Социальная ситуация развития и ведущая д-ть в младшем школьном возрасте.
Соц.ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько:
1) более жесткий распорядок жизни. Рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться и т. д.;
2) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил, проверяющий каждое действие школьника.
3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом. Ребенок давно научился сидеть и стоять, но в школе показывают, как правильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за парты... Тем более берутся под контроль способы выполнения учебных действий. Но самая большая трудность школьного обучения в том, что оно требует теоретического мышления, интереса к теоретическим знаниям. Интерес к теории развивает чтение книг, словесные игры, игры с математическим содержанием типа: отгадай, какое число стоит между 3 и 5, сколько косточек в правой руке, если в левой 2, а в двух руках 4 и т. д. Игра помогает оторвать теоретическое содержание от конкретных житейских представлений. Т.О., вхождение в школьную жизнь требует определенной перестройки поведения. Анатомо-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьезную работу. После 7 лет заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобные доли. Усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга - основа сдержанности и точности реакций. В этот период формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. У детей слабо развита мелкая моторика, кисть руки быстро утомляется. Окостенение фаланг кистей рук продолжается до 9-11 лет. Гибкость пальцев используют для формирования музыкальных исполнительских навыков, но и в специальном обучении важно не допускать переутомления кисти и пальцев. Учебная д-ть становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует соц.атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется спец.время занятий, спец.место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным ч-ком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооценку и самопринятие. Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Особенности учебной д-ти следующие. Содержанием ее выступают научные понятия, законы науки и общие способы решения практических задач. Их усвоение составляет цель учебной д-ти. Ее результат -не изменение окружающей действительности, а изменение самого ученика, субъекта учения. В.В.Давыдов выделяет 4 компонента учебной д-ти: 1) учебные ситуации или задачи; 2) учебные действия, способы решения учебных задач; 3) действия контроля; 4) действия оценки.
Введение в учебную ситуацию обычно начинается с вопроса «как мы это делали», и дети с помощью учителя устанавливают порядок и логику действий при решении вопросов или задач определенного типа. В учебных действиях воспроизводятся и усваиваются общие способы решения учебных задач. Такие действия применяются для всех задач. Другие действия характерны для решения конкретных задач. Без усвоения системы учебных действия учиться ему будет все труднее и труднее. Действия контроля также требуют спец. отработки. Это сопоставление своей работы с образцом, по-слоговое проверочное чтение написанного текста, припоминание правила в сомнительных случаях. Успешное прохождение этапа начальной школы приводит к появлению новообразований младшего школьника: произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия. От желания учиться надо пройти путь к умению учиться.