Развитие познавательной сферы (интеллектуальное развитие).
Развитие мышления зависит от:
1. Деятельности самого ребенка (чем обширнее чувственный опыт ребенка, тем больше предпосылок для развития мышления). 2. От влияния взрослого человека, которое проявляется в организации среды и в обучении. Ведущий тип мышления: наглядно-действенное (путем проб). В этом возрасте формируется обобщение, но оно идет на основе внешних признаков.
Развивается память на 2-м году жизни. Ребенок узнает знакомые лица через 1,5–2 мес.
В 2,5 года – помнит полгода. К 3-м годам – помнит до года.
Восприятие – доминирующая функция.
Выготский писал, что все другие процессы работают внутри восприятия. Предпосылки формирования личности.
В раннем возрасте ребенок учится отделять себя от взрослого. Осознавать свои потребности, желания, возможности.Развитие предметной деятельности приводит к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми, начинает подражать взрослому, т.е. появляются новые отношения со взрослыми.
Взрослый становится образцом выполнения деятельности.Сравнение со взрослыми приводит к тому, что ребенок хочет быть таким же как взрослые, и он начинает предъявлять претензии на самостоятельность и на взрослость. Т.о. предпосылками развития личностив раннем возрасте является:
– осознание себя как отдельного человека.
– сравнение себя со взрослыми. Возникает противоречие между желанием ребенка «Я хочу быть как взрослый» и возможностями ребенка.
Кризис 3 лет.
В норме он проходит: начинается в 2,5 года – к 3 годам уже разрешается.
Если кризис затягивается или задерживается начало, то это осложненный кризис.
Признаки начала кризиса: появление местоимения «Я» (до этого ребенок называет себя в 3-м лице). Л.С. Выготский – для 3-летнего ребенка характерно «Семизвездие симптомов».
Семизвездие симптомов кризиса 3-х лет:
- Негативизм – это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого.
- Упрямство – когда ребенок настаивает на своем. Причем – не важно содержание, важен сам факт (отстоять свое).
- Строптивость – реакция, направленная против норм воспитания, против образа жизни.
- Своеволие, своенравие – ребенок все хочет сделать САМ.
- Протест – это бунт против всего вообще.
- Симптом обесценивания взрослого, дискредитация взрослого.
- Стремление к деспотизму – стремление проявить власть по отношению к окружающим, взрослым. Или может проявляться как ревность по отношению к младшим и/или старшим в семье (если есть сибсы).
В случае осложненного/негативного протекания кризиса возможны развитие реакций невротического или психопатического характера: –страхи, –энурез, –нарушение сна, –неврозы (тики, навязчивые состояния, действия), –затруднения в речи, –отставание в психических процессах, –проблема установления контактов с окружающими.
Достижения раннего возраста:
1. Складывается предметная деятельность. 2. Общение со взрослым.
3. Зачатки общения со сверстниками. 4. Формирование предметного восприятия.
5. Наглядные формы мышления: – наглядно-действенное – основное; – зачатки наглядно-образного. 6. Знаково-символическая функция сознания. 7. Развитие активной речи.
8. Осознание себя. 9. Возникновение личного действия и личного желания.
10. Гордость за собственные достижения.
Билет 23.
Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения.
Дошкольный возраст (3–7 лет).
Выделяют: Младший дошкольник (3–4 года). Средний (4–5 лет). Старший д-к (6–7 лет). Социальная ситуация развития.
Ребенок выходит из кризиса 3-х лет с…
1) Желанием действовать автономно.
2) Системой самооценки.
3) Выходит за пределы семейного круга у установленных взаимоотношений с лицами взрослых людей.
4) Может чувствовать соразмерно со взрослыми.
5) Не выстроена иерархия мотивов. Задача ребенка – развитие смысла путем участия в человеческих общественных отношениях (овладение смыслами человеческой деятельности). В игре ребенок моделирует мир и правила функционирования в нем.
Моделирование – основной вид деятельности (Венгер).
Центром социальной ситуации развития является взрослый, как носитель общественных функций. Взрослый становится образцом деятельности. Главная потребность ребенка – овладеть миром взрослых. От совместной деятельности переход к самостоятельной деятельности, где взрослый присутствует и выступает как помощник.
