Допуск к защите и рецензирование
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данные требования соответствуют «Положению об итоговой государственной аттестации выпускников Пермского государственного университета», утвержденному решением Ученого Совета ПГУ 24 декабря 2003 г. и предъявляются к дипломным работам студентов юридического факультета всех форм обучения.
Дипломные (выпускные квалификационные) работы специалиста представляются к итоговой государственной аттестации выпускниками юридического факультета по специальностям «Юриспруденция» и «Социальная работа».
Дипломная работа – результат самостоятельной исследовательской деятельности студента с элементами научного творчества. Она может иметь теоретический или прикладной характер, быть обобщением практики, подведением итогов социологических наблюдений, методической разработкой и т.п.
Написание дипломного сочинения преследует цели:
а) систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний и практических умений по специальностям «Юриспруденция» и «Социальная работа»;
б) выявления умений студента применить полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;
в) развития навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой научного исследования;
г) развития умения систематизировать полученные результаты и подводить итоги выполнения работы;
д) приобретения опыта публичной защиты своих взглядов.
Автор дипломной работы несет ответственность за все изложенные в ней сведения, обоснованность выводов и защищаемых положений, достоверность фактического материала и другой информации.
Защита работы – обязательная часть итоговой государственной аттестации.
ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
Тематика дипломных работ утверждается на первом заседании Ученого совета факультета в учебном году, предшествующем итоговой аттестации. На основании утвержденной тематики кафедры составляют перечень тем дипломных работ, который ежегодно обновляется и доводится до студентов на предпоследнем курсе, но не позднее чем за месяц до окончания учебного года.
Студентам предоставляется право воспользоваться тематикой, предложенной выпускающей кафедрой или другой кафедрой, соответствующей профилю специальности. Студент может предложить свою тему, если обоснует целесообразность ее разработки.
Тема дипломной работы закрепляется за студентом[*] по его личному письменному заявлению на имя декана юридического факультета, представлению заведующего кафедрой и оформляется распоряжением декана в течение месяца со дня доведения до сведения студентов тем дипломных работ. Все изменения в формулировку темы вносятся распоряжением декана не позднее чем за 3 месяца до защиты.
НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО
Научный руководитель выпускной квалификационной работы назначается заведующим кафедрой из профессоров, доцентов, опытных преподавателей (как правило, со стажем научно-педагогической деятельности не менее 3 лет). Научными руководителями могут быть преподаватели других вузов и высококвалифицированные специалисты – руководители преддипломной практики. Научный руководитель назначается одновременно с закреплением темы. Замена научного руководителя разрешается распоряжением заведующего кафедрой не позднее, чем за 3 месяца до защиты.
Один преподаватель не может быть назначен руководителем более чем 8 студентов, обучающихся по бюджету, и 8 студентов, обучающихся на договорной основе, заканчивающих обучение в университете в текущем учебном году (данная норма учитывается при составлении учебных поручений преподавателей).
ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
В день проведения защиты декан факультета представляет в экзаменационную комиссию списки студентов, допущенных к защите, их зачетные книжки, а выпускающая кафедра – дипломную работу с отзывом руководителя и рецензией.
Защита является публичной и проводится на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей ее состава. Заседание ведет Председатель ГЭК или его заместитель.
На защите присутствуют рецензент, а также научный руководитель или заведующий кафедрой, принявший решение о допуске работы к защите. Если ни одно из указанных лиц не присутствует на защите, экзаменационная комиссия вправе перенести защиту.
Процесс защиты дипломной работы предполагает:
— сообщение председателя ГЭК о студенте, допущенном к защите, теме его работы, научном руководителе и рецензенте;
— 5-7-минутное выступление студента с изложением содержания дипломного сочинения, где он кратко поясняет причину выбора темы, излагает основные положения, выводы, научную новизну, сообщает об апробации работы и, если тема позволяет, формулирует практические рекомендации;
— выступление рецензента и оглашение его рецензии на выпускную квалификационную работу (в случае необходимости по требованию комиссии может быть оглашён также отзыв научного руководителя);
— ответы студента на содержащиеся в рецензии замечания и вопросы (коротко и по существу);
— ответы на вопросы членов ГЭК в пределах тематики работы;
— заключительное слово дипломника.
ОЦЕНКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Решение ГЭК об оценке дипломной работы принимается на закрытом заседании. Присутствие председателя комиссии или его заместителя является обязательным. В случае, если голоса членов комиссии разделились, его голос является решающим. Член ГЭК, не согласный с решением комиссии, вправе занести в протокол особое мнение.
