Роль темперамента в деятельности человека
Деятельность — трудовая, учебная, игровая — выдвигает требования не только к знаниям и уровню умственного и эмоционально-волевого развития человека, но и к типологическим особенностям нервной системы, а, следовательно, к его темпераменту.
В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности проявляются по-разному, играют положительную или негативную роль. Там, где нужна высокая трудоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где нужно выявить сочувствие, безмятежность, там лучше справится слабый тип нервной системы.
Неуравновешенность холерика вредит там, где требуется выдержанность, терпеливость. Чрезмерно медленный темп движений, монотонная речь флегматика не способствуют успеху в деятельности, требующей значительной подвижности, скорости влияния на других.
Слабость возбудимости и торможения действий, свойственная меланхолику, приводит к боязливости, нерешительности. Склонность сангвиника к новизне, скука при однообразной, хотя и важной деятельности, снижает активность в рутинной деятельности, постоянно вызывает стремление к новому, модному.
Исследованиями Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина, Э.А.Голубевой доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать разные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности — силу действий, у неуравновешенного— уравновешенность, у инертного — живость, подвижность. Такие изменения наступают под влиянием содержательной стороны деятельности.
Упражнениями можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но преобразованные таким образом положительные действия — сила, уравновешенность, подвижность — не уничтожают врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности,
В экстремальных условиях вступают в действие природные особенности типа нервной системы, свойственной человеку — слабость, заторможенность, возбудимость, которые проявляются в растерянности, состоянии ступора, беспомощности, чрезмерной возбудимости, утрате самообладания.
Стиль деятельности каждого человека в значительной степени зависит от типа высшей нервной деятельности, которая входит в структуру его темперамента. Следовательно, в профессиональной ориентации и подготовке
молодежи к труду необходимо принимать во внимание особенности темперамента.
Под индивидуальным стилем, деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и, способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.
Темперамент, накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесло связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.
И.П.Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр,
поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12— 16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике.
ХАРАКТЕР
«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»
народная мудрость
План:
1. Характер личности: психологический анализ.
2. Структура характера.
3. Акцентуации характера (А.Е. Личко, К.Леонгард).
4. Связь темперамента и характера.