излишек веса, чрезмерная худоба, слишком высокий или слишком низкий рост | ||
Переход в новую Школу | ||
Переезд па новое место жительства | ||
Перемены во внешнем облике (например, появление очков) | ||
Ссоры с братом или сестрой | ||
Начало менструаций(для девушек) | ||
Переезд в семью нового члена (дслушки, бабушки, приемного брата или сестры и т, д.) | ||
Первые дни работы | ||
Беременность матери | ||
Первое свидание | ||
Знакомство с новыми друзьями | ||
Вступление в брак брата или сестры | ||
"Цифры округлены до ближайшего целого числа Источник: Yea worth, R. С., York, J., Hasscy, M. A., Ingle. M. E. and Goodwin, T. (Spring 980) |
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
МИ эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юностьпротскает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, по до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; тадие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но и их развитиимеханизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональныхсрывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши И девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь (Кон И. С, 1996. С. 259-266).
«Настроение» юношеского возраста
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции.
В то же время остаются многие черты, характерные для «подросткового комплекса» эмоциональности (см. выше).
Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с новыми видами деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника, — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту (Якобсон П. М., 1976).
Исследования
По данным лопгитюдного исследования И. В. Дубровиной и сотрудников (1988), общийуровень тревожности у девятиклассников по сравнениюс семи- и восьмиклассниками резко снижается, но в десятом классе снова повышается, в основном за счет роста самооценочной тревожности.
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ре-uci гок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если |),i. l л-тся, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-летняя девочка,которая на вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» ответила: «Я сама».
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство ил к ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда расте т потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении (Кон И. С, 1996).
Интенсивное развитие эмоций в юношеском возрасте
В юности интенсивно развиваются самые разные чувства. Обостряются и становятся более осознанными эстетические переживания.Получает новое развитие чувство долга, чувство морального негодования, сочувствие несчастью другого, его горю, душевный подъем от хорошего постумка, радость от встречи с произведением искусства, волнение, грусть. Юноша переживает радость первой любви, под влиянием которой он становится еще лучше и человечнее (Ермолаева М. В., 2000).
Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что это «критический* возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека в зрелые годы (Якобсон П. М., 1976).
Исследования _______________________________________
i В исследовании Л. И. Бершедовои рассматривается кризис 17 лет, охватывающий период от 15 до 18 лет. Единство качественных преобразований в целостной системе отношений к миру, себе и . людям детерминировано в этот критический период сложным процессом самоопределения как впервые возникающего явления, «аффективного центра» социальной ситуации развития.
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
Юность — возраст специфической эмоциональной сензи-тннмпсти. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции к развитой эмоциональной жизни, которые заложены в натуре человека. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — неслучайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмо-ецюналыюЙжизни вэти голы.
Для эмоциональной жизни юности характерно то, что молодыми людьми не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление),но и формируются у них чувства обобщенные (чувство прекрасного, трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства ныражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Их и называют мировоззренческими чувствами (Якобсон П. М, 1976).
Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирова! i неустойчивых эмоционачьных отношении, своеобразных «эмоциональных констант» (Леонтьев А. П., 1971. С. 40).
Одним из существенных моментов становится формирование чувствавзрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской п женской.