Оценка объявляется в тот же день после оформления протокола заседания ГЭК.
Оценка «отлично» ставится за работу, написанную на актуальную тему и имеющую элементы научной новизны и (или) практической значимости. При этом необходимо полностью раскрыть тему, проанализировать литературу, использовать современные научные методики, оформить с учётом требований ГОСТа. У сугубо исторических работ должен быть выход на современные теоретические проблемы, теоретические работы должны содержать анализ опубликованной или местной практики, эмпирических или экспериментальных исследований. При защите выпускник должен показать глубокие теоретические знания, доложить об апробации работы, т.е. об участии в конференциях, конкурсах, опубликованных (или сданных в печать) статьях или (и) о практическом применении развиваемых в ней идей.
Необходимым условием отличной оценки работы студентов дневного и заочного отделений является наличие хотя бы одного из нижеперечисленных условий:
а) публикация по теме дипломной работы, что подтверждается печатным изданием, которое предъявляется комиссии на защите[†];
б) внедрение в практику (подтверждается соответствующим актом о внедрении);
в) рекомендация экзаменационной комиссии оставить дипломную работу на кафедре для использования ее в качестве учебного пособия (фиксируется в протоколе заседания ГАК);
г) рекомендация экзаменационной комиссии опубликовать дипломную работу в сборнике научных работ студентов юридического факультета (фиксируется в протоколе заседания ГАК).
Сведения об апробации или о практическом внедрении, если таковые состоялись, обязательно содержатся в отзыве научного руководителя. Решение об оставлении дипломной работы на кафедре для использования в качестве учебного пособия, а также рекомендация к публикации принимаются комиссией на основании письменного ходатайства заведующего кафедрой, допустившего работу к защите и мнения рецензента, высказанного в рецензии.
На «хорошо» оценивается не апробированная дипломная работа (в целом соответствующая вышеприведенным требованиям к оценке «отлично»), или работа, в которой:
а) при раскрытии темы упущены некоторые существенные вопросы, или
б) не нашли отражения современные научные данные, содержащиеся в литературе, или
в) обнаружилось недостаточное использование современной нормативной базы, или
г) имеется хотя бы две фактические ошибки, или
д) пять ошибок в оформлении.
Указанные недостатки могут быть зафиксированы в рецензии или выявлены в ходе защиты. Оценка снижается также за неточные ответы на вопросы членов комиссии.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, написанную на актуальную тему, имеющую определенную практическую значимость и элементы научной новизны, правильно оформленную, но при защите которой студент показал поверхностные теоретические и практические знания, отсутствие умений четко ориентироваться в защищаемой теме. Оценка снижается также при наличии совокупности двух и более замечаний, указанных для оценки «хорошо», если в ходе защиты дипломник не смог убедительно отвести претензии к своей работе.
«Неудовлетворительно» оценивается работа, выполненная на низком теоретическом уровне, не имеющая практической значимости, при защите которой дипломник не смог ответить на поставленные вопросы, а также в случае, если она имеет в совокупности более трех недостатков, указанных для оценки «хорошо».
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа содержит следующие элементы: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, библиографический список, приложения.
Титульный лист
На нем размещаются полные наименования учредителя вуза, самого вуза, факультета, кафедры; тема дипломной работы (слово «тема» не пишется); сведения об исполнителе, научном руководителе и консультанте; местонахождение (город) вуза, год написания работы. Титульный лист является первой страницей дипломного сочинения и не нумеруется. В день защиты на титульном листе должна быть резолюция заведующего кафедрой о допуске к защите.
Оглавление.
Все разделы (главы) и подразделы (параграфы) должны быть озаглавлены и пронумерованы арабскими цифрами. Названия глав не должны повторять название темы всей работы, а названия параграфов – названия глав. Формулировки названий глав и параграфов в оглавлении должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Все заголовки начинаются с заглавной буквы. Точка в конце заголовка не ставится.
Введение Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 1. Становление идеи разделения властей в эпоху ранних буржуазных революций 2. Учение о разделении властей в XVIII веке 3. Обоснование теории разделения властей в первой половине XIX века Глава 2. РАЗДЕЛЕНИЕ И ЕДИНЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ РАННЕБУРЖУАЗНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ 1. Разделение властей в английской конституционной традиции 2.Принцип «сдержек и противовесов» в американской конституции 3. Закрепление принципа разделения властей во французских конституциях ……………… |
Работа также может состоять из нескольких глав без разбиения на параграфы.
