Ступени познания и формы сознания

«Феноменологии духа» Гегель проанализировал развитие человеческого познания от низшей ступени – непосредственного чувственного восприятия, – до высшей – полного, абсолютного знания.

Проследим на примере это движение от восприятия к знанию.

Пример 1. Формы познания

а) Непосредственное знание. Его результат – восприятие

Человек впервые сталкивается с незнакомой вещью. Ему говорят: «Это – компьютер». Человек внешне ощущает предмет, формирует в сознании комплекс этих ощущений – восприятие, вешает на него словесное ощущение-ярлычок – «компьютер». Здесь предмет – вне человека, он существует безразлично к нему, для человека – это просто внешнее бытие. В то же время, это уже и бытие в сознании в форме восприятия, так же внешнее остальному содержанию сознания – другим восприятиям, представлениям, мыслям и т.п. Это восприятие еще никак не связано с остальным содержанием.

Сейчас «компьютер» имеет в сознании форму непосредственного бытия – самую простую и неразвитую форму, форму чистого единства с собой, в которой отсутствуют какие бы то ни было различия.

б) Представление. Первичное познание

Человек может не удовлетвориться этим знанием. Он может пожелать получить знание о компьютере более глубокое, более истинное. И результатом его настойчивости может оказаться демонстрация возможностей компьютера. Теперь он сможет выделить экран монитора, заметить, что там что-то происходит, обратить внимание на клавиатуру, мышь, принтер. Человек создает в себе, в своем сознании представление о компьютере, как о целом, различающемся в себе, состоящем из частей, каким-то образом взаимодействующих между собой. Он обретает имена этих частей: системный блок, монитор, интерфейсная карта, DOS и т.д. Эти части носят пока еще характер восприятий, но эти восприятия утеряли уже свою самостоятельность, они существуют как части целого.

Итак, познание вещи «компьютер» перевело его бытие в сознании в форме непосредственного бытия, в форму, имеющую внутри различия, в определенную комбинацию связанных друг с другом частных восприятий, – в представление. Это – форма развитого бытия. Однако, представление здесь еще произвольно в том отношении, что мы можем представить компьютер и без DOS’а, и без микропроцессора и без того или другого, так как в нашем сознании пока что нет внутренней необходимой связи частей в целом. Представление о вещи, пока что, обладает характером случайного существования: хочу – представлю так, а хочу – этак.

в) Рассудочное знание. Почти наука

На этом знакомство с компьютером может закончиться, а может – продолжиться. Мы можем пожелать научиться работать на нем. И тогда нам придется многое прочитать, испробовать, осмыслить. Нам придется освоить жаргон, на котором общаются специалисты, привести новые понятия, слова, в связь с уже имеющимся внутри нас материалом, осознать условия, при которых возможна работа машины. Мы во все большей и большей мере разлагаем наше представление, связываем получающиеся части друг с другом и другим содержанием сознания, приводим в аналогичные отношения и слова, являющиеся именами этих частей – формулируем суждения и умозаключения, затем – или вместе с этим – формируем систему суждений о компьютере. В этой системе суждений форма представления, как она была раньше, основательнейшим образом переработана мышлением, это уже система рассудочных суждений о предмете, в которой содержится необходимость именно такой, а не иной связи частей целого. Предмет обретает в нашем сознании форму развитого существования, в которой положены (осознаны) как моменты его необходимости, так и случайности. Это, несомненно, более глубокое, более истинное понимание компьютера, чем раньше.

Наш предмет – компьютер – обрел в сознании новую форму существования, он перешел в сферу сущности, в сферу, где царят понятия причины и следствия. Мы не довольствуемся голым представлением, мы хотим знать не просто связь моментов представлений (А связано с В), мы хотим знать их причинно-следственную связь и выразить ее в соответствующей форме – в форме логической, рассудочной системы суждений (из А следует В. Нет А – нет и В. Для существования В необходимо А). Основное содержание нашего предмета – понятия и связь этих понятий. Представления и, тем более, восприятия отошли на задний план нашего знания.

г) Еще не Разум, но, безусловно, – Наука

Но человек может не удовлетвориться и этим знанием. Продолжая анализ устройства и функционирования ЭВМ, анализ общественно значимых целей и технологических и научных возможностей общества, осмысливая и синтезируя эти содержания, специалист может построить в своем сознании (пока еще в сознании) такую машину, какой еще нет, но которая, с точки зрения разработчика, наиболее полно – идеально! – соответствует своему назначению, своему понятию. Такая идея есть истина понятия ЭВМ.

