Социальная ситуация развития и ведущая д-ть в подростковом возрасте.

Соц.ситуация развития ч-ка в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому ч-ку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно. Еще очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого яв-ся рефлексия, к-рая начала развиваться к концу мл.школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому ч-ку, стремятся все подростки. С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников. Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей. Для подростка почти жизненно необходимо владеть нек-ым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Ведущей д-тью в подростковом возрасте яв-ся общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы соц.поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте складываются 2 системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, т.к.это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, к-ые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми. В подростковом возрасте появляется 2 вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появ-ся 3 вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера. Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид д-ти. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился ч-к, к-ый умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Учебная д-ть, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах. Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах д-ти: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.



Наши рекомендации