Глава 4. особенности мотивационной
СФЕРЫ ПОДРОСТКА....................................................................... 74
Концепции развитиячеловека и достижение взрослости............... 76
Концепция Э. Эриксона......................................................................... 76
Концепция Р. Хлчигхерста...................................................................... 77
Поиск идентичности................................................................................. 78
Эгоцентрическаянаправленность подростка................................................... 79
Стремление к риску................................................................................. 80
Общение................................................................................................... 81
Пи гребность в автономии.............................................................................. 81
Эмоциональнаяавтономия.......................................................................... 82
Интеллектуальнаяавтономия..................................................................... 83
Поведенческая автономия...................................................................... 84
Потребность в признании, уважении и самоуважении.......................... 88
Потребность в признании в подростковомволрастс...................................... 89
Ценностные ориентации подростков...................................................... 89
Анализсистемы ценностейв подростковом поирасте....................................... 90
Смысложизненнаяориентация подросткон........................................ 100
Идеалы...................................................................................................... 101
Интересы иувлечения............................................................................. 102
Увлечении................................................................................................. 104
ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКА.................. 110
Основные определения Я-конценции..................................................... 110
Образ тела и Я-копцепция....................................................................... 111
Самооценка в подростковом возрасте................................................... 112
Взаимодействие когнитивного
и эмоционального компонентой самооценки........................................ 113
Характер самооценки и качестваличности...................................................... 115
Динамика самооценки............................................................................. 116
Влияние общения па самооценку........................................................... 117
Личностное самоопределение в подростковом возрасте....................... 121
Самоопределение в подростковом возрасте......................................... 122
Психоло! ическое время и Я-концепция............................................... 123
Самосознание в подростковом возрасте................................................ 124
Подростковыйэгоцентризм......................................................................... 124
Кризисподростковою подрасти.
Идентификация личности и спутанность ролей.................................... 126
Влияние взрослых на развитие самосознанийу подростков........................... 12,7
Особенности Я-конценции проблемных подростков............................ 127
Психологические зашитыу подростков........................................................ 127
Пограничная личностная структура...................................................... 130
Содержание
Самооценка в структуре личности делинтсвентного подростка........... 132
Невротические состояния у подростков................................................ 135
ГЛАВА 6. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА........ 141
Социалыю-лсономичсская жизнь и становление личности.................. 142
Отношение к детству взрослого сообщества......................................... И4
Характеристика современного детства................................................... 145
Особенности личности современного подростка................................... И7
Мячты........................................................................................................ 147
Потребность н общении.......................................................................... 148
Потребность в стихийно-групповом общении...................................... 149
Стадии развития личности в подростковом возрасте........................... 150
Иэмененение потребности в самоутверждении..................................... 151
Развитие изменения самосознания......................................................... 153
Развитие социальной активности........................................ :................... 155
Развитие нравственных идеалов............................................................. 1,16
Мотивациоппая направленность личности............................................. 157
Типы личностной направленности.......................................................... 157
Динамика личностной направленности.................................................. 159
Состояние личностной направленности на разных стадиях.................. 161
ГЛАВА 7. ПОДРОСТОК И ШКОЛА.................................................. 169
Образовательная система и развитое личности подростка................... 169
Общение подростка в школе................................................................... 170
Стереотипы и восприятии школьников уютелем.................................. 156
Школьные проблемы подростков.......................................................... 181
Ученики в оценки учителей............................................................................ 183
Трудности в обучении подростков........................................................ 184
Объективные причины неуспеваемости................................................. 189
Нарушения поведения и шкальная наюсциплннироншност................. 200
Нарушение межличностных отношений с одноклассниками............... 214
ГЛАВА 8. ПОДРОСТОК И СЕМЬЯ.................................................... 220
Подросток и родители............................................................................. 221
Роль родителей н жизни подростка........................................................ 221
Проявление подростковой эмансипации в семье.................................. 223
Потребность но взаимном общении....................................................... 229
Подросток и семейное воспитание.......................................................... 232
Психологические механизмы социализации в семье............................ 232
Стили семейного воспитания.................................................................. 233
Факторы родительского воспитания...................................................... 236
Воспитательная позиция родителей....................................................... 238
Психологические деформации семьи и подросток................................ 239
Дисгармония семейных отношений и подросток.................................. 239
I (атологизирующее семейное воспитание............................................. 244
Психосоциальные нарушения п семье................................................... 216
Структурные деформации семьи и подросток....................................... 249
Ситуация развода и ее воздействие га подростки................................. 249
Неполти семьи......................................................................................... 254
Смешанные семьи................................................................................... 256
Содержание___________ __________ "__________________________ ?
