Результаты исследования (3 глава ВКР)
- Полученные результаты представлены в таблице 2, из таблице видно что …
- Обратимся еще к одному показателю – показателю Ч.С.С. Эти данные приведены в таблице 4. Анализ таблицы показывает явные преимущества …
- При анализе таблицы остановимся на следующих фактах…
- Таблица 7 демонстрирует преимущественно …
- Отметим еще один аспект совпадения данных формирующего и контрольного экспериментов …
- Сопоставляя результаты этой и других серий наших экспериментов, описанных выше, можно заключить, что …
- Основной смысл полученных данных состоит в …
- Чтобы понять возможные причины …, рассмотрим …
- Немаловажное значение имеют также другие факты, установленные в нашем исследовании. Первый …
- В таблице приведены показатели … Величина этих показателей невелика. Обращает на себя внимание также отсутствие … Отсюда можно предположить, что …
- Полученные результаты говорят о том, что …
- Прежде всего необходимо отметить, что … Дальнейший анализ показывает, что … Рассмотрим теперь данные по … Эти результаты говорят об… Вместе с тем видно, что …
- Результаты проведенного исследования позволяют сделать еще один шаг вперед по пути отказа от представлений о …
- Выполненное исследование позволяет сделать вывод о …
- Полученные результаты имеют практическое значение в контексте проблемы …
- Достаточно неожиданным является тот факт, что … Отметим еще тенденцию:… обратимся, наконец, к … Испытуемые достоверно чаще используют … Это указывает на связь с … В этой связи уместно вспомнить замечание С.Л. Рубинштейна, который подчеркивал…
- Проведенное исследование выявило связь…
- Исследование показывало, что … Однако, более существенно другое обстоятельство. Оказалось, что… Дело в том, что … Иначе говоря, …
- Согласно современным представлениям, … Но это ни в коей мере не исключает …
- Проведенный комплекс исследований показал, что …
- Все полученные данные неизменно показывает, что …
- При выполнении экспериментальных заданий имело место значительное улучшение …
- В своих наблюдениях и эксперименте мы не нашли пока серьезного подтверждения этой линии рассуждений.
Нет сомнения, что для подтверждения и для опровержения такого подхода
требуются новые более тщательные, более продолжительные испытания.
- Проведенное исследование показывает, что большинству студентов присуще чувство патриотизма. На вопрос, что такое, на ваш взгляд, патриотизм, 57,8% студенты отвечают шаблонно: любовь к родине; 16% - любовь к родине и служение ей, готовность к самопожертвованию ради ее блага и спасения; 5,7% - любовь к родному городу, деревне, дому; 4,5% студентов не смогли дать ответ на поставленный вопрос. Вместе с тем в материалах анкет встречались и ответы (0,7%), отражающие национальную неприязнь и непримиримость к представителям других наций и народностей.
- Противоречивые результаты получены на вопрос, считаете ли вы себя патриотом. Только каждый третий студент считает себя патриотом (31,5%), частично – 43,5%, не считают себя патриотами 12,6%, затруднились ответить 12,4%. Не желает покинуть Россию и жить в другой стране 61% студентов, только каждый восьмой студент (12,6%) изъявляет желание жить за пределами страны.
- Каждый пятый студент (19,9%) испытывает противоречивые чувства к Родине и потому затрудняется ответить на поставленный вопрос, 6,5% студентов безразлично место проживания.
- Уровень сформированности понятийно-категориального аппарата духовно-нравственных и эмоционально-волевых компонентов понятия «патриотизм» представлен в таблице.
- Чтобы избежать использования избыточного количества цифр и получить наглядную, применимую в работе информацию, данные вышеприведенных таблиц сводились в коэффициент путем приписывания быллов позициям...
- Результаты начального диагностического этапа исследования показали, что уровни сформированности... существенно не отличаются в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах, наблюдается прямая зависимость ...
- Проведенные диагностические мероприятия показали, что большинство испытуемых (64,76% в ЭГ и 64,21% – в КГ) характеризуется первоначальным репродуктивным уровнем развития исследуемого феномена. Результаты диагностического эксперимента подтвердили наши предположения о довольно низком уровне, что подтвердило необходимость организации процесса подготовки, направленной на овладение ...
