Определение понятия. Понятие и слово.
Понятие является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов. Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным признакам.
Другой аспект определения понятия связан с формой его представления в языке. Поскольку понятие по своей природе идеально, т.е. недоступно органам чувств, не наглядно, то оно нуждается в способе своей материализации. Таким материальным средством выражения наших мыслей является естественный язык. Если мышление в целом невозможно без языка, то понятие невозможно без слова. «Язык есть непосредственная действительность мысли» (К. Маркс). Смысловой единице – понятию соответствует лексическая единица – слово. Простое понятие выражается одним словом («звезда», «факультет»), сложное – двумя и более («БГУИР», «ГАИ»), т.е. словосочетанием.
Хотя понятие выражается в слове, однако слово и понятие – это не одно и то же. Понятие – это мысль в ее простейшей форме. Отражая существенные признаки предмета мысли (реального или вымышленного), понятие выражается в слове и выступает смыслом слова. Слово озвучивает мысль и выступает ее материальной оболочкой.
Почему мы иногда не понимаем друг друга? «Логическая» причина заключается в неправильном понимании или употреблении терминов. Один и тот же смысл (т.е. одно и то же понятие) может быть выражен разными словами (синонимами). «Пневмония» и «воспаление легких» - это одно и то же понятие, но слова – разные. И наоборот, разные смыслы (понятия) могут быть выражены одним и тем же словом (омонимом). Например, слово «декан» может означать и руководящую должность, и центральную часть индийского полуострова. Слово «лама» по смыслу – это и «монах», и «животное».
Понятие – это мысль о существенных признаках предметов, выраженная в слове или словосочетании.
Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке.
Все понятия образуются в человеческом мышлении одним и тем же алгоритмическим путем, состоящим из пяти мысленных «шагов». Их принято в логике называть «методами образования понятий».
Предположим, что вы исследуете класс предметов, явлений или процессов (живой организм, землетрясение, выборы). Вы располагаете эмпирическими (опытными) данными, но не имеете пока понятия или термина, закрепленного за ними. В таком случае возникает практическая необходимость в создании соответствующего понятия. Логически это процесс выглядит следующим образом:
1. Анализ - первый шаг на пути к понятию. Необходимо мысленно разложить предмет на свойственные ему признаки.
2. Сравнение - означает мысленное сопоставление разных предметов по выделенным признакам и установление сходства и различия между ними.
3. Синтез - это мысленное объединение полученных в ходе анализа и сравнения признаков в определенную систему.
4. Абстрагирование - чисто логическая операция, состоящая в отвлечении от признаков, различающих класс исследуемых объектов. В итоге остаются лишь общие признаки, одинаковые для всех исследованных элементов класса.
5. Обобщение - завершает образование понятия, приписывая выделенные в ходе абстрагирования существенные признаки всему классу объектов.
Например, образуя понятие «фобия», мы абстрагируемся в итоге от признаков, указывающих на ее виды (светофобия, гидрофобия, клаустрофобия), оставляя лишь родовые признаки, указывающие на «определенное психическое заболевание, характеризующееся патологическим чувством страха».
Естественный язык – живое образование и состоит из множества лингвистических пластов. Помимо литературно принятого языка, последний включает также историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы и др. Развитие и обновление языка происходит за счет образования новых понятий, требуемых общественно-исторической практикой. В нашу лексику они входят через неологизмы (neo – новый, logos – слово). Так, экономический и юридический «бум» последних лет «наградил» нас большим количеством неологизмов: «дилер», «менеджер», «маркетинг», «консенсус», «инкассирование», «аудитор» и др. Их число растет за счет лексики информационных технологий: «файл», «интернет», «модем», «провайдер», «сайт».
Упражнения:
1. Укажите, какие из ниже перечисленных признаков входят в содержание понятия "студент": фамилия, имя, национальность, пол, возраст, вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови.
2. Приведите 5 примеров понятий, выраженных в языке словосочетанием.
Чёрный хлеб, вечный студент, головная боль, скорый поезд, Белый дом.
3. Поясните смысл неологизмов: сайт, сервер, аудитор, евро.
Сайт — структурированное собрание интернет-страниц, как правило одной тематики.
Се́рвер (от англ. to Serve — служить) — информационный сервис, предоставляющий доступ к некоторому ресурсу или функциональности.
Аудитор - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и заключившее договор с управляющей компанией паевого инвестиционного фонда на проведение аудита фонда.
Евро - валюта стран Европейского Валютного Союза, являющегося подразделением Европейского Союза. Евро делится на 100 евроцентов
ТЕМА № 4
"Структура и виды понятий".
План:
1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения.
2. Виды понятий по объему и по содержанию.
Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения.
Для того чтобы уметь оперировать понятием, необходимо знать его структуру. Структура понятия определяется его ролью в мышлении и состоит из двух элементов: содержания и объема.
Содержание – важнейший элемент в структуре понятия. Это его качественный параметр. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков, мыслимых в данном понятии, как отличительных, так и общих.
Обьем понятия Объем в структуре понятия обозначает совокупность предметов мысли, обладающих одним содержанием, т.е. одними и теми же отличительными признаками. Объем выступает количественным параметром понятия. К примеру, содержанием понятия «акция» являются признаки, указывающие на то, что это «ценная бумага» (родовой существенный признак), «свидетельство о внесении определенной доли в капитал акционерного общества», «право на получение части прибыли в виде дивиденда» (видовые существенные признаки). Объем понятия «акция» образуется из всех ее разновидностей, обладающих вышеперечисленными свойствами (акции именные, предъявительские, простые, привилегированные, учредительские и др.).
Объем понятия в логике называют также классом или множеством. Аналогично тому, как род состоит из видов, класс или множество состоит из подмножеств или подклассов. Например, множество «договоров» состоит из таких подмножеств, как «письменный договор», «устный договор». Элементом множества называется класс, состоящий из одного предмета (конкретный датированный договор). Универсальным множеством называется класс, включающий все предметы исследуемой области (всевозможные договора). Пустое множество или нулевой класс – это множество предметов мысли, не имеющих реальных прообразов в действительности («договор 3002 года»).
Содержание и объем понятия связаны законом обратного отношения (ЗОО). Суть закона заключается в том, что с увеличением содержания понятия его объем уменьшается, а с уменьшением содержания – объем увеличивается. Этот закон имеет большое значение для индивидуальной мыслительной практики. Он позволяет переходить от понятия с бoльшим объемом к понятию с меньшим объемом за счет изменения его содержания. Объем – функция содержания. Поэтому изменения последнего автоматически влекут за собой изменения объема. ЗОО играет важное значение в установлении родовидовых отношений, в уточнениях и спецификациях, при ограничении и обобщении мысли.