В основном тексте заголовки оформляются прописными буквами по центру:
Глава 2. РАЗДЕЛЕНИЕ И ЕДИНЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ РАННЕБУРЖУАЗНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ |
Введение
Введение включает обоснование актуальности темы, ее места и значения в науке и практике, постановку основных проблем. Здесь дается анализ источников и литературы, излагаются представления автора о степени изученности или новизны темы, о неисследованных аспектах проблемы, формулируются цели и задачи исследования и его методика. Рекомендуется также описать объект и предмет исследования. В конце введения сообщается об апробации работы и публикациях по теме.
Основная часть
Основная часть содержится материал по теории вопроса, юридической практике или практике социальной работы, эмпирическому исследованию, в том числе проведенному эксперименту. Обязательно используются материалы, собранные в период преддипломной практики. Каждая глава должна завершаться выводами. Если исследование содержит экспериментальную часть, то первая (теоретическая) глава должна заканчиваться формулированием гипотезы исследования, а следующая (вторая) глава должна быть посвящена организации проведения эксперимента и методам исследования, третья глава – анализу и интерпретации полученных экспериментальных данных.
Заключение
Заключение содержит выводы, касающиеся всей работы и соответствующие задачам, поставленным во введении, практические рекомендации по использованию работы, предложение конкретного решения проблем.
Библиографический список
Библиографический список содержит следующие части:
1) Монографии, журнальные и газетные публикации. Эта часть может быть единой или содержать особый подраздел периодических изданий, если таковых в работе использовано большое количество. В число литературных источников могут быть включены все произведения, которые прочитаны и осмыслены при написании работы. Как правило, на них делается ссылка в тексте. Студенту может быть задан вопрос по содержанию работы, вошедшей в список литературы. Не следует включать в список учебную и популярную вспомогательную литературу (например, «Краткий курс…», «…в вопросах и ответах», брошюры без указания авторов и т.п.). Предпочтение следует отдавать изданиям, снабженным научным аппаратом.
Литература в списке указывается в алфавитном порядке. Издания на иностранных языках приводятся после списка публикаций на русском языке также по алфавиту.
2) Нормативные акты перечисляются в соответствии с их юридической силой: вначале указываются законы, затем подзаконные нормативные акты:
§ международные соглашения и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
§ Конституция Российской Федерации;
§ акты Конституционного Суда РФ, имеющие нормативный характер;
§ законы Российской Федерации;
§ указы Президента Российской Федерации;
§ акты Правительства Российской Федерации;
§ акты министерств и ведомств;
§ конституции, уставы, законодательные и иные нормативные акты субъектов РФ;
§ решения других государственных органов и органов местного самоуправления;
§ законодательные и прочие нормативные акты иностранных государств;
Акты СССР и РСФСР, не утратившие юридическую силу, приравниваются к актам РФ соответствующего уровня.
Нормативные акты, утратившие силу, указываются в конце списка после отточия.
Нормативные акты одинаковой юридической силы перечисляются в хронологическом порядке. Указывается название нормативного акта, орган, его принявший, дата принятия и информация об официальном источнике их опубликования.
3) Практика. Данный раздел следует начинать с перечисления использованных дипломником актов высших судебных органов: правоприменительных актов КС РФ, Пленумов Верховных Судов РФ, СССР и РСФСР, а также Высшего Арбитражного Суда и иных арбитражных судов РФ, СССР, и РСФСР. В данном разделе перечисляются конкретные дела, использованные при написании работы. Здесь возможны указания на информационные письма соответствующих руководящих органов, а также на обзоры практики. Если конкретный пример уже был опубликован, то указывается источник информации. Если пример взят студентом из текущих архивов судебных и правоохранительных органов самостоятельно, то указываются название этого органа, год и номер дела. При этом сначала располагаются опубликованные дела, а затем – неопубликованные.
В каждом из разделов может быть использована информация из Интернета.
Приложения
Автор работы вправе по своему усмотрению приложить к ней те материалы, которые, как он считает, являются иллюстрацией содержащихся в ней выводов и положений, как-то документы, графики, схемы, фотографии и пр.