Выводы
- Такое представление показателей позволяет наглядно продемонстрировать, с одной стороны, уровень сформированности компонентов патриотизма у студентов, с другой – динамику формирования понятийно-категориального аппарата по окончании каждого учебного года, что поможет преподавателям и классным руководителям корректировать образовательно-воспитательный процесс с учетом интересов и особенностей личности и групп личностей, а также делать выводы о качестве используемых воспитательных технологий в целостном образовательно-воспитательном процессе.
- Анализ диаграмм показывает низкий уровень общей культуры и неумение определенной части студентов в достойной форме выразить свое понимание патриотических ценностей.
Наиболее сформированными оказались представления о долге, мужестве и любви, наименее – о достоинстве, самоотверженности и верности.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что совокупность ценностных ориентаций патриотизма может являться основой отбора и структурирования содержания патриотического воспитания студентов учебных заведений СПО.
Показатели знаний соответствуют низкому уровню: испытуемые проявляют интерес, но не умеют давать ценностную оценку ...
В ходе диагностики были получены суммарные показатели, позволившие определить уровни сформированности (низкий, средний, высокий) ...
Приложение 3
Пример описания формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента на основе разработанной модели нами была реализована определенная последовательность этапов практической подготовки, предусматривающей создание педагогических условий для формирования у испытуемых профессионально-информационной компетентности: 1) создание в ходе обучения информационно-образовательной среды для свободной коммуникации и творческой реализации возможностей; 2) внедрение активных технологий и современных инновационных информационных и коммуникационных технологий в обучении; 3) интеграция компетентностного подхода в рамках родственных дисциплин.
Первый этап был направлен на выявление и формирование у испытуемых мотивации профессиональной деятельности, системы ценностных ориентаций. На данном этапе проводилась диагностика компонентов уровня сформированности, составляющих ПИК. Эффективность процесса обучения обеспечивалась использованием технологий, ориентированных на развитие профессионально-личностной рефлексии, активности, самостоятельности, а также созданием положительного эмоционального настроя, ситуации успеха.
Процесс обучения осуществлялся в различных формах. Среди них можно выделить интерактивную лекцию, групповую дискуссию, тренинг, работу с интерактивными программами, учебными материалами, кейсами, проектами и др. Такая организация образовательного процесса совпадает с логикой концепции контекстного обучения, на основе которой осуществляется переход от абстрактной, теоретической модели профессиональной деятельности педагога к реальной, конкретной деятельности со всеми ее проблемами и противоречиями.
На втором этапе углублялись и систематизировались основы работы с различными видами информации, расширялись возможности общения посредством использования различного программного обеспечения, разрабатывались программы по заданному алгоритму, производилась оценка найденной информации. Написание программ на языках программирования способствовало формированию мышления испытуемых, развило их знания о способах представления информации. Общение в группе осуществлялось на более высоком уровне, способствующем совместному решению личностно значимых проблем.
На практических занятиях по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» отрабатывались приемы поиска в сети Интернет и обработки полученной информации, а также умения давать оценку информации с точки зрения ее культурной и педагогической ценности. Например, на занятиях «Программное обеспечение ЭВМ» испытуемые выбирали и тестировали антивирусное программное обеспечение, выделяли по алгоритму преподавателя критерии для оценки программ и делали вывод об эффективности их использования; на занятиях «Архитектура компьютера» развивали мышление и расширяли знания о способах представления информации в компьютере. На данном этапе испытуемым рекомендовалось использовать компьютер для подготовки к другим предметам. Во время самоподготовки испытуемые активно общались на форумах в сети Интернет, где обсуждали интересующие их темы.
Мы считаем, что операционный и конструктивный компоненты эффективно развиваются посредством использования активных методов обучения. На формирование этих компонентов профессионально-информационной компетентности должен быть направлен весь процесс обучения будущих учителей информатики, что предполагает использование традиционных и активных технологий обучений.
