Понятие «Психика», ее особенности и механизмы

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основные функции психики:

1. отражение (свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов);

2. регуляция поведения и деятельности (направление поведения);

3. сохранение целостности организма.

 
  Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru

Особенности психики

1. психическое отражение имеет активный характер (взаимодействие с окружающей средой);

2. психическое отражение имеет опережающий характер (предвидение в деятельности и поведении);

3. каждый психический акт есть результат действия объективного через субъективное (объективное преломляется через призму человеческой индивидуальность);

4. в процессе активной деятельности психика постоянно

совершенствуется и развивается.

Механизмы психики

Механизм – орудие, благодаря которому психика человека отражает объективную действительность и регулирует деятельность человека.

Механизмы психики человека: отражение, проектирование, опредмечивание.

Психическое отражение представляет собой способность психики воспроизводить объекты окружающей действительности.

Психическое проектирование представляет собой способность психики создавать образы окружающей действительности на основе упорядочения содержания того материала, который отражается психикой.

Психическое опредмечивание представляет собой процесс сознательного преобразования полученного образа в свойства предметов.

Основные формы проявления психики человека

 
  Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru


ПРОЦЕССЫ СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА
(динамичны) (статичные моменты (устойчивые психические
  проявления психики) особенности личности,
Познавательные Эмоционально- волевые   которые закреплены и проявляются в ее структуре)
-ощущения -эмоции -устойчивый интерес -направленность
-восприятие -чувства -творческий подъем (мотивы, интересы,
-память -воля -убежденность мировоззрение и т.д.)
-мышление   -сомнение -темперамент
-воображение   -апатия -характер
-внимание   -угнетенность -способности
-речь   др.  

Этапы развития психики

А) в филогенезе– историческое развитие психики (эволюция психики).

Б) в онтогенезе– процесс развития индивидуального организма (развитие психики человека от зачатия до смерти).

СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ Высокоразвитая ЦНС. Сознание. Пример: Человек. Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru
Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru Наивысший уровень. ЦНС (головной и спинной мозг). Зачатки наглядно- действенного мышления. Способность к установлению причинно-следственных связей; исследовательских форм поведения. Условные рефлексы. Пример: обезьяны, собаки, кошки.
  Высший уровень. Усложненная трубчатая НС. Элементарные формы мышления. Образная память. Способность к научению. Пример: птицы, некоторые млекопитающие.
  Низший уровень Трубчатая НС. Появляется восприятие. Двигательная память. Преобладают инстинктивные формы поведения. Пример: рыбы, пауки, насекомые
СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
Высший уровень. Ганглиевая НС (цепочная и узловая). Ощущения. Элементарные условные рефлексы. Наличие «памяти». Пример: кольчатые черви. Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru
Низший уровень. Диффузная НС. Развита раздражительность. Примитивные элементы чувствительности. Способность к ощущениям. Пример: амеба, инфузория туфелька. Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru

Понятие «Психика», ее особенности и механизмы - student2.ru 7

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

План:

1. Понятие «Сознание».

2. Психологические характеристики Сознания.

3. Структура Сознания.

4. Функции Сознания

Сознание– высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.

Многие ученые считают, что Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Ряд исследователей предполагает, что животные тоже обладают сознанием. Этот вопрос остается открытым и по сей день.

Уровень развития сознания человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и самому себе.

Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (в процессе онтогенеза).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».


Наши рекомендации