Текст работы не должен содержать грамматических и стилистических ошибок, опечаток. Исполнитель обязан вычитать сдаваемую работу и устранить имеющиеся недостатки, иначе она может быть снята с защиты.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
Титульный лист
Титульный лист оформляется следующим образом:
Федеральное АГЕНТСТВО по образованию | |
ГОУ ВПО "Пермский государственный университет" | |
Юридический факультет | |
Кафедра гражданского права и процесса | |
Возмещение морального вреда | |
Дипломная работа студентки 5 курса дневного отделения специальности "Юриспруденция" Ивановой Марии Петровны | |
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Петров Петр Петрович | |
Пермь 2009 |
Текст
Текст готовится с помощью компьютерной верстки (машинописным способом) и распечатывается на листах формата А4. Шрифт кегль 14; межстрочный интервал 1,5, расстояние от текста до заголовка – 3 интервала; поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм; абзацный отступ – 1 см. Текст выравнивается по ширине, допускаются переносы слов. Номер проставляется внизу страницы от центра, на первой странице (титульном листе) номер не ставится.
Каждая глава, а также введение, заключение, библиографический список печатаются с новой страницы. Новый параграф может быть начат на той же странице, где заканчивается предыдущий.
Минимальный объем основного текста (без литературы и приложений) – 40 страниц, максимальный – 60 страниц, в т.ч. введение – 3 - 4 страницы, заключение – 2 - 3 страницы.
Приложения оформляются на стандартных листах А4, каждое приложение располагается на отдельной странице с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и тематическим заголовком. Если приложений несколько, они нумеруются (например: Приложение 1).
Ссылки
Оформляются в виде подстрочных примечаний. Шрифт – кегль 10. Подстрочные ссылки на каждой странице нумеруются, начиная с цифры 1. Знак ссылки должен стоять в конце предложения или в конце цитаты, к которым ссылка относится. Цитата заключается в кавычки и приводится без изменений. Если источник пересказывается близко к тексту, то кавычки не ставятся и ссылка сопровождается сокращением См.:
3 См.: Реутов В.П. Функциональная природа системы права. Пермь, 2002. С. 139. |
При использовании научной работы (книги, статьи) в первый раз в сноске даются все выходные данные о ней:
2 Щенникова Л.В. Вещное право. Пермь, 2001. С.20. |
При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать:
3 Щенникова Л.В. Указ. соч. С.23. |
Несколько ссылок на одно и то же сочинение подряд на одной и той же странице:
4 Там же. С. 27. |
.
Цитируется та же страница:
5 Там же. |
Цитирование допускается только по первоисточнику. Если он не доступен, то ссылка дается на тот текст, с которым работал дипломник:
3 Devlin L. The Enforcement of Morals. 1965. P. 15. Цит. по: Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. С. 343. |
Если цитируется учебная литература, то должен быть указан жанр издания:
3 Теория государства и права: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 656. |
Многие учебники написаны коллективом авторов. В этом случае, в тексте дипломной работы необходимо точно указать, какому именно автору принадлежит цитата (об этом можно узнать из списка авторов, которым принадлежат отдельные главы или разделы коллективного сочинения).
……… как считает профессор О.Л. Лейст, «……….»3 __________________________ 3 Общая теория государства и права: академический курс: в 2 т. / под ред. проф. М.Н. Марченко. М., 1998. Т.2. С. 614. |
Ссылка на нормативный акт. При первом упоминании об акте следует в тексте или в сноске указать его полное наименование, кем и когда принят, обязательно дать источник.
…… В соответствии с Законом Российской Федерации "О залоге" от 29 мая 1992 г.2 ........ __________________ 2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №23. Ст.1239. |
При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название. Однако необходимо назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к вопросу.
