Особенности выражения эмоций и чувств в подростковом возрасте
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций па духовную жизнь наиболее очевидно.
Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни Делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий кругянлений социальной действительности небезразличен подростку 1! порождает у него различные эмоции.
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
«Чувство взрослости»
Как отмечалось многими авторами, центральным образованием а сфере чувств подростка становится «чувство взрослости».Возникшее у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых,выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением (Фельдштейн Д. И., 1999).
Мнение ученых
По мнению К. Левина, подросток находится В положении маргинальной личности (этим термином к социологии обозначают личность, принадлежащую двум культурам). Подросток большене хочет быть в сообществе детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивостьи чувствительность, застен'швость и агрессивность, лчоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и опенкам (Фельдштейн Д. И., 1996.).
Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:
1. Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра вкарты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений,ухаживания. Это,самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.
2. Равнение подростков-мальчиковна качества «настоящего мужчины*. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность и дружбе и т. п. Средством самовоспитания часто становятся занятияспортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые всегда считалисьмужскими.
3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого,
4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что то знать и уме п. по-настоящему. ЕНости-
мулирует развитие познавательной деятельности, содержанке которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается и самообразование (Ермолаева М. В., 2000).