Когнитивное развитие младшего школьника.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Этому способствуют основные виды д-ти, к-ми большей частью ребёнок занят в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Сенсорное развитие. Сенсорные процессы (ощущение) значительно совершенствуются: повышается, прежде всего, тонкость и точность работы всех органов чувств. Особое влияние на развитие органов чувств оказывает обучение чтению и письму, в ходе к-го дети научаются тонко различать звуки речи и приобретают умения координировать мелкие движения кисти руки. Исследования А.Н.Леонтьева позволяют считать, что данный возраст яв-ся сензитивным для изучения музыки и овладения музыкальной грамотой. Восприятие пространственно-временных отношений ещё не совершенно, но к концу этого возраста дети уже вполне владеют временными понятиями и характеристиками.

Развитие внимания. В мл.школьном возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Это основная особенность данного возраста. Плохо дети ещё обладают способностью к распределению внимания и им трудно выполнять сразу 2 д-ти (слушать и писать). Хорошо развита переключаемость внимания, даже выше, чем у взрослых, так как у ребёнка более подвижны процессы в ЦНС.

Развитие памяти. Развита довольно хорошо. Однако на первых порах непроизвольное запоминание преобладает. Произвольное запоминание находится в стадии формирования и характеризуется слабой управляемостью. Преобладает механическая память. Под влиянием обучения и развитием памяти все мнемические функции (запоминание, сохранение, воспроизведение) претерпевают изменения: усиливается роль логического и смыслового запоминания; повышается способность ребёнка к саморегулированию и управлению процессами памяти. Память мл.школьника обладает рядом особенностей: лучше запоминает наглядный материал, чем словесный; из словесного материала лучше запоминает слова, обозначающие названия предметов, чем слова – абстрактные понятия, т.к.нет опоры на наглядные образы; из абстрактных понятий лучше запоминают слова, обобщающие ряд фактов, труднее то, что не раскрыто на примере.

Развитие мышления. От доминирования наглядно-действенного и элементарного наглядно-образного мышления, до понятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается на словесно-логический уровень мышления, на уровень конкретных понятий. В этом же возрасте хорошо раскрываются общие и спец.способности детей, позволяющие судить об их одарённости. Комплексное развитие детского интеллекта идёт в след.направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе 2-х фаз – подготовительной(формированием речи, её активного использования при решении задач. Этот процесс успешен, если ребёнка учить вести рассуждения вслух) и исполнительной(давать задачи, требующие одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, пользоваться понятиями, вести рассуждения на уровне логических абстракций). Важно, чтобы в развитии интеллекта были представлены эти 2 звена, иначе развитие будет односторонним. В младшем школьном возрасте для мышления понятиями характерно явление трансдукции, то есть ученики делают выводы, отталкиваясь от одного частного случая к другому, минуя общее.

Развитие воображения. Играет значительную роль в развитии мышления и памяти, поскольку позволяет ч-ку воссоздавать в уме образы, представлять картину прошлого, настоящего, будущего. Основное направление в развитии воображения – переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний.Дети могут изменить сюжетную линию рассказа, вводя условность, понимая её сущность; вначале всякий образ требует опоры на предмет (при рассказе – на картинку), а далее развивается опора на слово. Именно это позволяет создать детям новый образ (н-р, написание сочинения по прочитанному рассказу, по картине). Т.О., основными психологическими новообразованиями в познавательном развитии младших школьников яв-ся:

1) в процессе осуществления учебной д-ти формируется произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, к-ое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект ещё не знает самого себя.

2) осознание своих собственных изменений в результате развития учебной д-ти (рефлексия).

Наши рекомендации