Эмоциональная сфера: Направления развития

Проблема эмоций издавна занимала умы ученых. Определение понятия эмоции формировалосьв зависимости от основныхте-opei ических воззрений cooiнетстпующего историческогопери­ода и уровня развитиянауки о доведиi и и человека иживотных. ■Эмоцииявляются "источником силы" для деятельностикоры головного мозга»,— говорил И. П. Павлов(Павлов И. П., 1928).

Эмоции (франц. emotion,от лат. emoveo потрясаю, вол-'ную) - особыйкласс психических процессон и состояний, свя­занных с инстинктами, потребностямии мотивами. Эмоции выполняют функцию регулированияактивности субъекта пу­тем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Философская энцик­лопедия, 1970).

— совокупность пережива­ний человеком своего отно­шения к окружающей дей­ствительности и к самому себе.

Эмоциональная сфера про­ходит длинный путьэнолюции— от примитивной чувственной, аффекти иной реакции у живот­ного к высшим чувствам челове­ка. Чувства человека — это чув­ства исторического человека.

— отношение человека к миру, к тому, что он испыты­вает и делает, вформе непо­средственного переживания.

Динамическое значение эмоционального процесса мо-

же: быть двояким: эмоциональ­ный процесс может повышать тонус, энергию психической



Глава 3

Особенности аффективной сферы подростка




Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru Эмоциональная сфера: Направления развития - student2.ru деятельности нмижст снижать, тормозить ее. Таким образом, в развитииэмоций намечаются следующие ступени:

1) элемем гарные чувствованиякак проявления органиче­скойаффективной чувствительности, играющие у человекапод­чиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2) разнообразныепредметные чувства и виде специфиче­ских эмоциональных процессов и состояний;

3) обобщенные мировоззренческие чувства.

Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием лично­сти в целом (Рубинштейн С-Л., 1998).

Типичные различия эмоциональных особенностей лично­сти ищутвыражаться в сильной или слабой эмоциональной воз­будимости, а также вбольшей пли меньшей эмоциональной ус-тойч ивости. Эти различия в эмоциональнойвозбудимости и ус­тойчивости существенно характеризуют темперамент человека.

Фо11 аффективной сферы человека я вляегсяси нтезом мно­жества эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возник­новение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением (Куликов Л. В., 1907).

Физиология эмоций

Эмоциональная возбудимость -| - характеризует скорость возникновения, протекания и смены эмоционального от­клика (эмоционального со­стояния).
Эмоциональная устойчивость-|
— характеризует продолжи­тельностьи степень стабиль­ности эмоциональных реак­ций (эмоциональных состоя­ний).

Возникновениеи проявление чувств связано со сложной комп­лексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной систе­мы. Ведущая ро^ыгри надлежит коре, однако велика и роль под­корки, так как вней находятся центры, управляющие вегета-тив1 [ойнервной системой и ре­гулирующие работу внутрен­них органов. Этим определяет­ся тесная связь эмоций и чувств г.- многообразнымиизменения­ми в функционировании'орга-

] 1изма;с деятслы юстыосердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями а дея­тельности скелетных мыши, в

частности, выразительными движениями всего тела (пантоми­мика) илицевых мышц (мимика).

У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят изменения не только во внутренних органах, ной во внешнем облике. Меня­ется выражение лица, глаз, появляются определенного харак­тера жесты, возникают специфические 01 ни ни в интонациях. По этим изменениям можно сулить, какую эмоцию переживает человек в данный момент(ГамезоМ.В.,ДомашенкоМ.Л., 1998).

Электрофизиологические исследования ycTai юиилн огром­ное значение для эмоциональных состояний особых образова­ний нервной системы. Радость или огорчение другого лица, даже когда они обусловлены причиной, которую мы сами, возмож­но, вовсе бы и не заметили, вызывают в наших переживаниях немедленный резонанс. Человек исключительно чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих людей и, попав в среду, где господствует непринужденная, дружественная или напряженная, тревожная атмосфера, — помимо воли разделяет ее (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).

Своеобразная теория змоций была разработана немецким психологом И. Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят, или спутник, переживания.

В. Вундт при этомисходит из того, что «с каждым измене­ниемпсихических состояний одновременно связаны измененияим соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофи­зического параллелизма. Все выразительные движениярассмат­риваются как результат внутриорганических изменений в орга­низме (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).

Наши рекомендации