…... в соответствии со ст.3 закона "О залоге"........ |
Библиографический список
Библиографический список соответствует ГОСТ 7.1 – 2003. и оформляется следующим образом:
Книга:
Дудин А.П. Объект правоотношений. Саратов, 1980. |
Статья из периодического издания с указанием страницы (диапазона страниц), где напечатана статья:
Бондарев А.С. Правовой нигилизм – форма правовой антикультуры личности // Вестник Перм. ун-та – 2001. – Вып. 2. Юридические науки. Пермь, 2001. С. 21 – 38. Щенникова Л. В. Судебная практика по делам о находке // Законодательство. Право для бизнеса. 2003, №7. С.12. Петров Н. Акционер в обиде // Российская газ. – 2000. – 5 июля. |
Коллективная работа:
Гражданское право: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов: в 3 т. М., 2000. Т.1. |
Диссертационное исследование:
Пучков О.А. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве (теоретические основы): автореф. дис. … д - ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
Нормативный акт:
О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17.07.2001 №101-ФЗ (ред. от 17.07.2001) // Собрание законодательства РФ. 2001. №30. Ст.3060. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ // Там же. 2002. №4. Ст.25111. |
Наименования некоторых наиболее распространенных официальных источников опубликования нормативных актов и руководящих указаний высших судебных органов, правила ссылок на них и некоторые из принятых сокращений:
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР (указать год, номер, статью) | – Ведомости СНД и ВС РСФСР; |
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ (указать год, номер, статью) | – Ведомости СНД и ВС РФ; |
Собрание законодательства Российской Федерации (указать год, номер, статью) | – СЗ РФ; |
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (год, номер, статья) | – САПиП РФ; |
Собрание постановлений Правительства РСФСР (год, номер, статья) | – СП РСФСР; |
Собрание постановлений Правительства Российской Федерации (год, номер, статья) | – СП РФ; |
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации (год, номер, страница) | – Б НА РФ; |
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации (год, номер, страница) | – БВС РФ; |
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (год, номер, страница) | – Вестник ВАС РФ. |
Материалы практики
Дело № 2-2215 за 1998 год // Текущий архив Дзержинского районного суда г. Перми. О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий: Постановление Пленума ВАС РФ от 02.12.1993. №32 // Вестник ВАС РФ. 1994. №2. О правах кредиторов при введении моратория и о правах и обязанностях собственника при его отказе от прав собственности: Письмо ВАС РФ от 15.05.95 №с3-8/оп-263 (Документ опубликован не был). Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой права собственности: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.04.97 №13 // Вестник ВАС РФ. 1997. №7. |
Сокращения
С. – страница;
Юрид. лит. — издательство "Юридическая литература";
Гос-во и право — журнал "Государство и право";
Хоз-во и право — журнал "Хозяйство и право";
Учеб. пособие — учебное пособие;
Сб. ст. — сборник статей;
Сб. науч. тр. — сборник научных трудов;
Учен. тр. — ученые труды;
Практ. пособие — практическое пособие;
Метод. пособие — методическое пособие;
М.; Л.; СПб. — Москва, Ленинград, Санкт-Петербург (названия других городов пишутся полностью).
Ссылки на Интернет
Ссылки на Интернет рекомендуется оформлять следующим образом (общепринятые стандарты отсутствуют):
В ссылке должны содержаться следующие сведения: Автор. Заглавие страницы. Тип документа. Электронный адрес. Дата обращения (день, когда дипломник посещал данную страницу, обозначить необходимо, поскольку ресурсы часто обновляются, сайты реформируются и закрываются).
Ссылка на веб-страницу:
Поляков А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека: тезисы доклада // [электронный документ] (http:// law.edu.ru/ doc/document.asp?docID=1149038). Проверено 31.01.2006. |
Статья из электронного журнала:
Ткачев И.О. Ошибка в количестве потерпевших и ее значение при квалификации убийств [электронный документ] // Российское право в Интернете. 2005, № 3. (http: // rli.consultant.ru/ magazine/ 2005/ 03/ criminallaw/art3/). Проверено 06.02.06. |
В случае если у электронного ресурса имеется печатный аналог, недоступный дипломнику, стандартное библиографическое описание дополняется указанием электронной версии и даты ее просмотра.
Ющенко А.И. Основы учений о преступнике, душевнобольном и психологии нормального человека. Введение в курс судебной психопатологи. СПб., 1913. [электронный документ] (http:// www. allpravo. ru/ library/ doc2806p0/ instrum2807/ item2815. html). Проверено 02.02.2006. |
Каждый раздел библиографического списка нумеруется отдельно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К НАУЧНЫМ РАБОТАМ[‡]
Научные работы имеют единый язык и различаются лишь объемом выполняемой научной работы.
Понятийный аппарат научного исследования образуют, а, значит, являются обязательными требованиями к содержательной части научной работы, следующие моменты:
· актуальность исследования,
· научная новизна,
· разработанность темы,
· цель и задачи исследования,
· проблема,
· объект,
· предмет,
· гипотеза,
· метод исследования (методы и/или применяемые методики),
· практическая значимость.
Актуальность
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости, достаточно показать главное (в курсовой работе – один абзац, в дипломной работе – 1-2 абзаца). Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики социальной работы.
Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии
актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики:
· Связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.
· Связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно присутствуют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Например: «…Отсутствие обобщенного теоретического материала говорит об актуальности выбранной темы…» или «…Изменения в российском социальном законодательстве и обусловили выбор темы исследования…».
