Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на развитие личности.
Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на развитие личности.
При взаимодействии с подростком важно учитывать законы физиологического развития. Этот период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека.
Анатомо-физиологическая перестройка организма характеризуется двумя важными особенностями: неравномерностью развития и половым созреванием.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес,
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище.
Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.
Важно обратить внимание на то, что с самого начала подросткового возраста ребенок стремится быть похожим на взрослых.
Чтобы после формирования чувства взрослости не возникли большие трудности в отношениях с подростком, необходимо, чтобы в его семье родители давали возможность подростку участвовать в семейной жизни (делах). Подростки должны систематически помогать взрослым, поддерживать их. Родители должны учитывать мнения подростков.
Полоролевая идентификация подростка
Полоролевая идентичность – структурирующий компонент личности, динамически соединяющий в себе представления о себе и переживания себя как представителя определённого пола, в связи с чем происходит усвоение свойственных этому полу моделей поведения и ролей.
Гендерная идентичность – соотнесение индивидом себя с определённым полом в плане социально-ролевого поведения. Оформляется под влиянием культуры и социально значимого окружения, самопереживание себя как носителя культурно заданных женских, мужских или андрогинных качеств.
Итак, построение полоролевой идентичности – многолетний процесс, который начинает разворачиваться ещё задолго до вступления в подростковый возраст. Активное освоение гендерных и сексуальных ролей происходит ещё до 7-летнего возраста, а самоосознание себя как носителя конкретного пола наступает в период кризиса трёх лет.