Подросток и другие члены семьи........................................................... 256
Взаимоотношения с сиблингамн............................................................ 256
Взаимоотношения со старшим поколением.......................................... 258
Половая социализация и подготовка
к будущей семейной жизни...................................................................... 259
Брачно-семейные представлении и ценности......................................... 259
ГЛАВА 9. ПОДРОСТОК И СВЕРСТНИКИ ...................................... 266
Общение - главная иотребность подростков......................................... 266
Обособление и аффил нация................................................................... 267
Тендерные ралличия стилей общений............................. -..................... 270
Специфика общения подростков............................................................ 272
Подростки в группах............................................................................... 275
Социальная перцепция........................................................... -■............... 276
Юношеские группы......... „..................................................................... 277
ГЛАВА 10. МОТИВАЦИЯ УЧЕБЫ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.... 287
Внешние и внутренние мотивации......................................................... 287
Мотивация учебной деятельности подростка........................................ 239
Мотивы учения, доминирующие в старшем школьном гюлрасте...... 292
Познавательные мотивы учебной деятельности................................... 293
Формирование мотивов учебной деятельности школьников.............. 296
Мотивация учебной деятельности студентов........................................ 297
Мотивы поступления в высшие и средние специальные
учебные заведения................................................................................... 300
Причины 1 loci у плен и я в высшие учебные заведения..................................... 301
Мотивация профессиональной ориентации........................................... 302
Комконе!.. ситуации выбора профессии......................................... 304
Возрастная динамика профессиональной направленности................... 305
Профосенопальная ориентация и интересы........................................... 308
Орофесснона.1..... .1Я ориентация и свойства л ичносм........................... 310
Обществен но-историческая обусловленность профессиональной
ориентации........................................................ --.......................................... •■......................................... ■>''
Влияние семьи на выбор профессии...................................................... 313
Отражение педагогом учебной и профессиональной мотивации учащихся.... 316
ГЛАВА 11. ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ ХАРАКТЕРА........................ 320
Личность и характер................................................................................ 320
Акцентуации характера............................. ■.............. ■......................... 321
Типы акцентуаций.................................................................................... 323
Собснности психологической и психопедагогической работы
с подростками разных типов................................................................... 327
Гнпертимиый тип.......................................................................................... 327
Возбудимый тип...................................................................................... 330
Эмотивный тип........................................................................................ 331
Застревающий тин.................................................................................... 332
Демонстративный тип................................................... -........................ 334
ГЛАВА 12. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ...................................................... 339
Психосексуальное развитие.................................................................... 339
40__________________________ ______ __j____________ Содержание
Пубертат и пологаяконституция............................................................ 340
Психологическая сторонапубертата..................................................... 342
Возраст и сексуальное поведение........................................................... 343
Начало лапшой жизни.............................................................................. 345
Мастурбация в подростковомвозрасте................................................... 347
Половые роли........................................................................................... 349
Формирование сексуальной ориентации*............................................. 349
Ухаживание и люйовь........................................................... ;............ 354
Любовь ндружба..................................................................................... 3">fi
Психосексуальные сценарии....................................................................3.18
ГЛАВА 13. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ........................................ 363
Агрессия и ее развитое...................................................................... ЗВЗ
Враждебная винструментальная агрессия.............................................. 363
Агрессияи социализации................................................ \....................... 364
Пути предупреждения развития агрессии................................................ 365
Влияние степени привязанности к родителям на развитие агрессии....... 368
Особенности подростковой агрессии............................................ 369
Агрессия и характер................................................................................. 369
Половые различияразвития агрессии у подростков.............................. 371
Агрессивность и конфликтность.............................................................. 373
Самооценка подростка и агрессивность................................................... 373
Аутоагрессивное поведение подростков................................................. 375
ГЛАВА 14. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............ 382
Адликтивное поведение как специфический тип девиаптного
поведения...............................................................................................382
Воарастные факторы риска................................................................... 383
Китти- потребности в психоактивном веществе...................................... 388
Привыкание............................................................................................... 389
Фенимеп психологической ЭШМОИЫОСТН.................................................. 390
Аддиктииная личность............................................................................. 392
Трансформация аддиктивнога повеления л лаписимое поведение......... 395
Зависимое поведение и стадии его формирования.................................. 398
Аддиктивиое.поведение в подростковом возрасте.................... 400
Табакокурение........................................................................................... 400
Злоупотребление ннгаляитами...............................................................405
Аддиктивное повеление в юношеском возрасте......................... 412
Злоупотребление алкоголем.................................................................... 412
Злоупотребление наркотиками................................................................ 418
Лепиантная социализация....................................... ,................................. 426
ГЛАВА 15. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ......... 436
Формы суицидального поведения............................................................ 438
Факторы, способствующиесуициду........................................................ 439
Склонность к суицидальномуповедению
при разных типах акцентуации характера................................................ 443
Список дополнительных терминов и понятий........................... 448
Литература............................................................................................ 467
Глава 1
Биологические особенности развития в подростковом возрасте
В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку.
Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение полоши зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функци 11
Социальным критерием перехода считается достижение com [альнойзрелости, определение которой зависит от конкретнойкультуры. Большинство западных культуропределяет социальную .spi1-юсм. как козможткть юноши или девутйкисамостоятельно решать свою судьбу — выбирать профессию, места учебы, работы, принимать решение о браке без согласия родителей.
Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7-9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностями и правами взрослого человека.
С понятиями биологической и социальной зрелости связано понятие * психологическая зрелость*, включающее оба понятия, но не сводимое к ним.
Психологическая зрелость человека означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагает реализацию человека как личности.
Человек как личность поступает преимущественно «как должно», а не «как хочется», действуя во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития
Глава 1
Биологические особенности развития
Соматотропин |
Фоллигропин |
—--- — Стероидные гормоны - гормоны, образующиеся в половых же, юзах и регулирующие половую дифференциацию и процесс подового размноженияу позвоночных животных и человека. |
------- ——------- Надпочечники — парный эндокринный орган у высших позвоночных животных и человека. |
общества и т. п.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентации. Безусловно, развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость означает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и за других людей. Психологическая зрелость может ие совпадать с биологической и социальной, а наступать значительно позже. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем половую зрелость или возраст социально-правового признания.