Качественная и количественная характеристика способностей

Способности имеют качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика способностей показывает к чему обнаруживает способности человек. Количественная характеристика способностей показывает в какой мере способен человек выполнять требования, предъявляемые деятельностью.

Зарубежные ученые предложили определять количественную характеристику способностей с помощью коэффициента интеллекта. Для этого вывели следующую формулу:

Качественная и количественная характеристика способностей - student2.ru IQ = умственный возраст : паспортный (физический/фактически) • 100 Умственный возраст – интеллектуальное развитие человека в

сравнении с уровнем интеллекта других людей того же возраста.

Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Алексей Николаевич Леонтьев выдвигает тезис об общественно- исторической природе способностей. Исторически развивающиеся способы удовлетворения потребностей общества порождают и развитие человеческих способностей. Так, например, развитие компьютерной отрасли, привело к появлению способности, обеспечивающей успех работы с компьютерами.

Компенсация. Б.М.Теплов отмечает, что относительная слабость какой-нибудь способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Так, например, ученый, проводя исследования, выяснил, что отсутствие музыкального слуха можно компенсировать комплексом качеств, который включает в себя тембровый слух, память на музыкальные интервалы и т.д.

А.Н.Леонтьев отмечает, что могут быть компенсированы задатки, а не способности.

Структура способностей

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.д.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество.

Отечественные психологи (Г.С.Костюк, Б.М.Теплов и др.) подчеркивают, что каждая способность (например, к рисованию, музыке, науке и т.д.) представляет собой синтетическое свойство человека, которое включает в себя ряд частных свойств в определенном их объединении. Прежде всего, это внимательность, способность человека продолжительно и устойчиво быть сосредоточенным на задании. Также, это чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлениям, наблюдательность (например, чувствительность к пропорциям (важна для художественных способностей), к звуковым высотам, ритму (для музыкальных). Всякая способность включает в себя определенные свойства памяти (особенно важны скорость и прочность запоминания, полнота и точность воспроизведения). В каждой деятельности человек решает новые задачи, опираясь на то, что он запомнил в прошлом. Выполняя любую деятельность человеку необходимо представление, он рисует определенный образ результата своей деятельности. Способность мыслить является неотъемлемой составляющей любой деятельности. Мысля, человек преобразует ЗУН, использует их в новой системе, решает новые задания. Очень важны при этом такие свойства мышления, как широта, глубина, ясность мысли, ее последовательность, самостоятельность, критичность, свобода от шаблонных способов решения задания, способность изменять способы решения в зависимости от конкретной ситуации. Язык, будучи тесно связанным с мышлением, играет очень важную роль в структуре способностей. Способности человека включают не только познавательные, но и эмоциональные свойства (например, эмоциональные реакции, эмоциональную отзывчивость). Успешное выполнение человеком заданий требует умения преодолевать трудности. Отсюда прослеживается связь способностей с волевыми качествами, а именно с инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой.

Все психологи сходятся на том, что в решении каждой задачи берет участие личность в целом.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Структура способности к какой-либо деятельности включает ряд частных способностей. Каждая способность имеет ведущие и вспомогательные компоненты, образующие единство.




Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний, организаторские способности и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др.

Ведущими свойствами литературных способностей по В.П.Ягунковой являются следующие: поэтическое восприятие действительности; эмоциональная восприимчивость; художественная наблюдательность; развитая образная и эмоциональная память, наглядно-образное мышление и творческое воображение; богатство языка, которое обеспечивает легкость словесного оформления образов.

Ведущими свойствами математических способностей, по В.А.Крутецкому, являются: способность к обобщению; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли.

Компонентами музыкальных способностей, по Б.М.Теплову, являются: чувствительность к звуковым отношениям; чувствительность к ритму, точности интонации, мелодичный слух (проявляется в особом восприятии мелодии), гармонический слух (проявляется в восприятии аккордов).

В структуру способностей к рисованию входят такие ведущие особенности: чувствительность к цвету, цветовым отношениям, способность охватывать и передавать пропорции, творческое воображение и мышление.

Виды способностей

По широте проявления(по степени универсальности применения) отечественные психологи (А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк) выделяют общие и специальные способности.

· Общие способности необходимы для выполнения многих видов деятельностей. Они отвечают требованиям многих видов деятельности. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, памяти, сосредоточенность внимания, умение осознавать задание, планировать, находить связи и отношения, овладевать новыми приемами и т.д.

· Специальные способности обеспечивают успешность выполнения конкретной деятельности (музыкальные, литературные, лингвистические….) Например, Крутецкий указывает, что в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в казалось бы

различных математических выражениях и действиях); легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т.д.

По новизне (уровню развития)выделяют следующие виды способностей:

· репродуктивные способности (обеспечивают высокие умения усваивать готовые ЗУН, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения);

· творческие способности (обеспечивают создание нового, оригинального).

По характеру решаемых задач, различают также

· теоретические способности (предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и

· практические способности (предполагают склонность к конкретным, практическим действиям).

Все виды способностей взаимосвязаны между собой. Г.С.Костюк подчеркивает то, что общие и специальные способности существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Наши рекомендации