В 3–4 года – ребенок отходит от ситуативно-деловой формы общения, и переходит к неситуативно-познавательной. Она развертывается на фоне познавательной деятельности. Дети становятся очень чувствительны к оценке (+/–).
Средствами общения выступает речь. Именно благодаря ей ребенок расширяет знания о мире, и вместе с тем он постепенно утрачивает интерес. Ему все более интересны становятся события, происходящие в социальной сфере.
В возрасте 4–5 лет – ребенок включается в детское общество. В общении со сверстниками преобладает неситуативная форма общения.
6–7 лет – внеситуативная личностная форма общения.
Служит целям познания социального мира – это коммуникативная деятельность в чистом виде.
Главное – добиться взаимопонимания. Готовность к школьному обучению.
Основные моменты социальной ситуации развития:
– переход от совместной деятельности к самостоятельной;
– иерархия мотивов;
– включение ребенка в детское общество.
Анатомо-физиологические возможности.
Дошкольный возраст характеризуется повышенным темпом физического развития.
2–5 лет – округление (темпы прибавления в весе преобладают над темпами прибавления в росте).
5–7 лет – вытягивание (в период вытягивания ребенок может вырасти за 1 год на 7–10 см). В 3 года – ребенок имеет 20 зубов – предпосылка ко взрослому питанию.
В 6–7 лет происходит смена зубов, развитие опорно-двигательного аппарата (каждая из костей меняется по росту, форме, они становятся более твердыми). Повышенные нагрузки могут отрицательно сказываться на развитии опорно-двигательного аппарата.
Наименее развиты мышцы кистей рук.
Происходит развитие мелкой моторики.
Позвоночный столб в 7 лет чувствителен к деформирующим нагрузкам.
Диспропорциональное формирование некоторых суставов. Незавершенность строения стопы.
Мозг дошкольника увеличивается:
3 года – 1170 гр., 6–7 лет – 1300 гр.
Изменяются пропорции тела: голова соотносится в телом 1:6, средняя точка перемещается вниз, ребенок стоит более устойчиво.
Развивается работа нервных клеток, облегчается образование условных рефлексов, а образование доминант способствует целенаправленному обучению.
В 7 лет – заканчивается миелинизация нервных волокон, развивается 2 сигнальная система.
Бурно развиваются лобные доли мозга. Осуществляются процессы более сложные: обощения, причинно-следственные отношения. Все это подготавливает ребенка к школьному обучению. Совершенствуется дифференциация торможения: дети чаще поступают так, как надо, а не так, как хочется. Сила, уравновешенность и подвижность также совершенствуются.
Подвижность развита недостаточно и поэтому не реагирует на экстренную помощь.
К 5 годам сердце увеличивается в 4 раза.
Дыхательные пути значительно уже, чем у взрослого и это может привести к различным заболеваниям. К 7 годам ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в мин. примерно 25 раз (у взрослого – 16 раз).
Задачи возраста.
Человек переходит от предметной деятельности к сюжетно-ролевой игре =>…
- Овладение смыслами человеческой деятельности, познание мира с позиции отношений между людьми (а не с позиции «как делать»).
- Формирование моделирования, как особой психической функции.
- Формирование соподчиненных мотивов.
- Формирование произвольности психических процессов.
- Формирование самосознания.
- Формирование половой идентичности.
- Формирование эмоциональной культуры (первый этап = начало формирования).
- Формирование образных форм мышления.
- Развитие воображения => развития креативности.
Основные достижения: соответственно ( по задачам).
Билет 24.
Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи. Развитие познавательных процессов.
Происходит активное развитие всех органов чувств и снижение порогов восприятия.
Формирование сенсорных эталонов – эталоны цвета, форм, длины – это выработанные человечеством представления о формах объективной действительности.
6–7 лет – эталон цвета.
Восприятие.
Лучше работает на интересной деятельности. В восприятии большую роль играют мотивы (в игре на 30% зрение лучше). Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем можно выделить произвольные действия. Значительное влияние оказывает речь. Ребенок активно использует название качеств, теорий, объектов.
