Обухова Г.Ф. 1. Неравномерность и гетерохромность.2. Стадиальность. 3. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.4. Пластичность.5. Смена детерминант психического развития.
Реан дополнительно к закономерностямОбуховойвыделяет:1. Кумулятивность.
2. Дивергентность и конвергентность развития.
Неравномерность психического развития– темпы развития неравномерны, т.е. каждая психическая функция обладает своим темпом и ритмом становления. Отдельная функция может сначала развиваться крайне интенсивно, затем ее развитие может затормаживаться, затем снова наблюдаются пики и скачки развития функции.
Гетерохромность – это разноврèменность, т.е. разные функции в разное время имеют пики и спады. И в одно и то же время разные функции имеют разный уровень развития.
(пр: ведущая функция в раннем возрасте – функция восприятия. Все остальные процессы функционируют в рамках восприятия. Затем из него выделяются разные другие функции. Одним из проявлений неравномерности и гетерохромности является…
Сензитивность – это наибольшая чувствительность.
Сензетивный период – это наибольшая чувствительность к определенному роду воздействия.
Цикличность/Стадиальность– психическое развитие протекает стадиально.
* др. подход: развитие идет непрерывно и равномерно – при таком подходе выделение каких-то стадий неестественно.
Каждая возрастная стадия обладает не только своим содержанием, но и своим темпом и ритмом развития.Причем, чем моложе человек, тем более интенсивно происходит психическое развитие Стадии психического развития следуют одна за другой. Они подчиняются своей внутренней логике, их последовательность нельзя изменить, и прохождение каждой стадии нельзя ускорить.
Характеристиками стадий психического развития являются:
1. Социальная ситуация развития – (школа, семья, работа. Окружение, СМИ и т.д.) – это понятие ввел Выготский для обозначения не только влияния социума на человека, но и ответ человека этому обществу.
– это не только воздействие, но и ответ, отношение к этим влияниям (взаимодействие ребенка и социума).
Чем выше самоценность и самоуважение, тем более адекватное восприятие окружающегомира.
Чем ниже самоценность и самоуважение, тем более проблемное восприятие.
2. Ведущая деятельность – понятие вводит Леонтьев.
– каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. И в этой деятельности:-формируются психические процессы; -формируется личность;закладываются основы следующей ведущей деятельности.
3. Возрастные новообразования – каждый возраст характеризуется тем новым, что здесь появляется.
Метаморфозы. Выготский отмечал, что…
Развитие – это не только количественное, но и качественное изменение.
Это переход из одной формы в другую => психика ребенка на каждом этапе различна (метаморфозы в психическом развитии).
* ребенок не похож на маленького взрослого.
Каждый этап несет свое собственное содержание => понимать его надо с точки зрения определенного возрвста.
Эволюция и инволюция.
Эволюция – поступательное развитие, развитие вперед.
Инволюция – развитие назад, отмирание, обратное развитие.
Эти процессы сочетаются в развитии ребенка. Каждый этап хар-ся не только развитием чего-либо, но и отмиранием чего-либо.
Дифференциация и Интеграция процессов, свойств, качеств.
Дифференциация – заключается в том, что свойства и качества отделяются друг от друга и превращаются в отдельные(психические процессы)
Дифференциация дополняется процессом интеграции = объединение, связи между отдельными сторонами психики.
Кумуляция – накопление отдельных показателей, которые служат для подготовки качественных изменений, скачков в развитии психики ребенка.
Смена детерминант психического развития – меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант.
Биологическая детерминанта интенсивна – 1 год, пубертатный период, конец жизни. Меняются сами социальные детерминанты.
На каждой стадии меняются взаимоотношения со взрослыми людьми, референтные группы и т.д.
Чем старше человек, тем больше социальных детерминант на него влияет.
Пластичность – проявляется в…
–возможности изменения психики под влиянием различных условий, возможность усвоения разного опыта. –подражание (Обухова, Шаповаленко). На основе подражания у маленького ребенка формируется особый психический склад . -компенсация психических или физических функций.
Кумулятивность развития (по Реану) – результат развития каждой последующей стадии включает в себя предшествующую. Такое накопление изменений подготавливает скачок на следующей стадии развития.
Дивергентность – Конвергентность развития.
Дивергентность – расхождение психических процессов и т.д. С возрастом появляется все большее многообразие свойств, признаков, действий Конвергентность – сближение,свертывание, синтез свойств и психических процессов в ходе развития (пр: восприятие + мышление = осмысленное восприятие).
Билет 13.
Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии.
Возраст –качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
3 типа возрастов:
Паспортный (формальный) выражается количеством временных единиц (дней, месяцев, лет) От рождения до смерти. Это количественное, абстрактное понимание, обозначающее длительность существования человека.
Биологический (организменный) определяется состоянием обмена веществ, функцией организма по сравнению со статистически средней уровнем развития, характерным для всей популяции данного возраста.
Психологический своеобразные характеристики психических процессов, личностных и поведенческих особенностей, выражает соответствие психологического склада тем или иным возрастным нормам или стандартам
Возраст представляет собой уникальное сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за пределами данного возраста уже не повторится. Свои возрастные особенности имеют все психические процессы и личностные характеристики. Подходы к психическому возрасту:
Интенсификация (ускорение развития). Расширение возможностей внутри возраста. Не использование возможности в одном возрасте ведет к проблеме на следующей ступени развития.
Возрастная норма – это точка отсчета для анализа динамики психического развития (пр.возр норма 1г.-15 слов, 1.5.г. – 120 слов, 2г. простые предложения)
Существует понятие региональные нормы – это стандарты возрастного развития, для людей живущих в одном регионе.
Инфантилизм –задержка в развитии. Проявляется в том, что у взрослого сохраняются черты физического или психического облика, свойственного детскому возрасту.
Акселерация –ускорение в процессе развития организма, более раннее наступление половой зрелости. Ретардация – замедление. Индивидуальные различия в психическом развитии.
Проявляются в самом темпе психического развития. Качество психических процессов, которые формируются. Сроки наступления кризиса, появление новообразования.
.Возраст: *объективный(может соответствовать, опережать, запаздывать от настоящего. Задержка псих. развития превращается в ускоренный темп)
*субъективный (восприятие своего возраста, отнесения себя к какому-либовозраст.типу).
Говоря о психологическом возрасте, мы говорим о соответствии или хар-ке психического развития.
На процесс развития существует 2 взгляда:
1.Р-е -это непрерывный и равномерный, идеалистический подход - проблема возрастной периодизации не встает.
2.Р-е -процесс дискретный и неравномерный.
Диалектический подход. Можно выделить этапы, когда Р-е обладает собственным темпо-ритмом. Эти этапы будут не совпадать по содержанию и темпо-ритму с другими этапами.
Акселерация - опережение
Инфантилизм - запаздывание
Ретардация-замедление
Билет 14, 15.
Эпохи, или стадии развития завершаются кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис, Выготский пишет, что в это время ребёнок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудновоспитуемы, даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности.
Билет 16. Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Билет 17.Основные теоретич. подходы и периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина
Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:
-исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;
-подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;
-представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;
-выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;
-выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | |
Младенческий Раннее детство Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст | Общение со взрослым Предметная деятельность Игра Учебная деятельность Общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность | |