Эмоциональная сфера: Направления развития
Проблема эмоций издавна занимала умы ученых. Определение понятия эмоции формировалосьв зависимости от основныхте-opei ических воззрений cooiнетстпующего историческогопериода и уровня развитиянауки о доведиi и и человека иживотных. ■Эмоцииявляются "источником силы" для деятельностикоры головного мозга»,— говорил И. П. Павлов(Павлов И. П., 1928).
Эмоции (франц. emotion,от лат. emoveo потрясаю, вол-'ную) - особыйкласс психических процессон и состояний, связанных с инстинктами, потребностямии мотивами. Эмоции выполняют функцию регулированияактивности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Философская энциклопедия, 1970).
— совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. |
Эмоциональная сфера проходит длинный путьэнолюции— от примитивной чувственной, аффекти иной реакции у животного к высшим чувствам человека. Чувства человека — это чувства исторического человека.
— отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, вформе непосредственного переживания. |
Динамическое значение эмоционального процесса мо-
же: быть двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
деятельности нмижст снижать, тормозить ее. Таким образом, в развитииэмоций намечаются следующие ступени:
1) элемем гарные чувствованиякак проявления органическойаффективной чувствительности, играющие у человекаподчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;
2) разнообразныепредметные чувства и виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
3) обобщенные мировоззренческие чувства.
Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности.
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом (Рубинштейн С-Л., 1998).
Типичные различия эмоциональных особенностей личности ищутвыражаться в сильной или слабой эмоциональной возбудимости, а также вбольшей пли меньшей эмоциональной ус-тойч ивости. Эти различия в эмоциональнойвозбудимости и устойчивости существенно характеризуют темперамент человека.
Фо11 аффективной сферы человека я вляегсяси нтезом множества эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возникновение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением (Куликов Л. В., 1907).
Физиология эмоций
Эмоциональная возбудимость -| - характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального отклика (эмоционального состояния). |
Эмоциональная устойчивость-| |
— характеризует продолжительностьи степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний). |
Возникновениеи проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая ро^ыгри надлежит коре, однако велика и роль подкорки, так как вней находятся центры, управляющие вегета-тив1 [ойнервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств г.- многообразнымиизменениями в функционировании'орга-
] 1изма;с деятслы юстыосердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями а деятельности скелетных мыши, в
частности, выразительными движениями всего тела (пантомимика) илицевых мышц (мимика).
У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят изменения не только во внутренних органах, ной во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются определенного характера жесты, возникают специфические 01 ни ни в интонациях. По этим изменениям можно сулить, какую эмоцию переживает человек в данный момент(ГамезоМ.В.,ДомашенкоМ.Л., 1998).
Электрофизиологические исследования ycTai юиилн огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Радость или огорчение другого лица, даже когда они обусловлены причиной, которую мы сами, возможно, вовсе бы и не заметили, вызывают в наших переживаниях немедленный резонанс. Человек исключительно чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих людей и, попав в среду, где господствует непринужденная, дружественная или напряженная, тревожная атмосфера, — помимо воли разделяет ее (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).
Своеобразная теория змоций была разработана немецким психологом И. Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят, или спутник, переживания.
В. Вундт при этомисходит из того, что «с каждым изменениемпсихических состояний одновременно связаны измененияим соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движениярассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).