Особенности выполнения курсовых работ на различных этапах обучения.
Особенности самостоятельного выполнения курсовой работы
студентами на 1 курсе
Курсовая работа студентов 1 курса представляет собой реферат, содержащий литературный обзор по избранной теме с анализом основных теоретических направлений, способов и приемов изучения намеченного объекта исследования. Количество литературных источников, используемых для написания курсовой работы должно быть не менее пяти.
Подготовка курсовой работы на 1 курсе включает следующие этапы:
1. Разработка проблемы исследования.
2. Теоретический анализа состояния проблемы.
3. Актуальность и практическая значимость проблемы
4. Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Особенности самостоятельного выполнения курсовой работы
студентами на 2 курсе
Курсовая работа на 2 курсе является следующим этапом профессиональной подготовки будущих специалистов, и ее выполнение предполагает более углубленный подход к исследуемой проблеме.
В работе обязательным является библиографический, информационный обзор, а также раздел, посвященный описанию методов и экспериментальных процедур, применяемых при исследовании заявленной проблемы. Целесообразным является не столько обобщение научных фактов в их хронологической последовательности, сколько рассмотрение различных теоретических и практических подходов к решению проблемы, их сравнительный анализ, выявление спорных вопросов в определении сущности конкретного факта или явления, определение задач дальнейшего изучения проблемы.
Примечание: Исследования по выбранной тематике могут быть продолжены на следующих курсах.
Подготовка курсовой работы на 2 курсе включает следующие этапы:
5. Разработка проблемы исследования.
6. Обоснование программы исследования.
7. Теоретический анализа состояния проблемы.
8. Выбор методов исследования.
9. Проведение эмпирического исследования.
10. Анализ и интерпретация полученных результатов.
11. Формулирование выводов и разработка рекомендаций по внедрению результатов в практику.
Особенности самостоятельного выполнения курсовой работы
студентами на 3 курсе
Курсовая работа на 3 курсе должна иметь преимущественно исследовательскую направленность. При раскрытии содержания выбранной темы необходимо обратить внимание на выполнение ряда основных требований:
1. Работа должна быть построена в соответствии со следующими принципами:
· Соотнесенность с объектом изучения.
Необходимо четко и ясно определить объект изучения: личность, группа, организация и т.д.
· Проблемный принцип.
Выделить характерную для изучаемого объекта проблему т.е., что в изучаемом объекте является основной задачей (предметом) исследования.
· Аналитический принцип.
Выделить характеристики объекта, связанные с предметом исследования и заложить их в качестве элементов анализа.
2. Курсовая работа, выполняемая на 3 курсе может быть следующих видов:
1. Аналитическая.
Данный вид работы представляет собой междисциплинарный теоретический анализ состояния проблемы по теме курсовой работы. Обзор проблемы должен представлять собой возможно полное, исчерпывающее изложение состояния научного и практического знания в исследуемой области на современном уровне. Следует указать основные достижения, идеи ведущих ученых, а также спорные положения в изучаемой проблеме. Особенно важным является то, что студент должен дать собственный анализ и комментарии к литературному обзору и предложить свои выводы по итогам проделанной аналитической работы.
2. Исследовательская (экспериментальная).
Этот вид работы предполагает проведение пилотажного эмпирического исследования по выбранному направлению. В целом, в структуру работы должны входить следующие разделы:
1). Обзор состояния исследуемой проблемы по литературе.
2). Программа эмпирического исследования.
3). Результаты пилотажного исследования.
4). Описание полученных результатов и их интерпретация.
5). Выводы по итогам работы и предложения по перспективам дальнейших исследований в данной области.
Примечание: Исследования по выбранной тематике могут быть продолжены на следующих курсах
Подготовка курсовой работы на 3 курсе включает следующие этапы:
12. Разработка проблемы исследования.
13. Обоснование программы исследования.
14. Теоретический анализа состояния проблемы.
15. Выбор методов исследования.
16. Проведение эмпирического исследования.
17. Анализ и интерпретация полученных результатов.
18. Формулирование выводов и разработка рекомендаций по внедрению результатов в практику.
Особенности самостоятельного выполнения курсовой работы
студентами на 4 курсе
Тема курсовой работы на 4 курсе формулируется студентом самостоятельно по согласованию с научным руководителем. Как правило, курсовая работа является продолжением разработки темы, рассматриваемой в предыдущих курсовых работах и должна представлять собой прообраз будущей дипломной работы. При определении названия курсовой работы необходимо учитывать специфику специализации, практическую ориентированность направления исследования, возможность внедрения результатов исследования в психологическую и педагогическую практику.
Примечание: Исследования по выбранной тематике могут быть использованы для подготовки аттестационной (дипломной, выпускной, квалификационной) работы.
Подготовка курсовой работы на 4 курсе включает следующие этапы:
19. Разработка проблемы исследования.
20. Обоснование программы исследования.
21. Теоретический анализа состояния проблемы.
22. Выбор методов исследования.
23. Проведение эмпирического исследования.
24. Анализ и интерпретация полученных результатов.
25. Формулирование выводов и разработка рекомендаций по внедрению результатов в практику.
Например: в курсовой работе по кафедре «Возрастная и педагогическая психология»:
Объект исследования | Методы исследования | Практическое использование |
Личность: - дети, подростки - молодежь - взрослые - пожилые и др. Группа: - семья - проблемная группа - профессиональная группа - коллектив Учреждение, организация. Различные виды деятельности | Организационные: - лонгитьюдный - сравнительно-возрастной - комплексный Эмпирические: - обсервационный - экспериментальный - праксиметрический - биографический - опросный (анкеты, беседы, интервью) - психодиагностический Обрабатывающие: - качественный - количественный | Консультирование (личности, группы) Коррекция (арттерапия, музыкотерапия и др.) Реабилитация Психологическая адаптация Психологическая экспертиза Прогнозирование и т.д. |
Приложение 1.