Научная новизна
Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, когда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.
Научную новизну исследования могут составлять следующие моменты:
· изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт;
· изучение уже известного в науке явления на новом эмпирическом материале;
· переход от количественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой качественной характеристике;
· изучение известного в науке и/или практике явления более совершенными методами;
· сопоставление, сравнительный анализ различных явлений социальной жизнедеятельности.
Например: «…Появление новых технологий социальной работы с данной категорией населения говорят о необходимости обобщения имеющегося практического материала и его анализа с точки зрения оценки эффективности предлагаемых методик работы…» или «…Необходимость эмпирического доказательства имеющихся теоретических положений обусловило выбор темы исследования…»
Разработанность темы
Разработанность темы – это информационно-аналитический обзор нормативно-правовой базы и основных документов, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли социальной работы с соответствующим выводом по выбранной теме исследования, который должен показать степень знакомства студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное.
Оформляется данный раздел следующим образом: «В работе использованы монографии по проблемам…, нормативно-правовые акты по вопросам…., публикации в СМИ, иллюстрирующие такие аспекты, как ….», «Библиографическую базу исследования составляют…(монографии и научные публикации),… (нормативные акты) и т.д.».
Цель и задачи
Цель– это то, что предполагается получить при проведении исследования, некоторый образ будущего результата работы. Цель должна соотноситься с темой научной работы. (Например: «Анализ системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на территории Пермской области», «Систематизация практического материала по вопросам замены льгот денежными выплатами в г. Перми» и т.д.). В научной работе может быть сформулировано 1-2 цели.
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и для проверки сформулированной гипотезы исследования (формулируются через глаголы: «изучить…», «обобщить…», «проанализировать…» и т.д.).
Задачи включают в себя 3-5 позиций, соответствующих содержанию письменной научной работы, т.е. ее основной части с соответствующим учетом разделов или глав исследования, а также с указанием того нового, что автор вносит в свое исследование.
Проблема
Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном, это верно. Каждая проблема – это вопрос, но не каждый вопрос – это проблема. Проблема– это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Проблема – это вопросительная ситуация, связанная с противоречием между социальной действительностью и ее теоретическим представлением и требующая для своего познания и разрешения определенных методов и процедур исследования. Поставить проблему – значит выйти на эту границу.
Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою
несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.
В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация,
требующая неотложного анализа в целях выработки решения.
Например: «Разработка концепции … ведется в основном зарубежными исследователями. В отечественной же литературе отсутствуют данные об исследовании феномена …. В связи с этим встает необходимость изучения …»; «В настоящее время проблема …, по данным многих авторов, имеет катастрофический характер. Однако на практике отсутствуют научно обоснованные технологии профилактической работы в области …».
Гипотеза
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, факта или процесса. Такое предположение требует либо подтверждения с помощью различных методов, либо опровержения. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы.
Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
· гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
· она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить – те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотеза подтверждается или опровергается. Опровержение выдвинутой гипотезы может иметь важную научную значимость и быть одним из результатов исследования.
Пример формулировки гипотезы: «…Дети-сироты имеют отличительные особенности от детей, проживающих в семьях, обусловленные коллективистским образом жизни…» или «…Социальное законодательство зарубежных стран более совершенно, чем российское…».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данные требования соответствуют «Положению об итоговой государственной аттестации выпускников Пермского государственного университета», утвержденному решением Ученого Совета ПГУ 24 декабря 2003 г. и предъявляются к дипломным работам студентов юридического факультета всех форм обучения.
Дипломные (выпускные квалификационные) работы специалиста представляются к итоговой государственной аттестации выпускниками юридического факультета по специальностям «Юриспруденция» и «Социальная работа».
Дипломная работа – результат самостоятельной исследовательской деятельности студента с элементами научного творчества. Она может иметь теоретический или прикладной характер, быть обобщением практики, подведением итогов социологических наблюдений, методической разработкой и т.п.
Написание дипломного сочинения преследует цели:
а) систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний и практических умений по специальностям «Юриспруденция» и «Социальная работа»;
б) выявления умений студента применить полученные знания при решении конкретных научных и практических задач;
в) развития навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой научного исследования;
г) развития умения систематизировать полученные результаты и подводить итоги выполнения работы;
д) приобретения опыта публичной защиты своих взглядов.
Автор дипломной работы несет ответственность за все изложенные в ней сведения, обоснованность выводов и защищаемых положений, достоверность фактического материала и другой информации.
Защита работ