Основные линии развития восприятия:
1. Снижение порогов чувствительности всех анализаторов.
2. Повышение осмысленности восприятия и формирование на основе восприятия наблюдательности.
Мышление.
Смена наглядно-действенного на наглядно-образное => логическое.
Наглядно-образное мышление начинает формироваться в 3 года.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться за счет расширения понятий. Понятия еще на житейском уровне. К концу возраста – тенденция к обобщению, установлению связей. Возникает словесно-логическое мышление или его элементы. Но у ребенка ведущим типом остается наглядно-образное.
Память.
Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти.
В этот возраст ребенок запоминает разнообразный и большое количество материала.
Память младшего дошкольника непроизвольная, ребенок не ставит цели что-то запомнить или вспомнить. Но интересный материал легко запечатляется. Легко запоминает стихи, сказки, рассказы, если ребенок сопереживает своим героям.
Средний дошкольник (4–5 лет) – ребенок начинает овладевать произвольными формами памяти. Сначала ребенком осознается цель – припомнить, затем – запомнить (овладение приемами запоминания.)
Сознательное запоминание проявляется эпизодически. 3 направления развития памяти:
1. Увеличение длительности запоминания.
2. Овладение формами произвольной памяти.
3. Ребенок начинает пользоваться элементарными приемами запоминания.
Воображение.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития воображения.
Развивается репродуктивное и творческое воображение. Развитие воображения идет за счет развития различных видов деятельности. Особенность образов – они не могут существовать самостоятельно, а должны быть реализованы в каком-то виде деятельности. Возрастает произвольность воображения. Словотворчество – придумывание своих/новых слов.
Внимание.
Происходит формирование произвольности внимания. Рост устойчивости внимания (доминанта может сохраняться 20–27 мин). В 5–6 лет ребенок выделяет из фона 2–3 объекта.
Развитие речи.
К 7 годам язык ребенка станет средством общения, мышления, обучения.
Развитие речи идет в 2-х направлениях:
1. Развитие понимаемой речи, т.е. ребенок способен понимать инструкции, выходящие за пределы его собственного опыта.
2. Развитие разговорной речи.
Нормы:
3 года – 1500 слов.
5 лет – 2,5–3 тыс. слов.
7 лет – 4,5 тыс. слов.
Обогащение словарного запаса не только за счет существительных и глаголов, но и за счет других частей речи.
В этот период (2–5 лет) возникает чувство языка – языковая одаренность: активно говорит то, что видит, словотворчество.
Происходит развитие звуковой речи, т.е. ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. К концу возраста формируются тонкие дифференцированные звуковые образы слов и звуков.
Также параллельно происходит развитие грамматического строя речи. Ребенок усваивает тонкие закономерности морфологического и синтаксического порядка. В результате происходит развитие контекстной речи.
Эгоцентрическая речь остается, но переходит во внутренний план, и к концу возраста исчезает.
Эгоцентрическая речь: проговаривание про себя; наличие упрощенных слов; отслеживание ситуации со своей позиции.
Билет 25. Психологическая характеристика личности и эмоционально волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Дошкольный возраст – возраст яркого проявления эмоций. Аффективных проявлений нет. Впервые у ребенка возникают переживания.
- Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.
- Возрастает круг объектов, которые вызывают у ребенка чувства и эмоции.
- Возрастает глубина и устойчивость чувств, их длительность.
- Ребенок овладевает языком чувств, знакомиться с внешними проявлениями чувств и учится сдерживать негативные проявления.
- К концу возраста формируется эмоциональное предосхищение.Механизм эмоционального предвосхищения лежит в основе регуляции деятельности.
Развитие личности. Мотивационная сфера.
Самый важный механизм – соподчинение мотивов. Мотивы начинают приобретать различную силу и значимость (подчинение одного мотива другому). Наиболее сильный мотив – поощрение, общение. Более слабый мотив – наказание, исключение из игры. Наиболее слабый мотив – собственные обещания ребенка. Формирование мотивов связывается с формированием моральных норм. Начинает складываться индивидуальная мотивационная сфера ребенка.
