Следов термического резания металлических преград

При обнаружении на месте происшествия следов использования металлорежущих аппаратов термического действия возникают во­просы о виде примененного аппарата; времени, затраченном на производство разреза; квалификации и профессиональных навыках лиц, его производивших. Ставится вопрос и о возможности иден­тификации орудия, но методика его решения пока не разработана. Для получения ответов на данные вопросы обычно назначается трасологическая экспертиза. Иногда в качестве экспертов могут привлекаться инженеры-металловеды, техники по резке металлов, резчики металла высокой квалификации. Исследование проводится в соответствии с общими методическими требованиями, предъяв­ляемыми к производству трасологической экспертизы.

При ознакомлении с материалами, поступившими на экспертизу, в частности, с протоколом осмотра места происшествия, его схе­мой, фотоснимками, эксперту важно выяснить, какие следы были обнаружены на самих объектах взлома и на окружающих предме­тах. Эти следы делят на основные — копоть, ореолы, полость реза, брызги расплавленного металла, следы продувания кислорода и т. д. и побочные — запах ацетилена, кусочки карбида или продук­ты его разложения (гидрат окиси кальция), обгоревшие спички, следы размещения ацетиленового генератора или баллона для кислорода. При использовании керосинореза могут быть обнаруже­ны пятна керосина, который при разжигании резака не полностью сгорает и разбрызгивается на близлежащие предметы. При приме­нении аппаратуры для электродуговой резки на месте происшест­вия остаются обгоревшие электроды, части электропроводов.

Наряду с этим эксперт выясняет, в достаточном ли объеме представлены вещественные доказательства. Важно, чтобы в его распоряжении были не только предметы со следами разреза, но и другие, на которых имеются следы использования металлорежу­щих аппаратов. Предметы со следами взлома представляются це­ликом. Если это невозможно, их надо разобрать на части или выре­зать отдельные их элементы со следами, сделав соответствующие пометки: верх, низ, правая, левая сторона, внутренняя, внешняя поверхность и т. д.





Определение вида металлорежущего аппарата осуществляется путем детального изучения признаков его действия в следах реза­ния и побочных следах. Газовая резка характеризуется отсутстви­ем копоти в области разреза и минимальным количеством брызг металла в виде отдельных застывших капель. Количество капель увеличивается при резке металла большой толщины. На обоих краях разреза образуются ореолы шириной до 30 мм, состоящие из полос желтого, голубого и коричневого цветов с оттенками. Вдоль краев разреза со стороны, противоположной той, с которой произ­водился разрез, наблюдается отложение окислов или наплывов расплавленного металла серебристого или светло-голубого цвета. Ширина полости реза обусловливается толщиной разрезаемого металла.

Торцевые поверхности краев разреза имеют своеобразные ка­навки и валики полуовальной формы, образующиеся вследствие выдувания расплавленного металла струей кислорода. Они распо­лагаются в направлении действия струи, как правило, под прямым углом к поверхности металла. Их размеры зависят от номера на­ружного и внутреннего мундштука резака, давления кислорода, ве­личины угла наклона резака, скорости резки, равномерности пере­движения резака. Особенностью газовой резки является наличие начальной точки реза, которая образуется в результате фиксиро­ванного действия резака и прожигания металла в струе кислорода. Она отображается в виде двух половин кратера, лежащих напротив друг друга на краях разреза. Края кратера сглажены, на его дне и стенках имеются наплывы металла. Перечисленные признаки воз­никают в следах действия керосинорезов и ацетилене генератор­ных аппаратов, поэтому дифференцировать их практически невоз­можно. О применении керосинорезов можно судить лишь по допол­нительным следам (запаху и пятнам керосина). Таким образом, на­личие соответствующих признаков в следах разреза и дополни­тельных следов позволяет сделать вывод о том, что использовался аппарат для газовой резки.

Применение электрической резки вызывает образование других признаков в следах разреза. На обеих сторонах разрезаемого ме­талла откладывается копоть. На наружной стороне располагается (прилипает) значительное количество застывших брызг (капель) металла. Причем расстояние их разлета достигает 150 мм, что за­висит от силы тока и от расположения конца электрода в процессе




резки металла. По краям разреза возникают ореолы, которые часто бывают покрыты слоем копоти и видны только после ее удаления. На торцевых поверхностях разреза образуется рельеф в виде на­плывов металла и шлакового налета. Шлак образуется при сгора­нии электрода и основного металла, имеет губчатое строение и может быть черного, темно-коричневого, желтого, голубого и серого цветов.

Ширина разреза обусловливается силой тока, толщиной разре­заемой преграды, диаметром электрода, а также профессиональ­ными навыками лица, производившего взлом. Следует также отме­тить, что при одинаковой толщине металла разрез, произведенный электрорезаком, всегда шире разреза, выполненного газорежущим аппаратом.

При отсутствии отчетливо выраженных признаков, характери­зующих вид примененного аппарата, проводится металлографиче­ское исследование изменений структуры металла на торцевых по­верхностях реза.

Установление времени, необходимого для резания преграды, проводится экспериментально с использованием аппаратуры, ана­логичной той, которую использовали взломщики, и подбором про­чих равных условий резания.

Имеется ряд признаков, свидетельствующих о наличии профес­сиональных навыков у лица, производившего разрез: достаточно прямая линия разреза, перпендикулярность плоскостей разреза к поверхностям металла, одинаковая ширина всего разреза. Кроме того, нужно учитывать, что квалифицированные резчики произво­дят разрез в направлении, противоположном ходу часовой стрелки, углы в разрезах более четкие, а рельеф на плоскостях разреза од­нообразен.

Если имеется след разреза, произведенного аппаратом для электрорезки, о наличии квалификации у резчика можно судить также по ровности краев, малому количеству брызг металла, не­значительной площади ореолов и отсутствию следов многократно­го возбуждения электрической дуги.

При составлении заключения эксперт должен подробно описать объекты со следами, сами следы и отобразившиеся в них признаки. При необходимости делаются ссылки на содержащиеся в материа­лах дела сведения об обнаруженных на месте происшествия до­полнительных следах, которые не были представлены на эксперти­зу, но характеризуют применявшуюся аппаратуру.

На масштабных фотоизображениях следов разрезов размеча­ются наиболее выраженные признаки, которые способствовали решению вопросов, поставленных перед экспертом.

ГЛАВА 5


Наши рекомендации