Связь темперамента и характера
Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:
1. отождествление темперамента и характера (Кречмер, Шелдон);
2. противопоставление темперамента и характера, указание на то, что характер может входить в конфликт к темпераментом (Н.Д.Левитов). Н.Д.Левитов понимал под характером содержательный и общественно значимый компонент личности, проявление направленности (отношение к себе, к людям, деятельности, вещам и воле), мировоззрения в его поведении. «Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки» (К.К.Платонов, Н.Д.Левитов);
3. признание темперамента элементом характера;
4. признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев).
В современно психологии принято считать, что характер человека представляет собой сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злобными, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее, т.е. темперамент обеспечивает формирование одних черт характера и затрудняет формирование других. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику; быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным может быть любой человек.
-
СПОСОБНОСТИ
План:
1. Способности: психологический анализ. Признаки способностей.
2. Способности и задатки.
3. Способности и ЗУН.
4. Структура способностей.
5. Виды способностей.
6. Уровни развития способностей.
7. Формирование способностей.
8. Индивидуальные особенности способностей.
Способности: психологический анализ
Все люди различаются друг от друга своими способностями. Давно заметили, что все люди имеют разные способности. Так, в народных сказках есть три брата, один из которых – дурак.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности и обеспечивающие качество, легкость и быстроту овладения ею.
Борис Михайлович Теплов в своей работе «Способности и одаренность» выделяет 3 основных признака способностей:
1. способности – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого;
2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельностей; (такие свойства, как вспыльчивость, медлительность и т.д., несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, но их обычно не называют способностями, потому что не рассматривают как условия успешности какой-либо деятельности);
3. понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека; однако способности могут объяснить легкость и быстроту приобретения ЗУН.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; быстрота двигательных реакций, необходима для занятий спорта; тонкость цветоразличения важная для художника.
Способности формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые процессы, некоторые особенности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти,
мышления, воображения), отношение к деятельности. Таковы, например, педагогический так, математическая направленность ума и т.д.
Способности и задатки
Отечественные психологи (Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, В.А.Крутецкий и др.) подчеркивают, что в основе развития способностей лежат задатки.
Задатки– это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие предпосылку формирования и развития способностей.
Задатки можно сравнить с зерном, из которого, при благоприятных условиях (благодатная почва, климат и т.д.), может вырасти колос.
Необходимо подчеркнуть, что «врожденный» не одно и тоже, что и
«наследственный». Рождению предшествует период внутриутробного развития.
Материальной основой задатков является особенности строение мозга человека, коры больших полушарий, анализаторов, свойств нервной системы.
Б.М.Теплов подчеркивал, что свойства нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность) являются задатками для успешности выполнения человеком той или иной деятельности. Так, например, люди со слабой НС характеризуются высоким уровнем чувствительности, впечатлительности. Слабость НС может выступать как задаток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими видами деятельности, где требуется высокая реактивность, впечатлительность, тонкость душевной организации.
Вадим Андреевич Крутецкий, обращаясь к работам И.П.Павлова, указывает на то, что в качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. В зависимости от соотношения между сигнальными системами И.П.Павлов различает три специфически человеческих типа ВНД:
1. художественный тип (преобладает первая сигнальная система; для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность; на основе художественного типа могут сложиться способности актера, писателя, художника, музыканта);
2. мыслительный тип (преобладает вторая сигнальная система; люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщению, абстрактному мышлению; на основе мыслительного типа
– способности математика, лингвиста, философа и т.д.);
3. средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем.
Задатки многозначны. При различных задатках (за исключением крайних случаев) могут быть сформированы одинаковые способности. На
основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям гимнаста, и способности к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача.
Способности и деятельность. Необходимо подчеркнуть, что способности всегда являются результатом развития. По мнению большинства психологов (Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Г.С.Костюка и др.), важнейшими условиями реализации задатков как способностей является деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, обучение и воспитание. Б.М.Теплов писал: «Всякая способность существует не сама по себе, а только в конкретной деятельности человека». Способности проявляются и развиваются только в деятельности.
Так, например, наличие задатков и выявленные музыкальные способности ребенка еще не являются гарантией того, что он будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло необходимо специальное обучение, настойчивость, хорошее здоровье, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
К числу врожденных задатков относится тонкое обоняние. Однако это не является способностью. Поскольку способность – это способность к чему- то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. Если же человек с такими задатками займется парфюмерным делом, то у него будут на основе этих задатков развиваться способности.
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.
Способности и ЗУН
Отечественные психологи подчеркивают, что способности опираются на ЗУН. Приобретение ЗУН, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию способностей. По мере того как ЗУН превращаются в личное достояние, они перестают быть только ЗУН, полученными извне, а ведут к развитию способностей. В свою очередь, способности облегчают усвоение ЗУН. Таким образом, подчеркивает С.Л.Рубинштейн, развитие любой способности совершается по спирали: увеличение ЗУН приводит к повышению уровня способностей.
Например, в процессе приобретения математических ЗУН развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т.д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение ЗУН в области математики происходит легче, быстрее и успешнее.
Проявляясь в овладении ЗУН, способности не сводятся к ЗУН. Способности и ЗУН не тождественны.
Отрицая тождество способностей и ЗУН, отечественные психологи подчеркивают их единство. Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их проявления, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ЗУН, существенно важными для овладения данной деятельностью.