Как показывает наша практика работы, использование активных технологий в обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов и приводит к положительным результатам: такие технологии позволяют формировать знания, умения и навыки будущих учителей путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, при этом учебная информация переходит в личностное знание испытуемых.
Суть активных технологий состоит в том, чтобы обеспечить выполнение испытуемыми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Широкое использование активных технологий обучения обусловлено тем, что педагогическое образование призвано решать задачи не только формирования профессиональных умений и навыков, но и развития творческих и коммуникативных способностей личности, имеющих особое значение в профессиограмме современного учителя профильной школы.
Как известно, преподаватель в своей профессиональной деятельности использует классификацию и группу методов, помогающих наиболее полно осуществить дидактические задачи, которые он ставит на занятии. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения испытуемых в учебно-познавательную деятельность.
Приведем лишь некоторые примеры использования в образовательном процессе основных методов активного обучения.
Интерактивная лекция – лекционная форма занятия, в которой, благодаря специально организованному педагогическому взаимодействию, процесс познания приближается к исследовательской деятельности. Ее успешность обеспечивается совместными усилиями преподавателя и испытуемых.
Метод кейсов (case study), или метод анализа конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных методов организации активной познавательной деятельности, развивающий способность к анализу конкретных жизненных и профессиональных задач.
Тренинг как форма активного обучения в большей степени направлен на формирование умений на практических занятиях. Основной его задачей является организация самостоятельной работы, в процессе которой осваивается определенный набор умений, формируется отношение к какому-либо процессу или явлению.
Использование активных методов обучения и информационных технологий способствует повышению качества усвоения профессионально значимой информации, сокращению времени обучения, снятию психологических барьеров и сплочению учебной группы. Следует отметить, что при использовании активных методов обучения испытуемые усваивают не только содержательный и процессуальный, но и организационно-методический аспект. Приобретенные за этот период знания и умения помогут будущим педагогам успешно адаптироваться к условиям современного информационного общества.
Согласно программе исследования, в процессе развития ПИК испытуемых был использован Интернет. Опытно-экспериментальная работа подтвердила целесообразность его использования для развития умений эффективного поиска и отбора необходимой информации, коммуникативных умений и навыков, совершенствования правовых знаний, связанных с поведением в информационном пространстве.
Третий этап был направлен на развитие творческого уровня компонентов профессионально-информационной компетентности как обобщающего показателя развития. На данном этапе происходит обобщение полученных занятий по информатике и педагогике. Испытуемые осуществляют поиск и отбор профессионально значимой информации, самостоятельно определяют цели и ставят задачи, находят пути их решения, а также оценивают и корректируют свои действия.
В процессе изучения дисциплины «Использование информационных и коммуникативных технологий в образовании» студенты разрабатывают элективные курсы по информатике для профильных классов различной направленности. В ходе этой работы они ставят цель, задачи, продумывают структуру элективного курса, осуществляют отбор значимой информации, оснащают курс методическими и дидактическими материалами и представляют его на защите в виде web–сайта или мультимедиапрезентации. ... и т.д.
Актуальность применения активных технологий обучения обусловлена самим характером профессиональной деятельности испытуемого и изменениями в области образования, а именно – введение компетентностного похода, что означает перенос акцента с репродуктивных форм занятий на активную самостоятельную деятельность испытуемых на базе новых профессиональных умений оперирования информацией, на развитие способностей творческого решения учебных и профессиональных проблем.
Результаты итогового эксперимента показали, что в ЭГ 59,05% испытуемых достигли высокого уровня развития ПИК, тогда как в КГ данного уровня достигли лишь 37,89% испытуемых, что свидетельствует о правильности выбранных путей формирования профессионально-информационной компетентности будущего учителя информатики профильной школы и подтверждает выбранную гипотезу.
В ходе экспериментального исследования показали уровня всех критериев развития ПИК испытуемых значительно изменились.
Таким образом, использование в единстве активных методов обучения и информационных технологий, воплощающих идеи компетентностного подхода к образованию, способствует эффективному формированию профессионально-информационной компетентности испытуемых.