Движущие силы психического развития.

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. а) развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке; б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появля­ется новый мотив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к но­вой стадии развития психической жизни ребенка. (противоречие между желанием ребенка что-то сказать, объяснить и неумением этого сделать)

Противоречие всегда разрешается формированием бо­лее высокого уровня психического развития. Удовлетво­ренная потребность рождает новую, неудовлетворенная потребность в возрастном изменении образа жизни и дея­тельности тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.

2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созре­вания высших психических функций. На каждом возраст­ном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в ко­тором сейчас находится ребенок.

Фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, ярко­сти конкретных впечатлений, которые получает ребенок от взаимодействия с людьми, природой, культурой сегодня, сейчас

3. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным зве­ном, посредником между ребенком и обществом. Взрос­лый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребно­сти ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными пред­метами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д. Деятель­ность ребенка в сотрудничестве со взрослым как бы разра­стается, это вызывает образование нового мотива, порож­дающего новую деятельность.

Выделяется 3 фактора психического развития.

Наследственность— свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Среда— окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся.

Активность— деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...»

Билет 9.
Роль врожденных, наследственных факторов и процесса созревания в психическом развитии человека.
3 группы свойств - видовая, индивидуальная, врожденная насл-ть.
Видовая – это то, что характеризует чела как представителя вида.
Нервно-физиологические функции видовой наслед-ти: св-ва НС (соотношение возбуждения и торможения), частота биоритмов.
Нельзя сказать, что она неизменна. Можно повлиять на свойства , например - псих.конфликты - блокада мотивов(слепота, развод)
-Видовая нас-ть изменяется с возрастом, имеет возрастную динамику -Св-ва видовой нас-ти развиваются. Одни св-ва в определенные периоды проявляются большую силу, другие-меньшую.
-Генетический контроль изучают методом моногзигот. В подростковом возрасте влияние ген. контроля слабеет.
-Видовые признаки различны от пола (острота зрения скорее созревает у девочек; девочки легче и быстрее начинают говорить; мальчики быстрее двигаются - половой деморфизм)
Индивидуальная нас-ть(те же видовые св-ва, но только в индив-м выражении).
У всех людей есть корковые зоны, но объем различен у каждого. В развитии личность вырастает из индивида.
Врожденная нас-ть(зависит от генетического кода) -отрицательные изменения индив.нас-ти(изменения вследствие тяжелых родов)
Корректируется при жизни. Французские ис-ли: со 2-й половины беременности создают периоды с восприятием определенной музыки…
Вр.нас-ть-не только болезни, но и…
Гетерохронность развития.(разновременность)одно и тоже св-во у всех детей возникает в разное время. Психические св-ва складываются разновременно, от нижележащих к вышележащим.
Ананьев ввел этот термин: еще в детском саду и в школе нужен индивидуальный подход, и это не роскошь, потому что развитие идет гетерохронно.


Роль наследственности становится менее важной в жизни человека с воз­растом. Кажется, что жизненные события, образование, работа и другой опыт аккуму­лируются в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенно­сти образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость боль­шинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты не­изменными от начала жизни до ее конца.

Наши рекомендации