Происходит усвоение этических норм. Ребенок учится оценивать свои поступки с точки зрения норм и морали. Впервые появляются этические переживания.
Развитие самооценки. (Во второй половине периода).
Сначала ребенок учится оценивать действия других, а потом свои.
1. Оценивает результат своей деятельности.
2. Оценивает свои отдельные поступки.
3. Оценивает свои качества, самооценка:
в 5 лет – преувеличивает свои достижения; в 6 лет – завышенная; в 7 лет – постепенно становится адекватной.
Формирование личного сознания.
–Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя личностных переживаний.
–Новый уровень осознания своих взаимоотношений со взрослыми.
–Осознание своей половой принадлежности (в 5,5–6 лет– дети осознают необратимость своей половой принадлежности).
К концу периода: У ребенка формируется критическое отношение к оценке взрослого, складывается дифференцированная самооценка, ребенок способен осознавать свои физические особенности, умения, переживания и некоторые психические особенности. Развитие личности движется по 2-м линиям: До 4–5 лет – развитие личности, центрированное на взрослом; С 4–5 лет – развитие в детском обществе, где мнение сверстника становится более важным, чем мнение взрослых. Кризис 7 лет. Выготский: кризис 7 лет – кризис утраты детской непосредственности. Изменяется восприятие своего места в системе отношений. Божович: кризис 7 лет – период рождения «социального Я».+ происходит обобщение переживаний.
Состояние внутреннего дискомфорта:
–манерничанье;
–паясничество;
–капризность;
–кривляние. Выходом из этого кризиса становится готовность к школе. Готовность – уровень развития, который обеспечивает полноценное овладение новыми видами деятельности, учебой; и оптимальное функционирование ребенка в школьной среде.
Билет 26.
Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба).
ИГРА. Удовлетворяет многие потребности ребенка: исследовать мир и др.
1) Ей занимаются ради одного удовольствия.
2) Игра не преследует достижения какой-либо объективной цели.
3) Игра начинается по инициативе самих играющих.
4) Требует активного вовлечения участников.
5) Связана с другими сторонами жизни, содействует социальному росту и развитию творческих способностей.
* По мере роста – игры меняются.
Г.Крайг: виды игр:
1. Сенсорные игры – приобретение опыта.
2. Моторные игры – постоянная смена ощущений.
3. Игра-возня или драка понарошку – помогает сдерживать чувства, контролировать импульсивные желания.
4. Языковые игры или игры со звуками, формами – ребенок экспериментирует с речью.
5. Сюжетно-ролевые игры – исполнение определенных ролей (пр: дочки-матери), игры с правилами (пр: игры состязания). Сюжетно-ролевые игры.
–дети учатся сотрудничеству с др., осваивают социальные навыки;
–развивается способность обдумывать свое поведение и управлять им;
–предполагает множество возможностей для коллективного осуждения;
–взаимоотношения в игре двуплановые – игровые и реальные.
Реальные отношения учат ребенка вступать в определенные взаимоотношения, регулируемые правилами. Дети знакомятся с социальными отношениями, нормами и традициями.
Эльконин говорит, что игра – основной вид деятельности.
В каждой игре можно выделить свою тему, сюжет, роль.
Развитие игры:
Уровень 1 (2–3 года): Основное содержание игры: Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.
Характер игровой роли: Роли есть фактические, но они не называются и не определяются, при разделении ролей дети не подражают реальной жизни, а стараются выполнять одинаковые действия.Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.
Отношение к правилам: Правила отсутствуют, и если логика процесса нарушается, то без протеста со стороны других детей.
Уровень 2 (3–4 года): Основное содержание игры: Действия с предметами. На первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
Характер игровой роли: Роли называются, происходит распределение функций, роль выражается в действиях.
Отношение к правилам: Правила не формулируются, а существует в случае конфликта, нарушение последовательности действий не протестуется.
Уровень 3 (4–5 лет): Основное содержание игры: Выполнение роли и тех действий, которые из нее вытекают, выделяется действие, передающее отношение к другим людям.
Характер игровой роли: Роли определены и очерчены, называются до начала игры, присутствует ролевая речь, но дети путают игру и реальность. Действия разнообразны.
Отношение к правилам: Правила вычленяются, а нарушения замечаются со стороны: «Так не бывает».
Уровень 4 (5–7 лет):
Основное содержание игры: Предметные действия отходят на 2-ой план, на 1-ом – социальные отношения.
Характер игровой роли: Ребенок осознает где игра, а где реальность.
Действия четко воссоздают реальную жизнь, четко выделены действия, направленные к другим персонам.
Отношение к правилам:Правила четкие и доминирующие, нарушение отвергается с доказательством.
Динамика развития игры:
1. Расширяется круг сюжетов, дети от бытовых игр переходят к фантазийным.
2. Увеличивается длительность игр.
3. Воспроизведение действий переходит в воспроизведение отношений.
4. Изменяется характер взаимоотношений в игре.
Роль игры в развитии психики ребенка:
1. Через игру ребенок познает мир. 2. Подчинение своих импульсов. 3. В игре развиваются все психические процессы. 4. В игре формируются новые мотивы и потребности. 5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности. 6. В игре ребенок учиться полноценному общению со сверстниками.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. У младшего дошкольника учебной деятельности нет.
У среднего дошкольника формируются отдельные элементы. Старший дошкольник: складываются основные элементы учебной деятельности – слушание, распределение внимания, принятие учебной задачи, познавательные интересы, способность к волевому усилию ради знаний и тяга к умственной деятельности. Развитие произвольности и формирование элементарных учебных навыков.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Как трудовое ее нет, но присутствуют ее элементы, дежурство. Цель: формирование определенных навыков и трудолюбие.
У младших дошкольников в трудовой деятельности нет направленности на результат. Средний дошкольник осознает полезность труда. Цели могут ставить и дети, но под руководством взрослых. Средства и способы планируются взрослыми. Старший дошкольник: дети уже могут планировать простейшие действия, и обязанности четко сформированы. Существует самоконтроль. Взрослый выступает не в качестве обязательного компонента деятельности. Волевые усилия длительны. Существует распределение обязанностей и ответственный за порученное дело. Ориентация на результат.
ОБЩЕНИЕ. В 3–4 года – ребенок отходит от ситуативно-деловой формы общения, и переходит к неситуативно-познавательной. Она развертывается на фоне познавательной деятельности, направленной на установление чувственно не воспринимаемой взаимосвязи в физическом мире. Дети становятся очень чувствительны к оценке (+/–).
Средствами общения выступает речь. Именно благодаря ей ребенок расширяет знания о мире, и вместе с тем он постепенно утрачивает интерес. Ему все более интересны становятся события, происходящие в социальной сфере. 6–7 лет – внеситуативная личностная форма общения.
Служит целям познания социального мира – это коммуникативная деятельность в чистом виде.
Главное – добиться взаимопонимания. Готовность к школьному обучению.
В возрасте 4–5 лет – ребенок включается в детское общество. В общении со сверстниками преобладает неситуативная форма общения.
Билет 27.
Готовность ребенка к школе.
* Выходом из кризиса 7 лет становится готовность к школе.
Готовность – уровень развития, который обеспечивает полноценное овладение новыми видами деятельности, учебой; и оптимальное функционирование ребенка в школьной среде.
Виды готовности:
1. Анатомо-физиологическая – состояние здоровья, физического развития, развитие сенсорики, развитие внутренних органов и мелких групп мышц.
2. Специальная или педагогическая – уровень знаний, который необходим для того, чтобы приступить к обучению.
3. Психологическая:
а) Познавательная (когнитивная) – уровень развития всех психических процессов и уровень развития познавательной мотивации;
б) Личностная – формирование уровня действий, принятие позиций, эмоционально-волевая сфера;
в) Социально-психологическая готовность – умение общаться в коллективе и со взрослыми.
Критерии готовности ребенка к школе:
1. Нормальное физическое развитие и координация движений.
2. Желание учиться – субъективная готовность.
3. Управление своим поведением.
4. Владение приемами умственной деятельности.
5. Проявление самостоятельности.
6. Умение общаться со взрослыми и со сверстниками.
7. Умение ориентироваться во времени и пространстве.
8. Позитивное отношение к труду.