Деятельность конструктора стоит на грани рассудка и разума, на той грани, где сфера сущности переходит в сферу понятия, и предмет переходит из своей рассудочной, формально-логической формы в мышлении в форму бесконечного понятия, диалектическую форму. (Не совсем точно. Прошу прощения!).

д) Процесс познания – процесс формирования истины

Позже мы подробнее обсудим различие между этими формами, а сейчас обратим внимание еще на одно обстоятельство. Предмет, как он был дан в форме восприятия, конечно же истинен.

И в форме идеи предмет тоже истинен

Но эти две истины существенно различны. Их соединяет лишь процесс движения: последняя истина есть результат развития первой. Вообще, истина осуществляется лишь в процессе своего движения, лишь вместе со своим становлением. Как писал Гегель: «Голый результат есть труп». Истина есть становление себя собой. Перестав становиться, изменяться, она перестает быть истиной, обретает статус промежуточного результата.

е) Истина – результат деятельности сознания

Процесс движения истины тесно связан с деятельностью сознания. Деятельность же эта заключается во все более глубоком проникновении в свой предмет (именно в свой, в предмет в форме мышления), в снятии одних форм, как неистинных, и полагании их в основу других, более развитых. Человек, только что познакомившийся с компьютером, практически ничего не подразумевает под этим словом. Наоборот, конструктор видит в этом слове колоссальное содержание. Оно светится в понятии огромным количеством положенных и развитых определений, тонких различений и взаимообусловленностей. Это – развитое понятие.

ж) Полагание и снятие

Полагание и снятие – очень часто встречающиеся в философии Гегеля понятия. Каков их смысл?

Объект в процессе своего взаимодействия с другим может отдать себя частично или полностью другому. Снять себя и положить себя в другом. Как мышление в высказывании. Как раб в господине. Но, с другой стороны, внешние объекты сопротивляются внедрению нашего объекта в себя, отражают его давление, возвращают его воздействие на себя. Они снимают в себе его воздействия и полагают их снова в него. Как забота господина положена в рабе. Как истинность и смысл высказывания вновь полагается в мышлении.

Более прозрачный пример. Рабочий на производстве служит потребительной стоимостью, которая, в процессе потребления, создает стоимость. Это – процесс снятия рабочим своей рабочей силы и полагания ее в продукт производства. Вернувшись домой, рабочий становится просто рабочей силой, стоимостью, которая требует своего восстановления. Он использует для этого потребительные стоимости, созданные другими: пищу, газету, телевизор, диван, пиво. Теперь он полагает себя посредством потребления другого, снятия другого.

В производстве он полагает себя в другом, снимая себя. В потреблении он полагает себя, снимая другое.

Мышление же есть существенно взаимодействие себя с собой. Поэтому, полагая в себе нечто иное себя самого, оно одновременно и снимает в себе нечто другое самого себя же. Например, снимает неистинность знания в полагании знания более адекватного, истинного. Важно, что снятие не означает уничтожения. Это акт в отношении другого (типа жертвы), за которым следует полагание («воздаяние»).

В любом случае следует иметь ввиду, что категории «полагание» и «снятие» – парные: если что-то снимается, то что-то и полагается, и наоборот.

з) Пример – это еще не теория, не система

В приведенном примере с компьютером изложено представление о процессе познания. Здесь нет еще специфического жаргона (или почти нет), не различаются моменты познания в себе, в познании. (Хотя они различены в представлении о познании компьютера, но различены вместе с конкретным материалом, в котором они существуют как в другом, как несущественные). Не указаны их взаимоотношения, их необходимость и истинность.

Формы мышления

а) Человек рождается дважды: как животное и как Дух

Всякий может вспомнить из своей практики примеры движения познания, подобные описанным выше. Познание – это процесс, в который мы вовлечены с первого дня своего существования. До своего рождения мы проходим путь эмбрионального развития, повторяя в общих чертах эволюцию животного мира от клетки до человека, но рождаемся мы просто маленькими, беспомощными, беззащитными человеческими детенышами. Рождается не человек, рождается животное. Человек, как мышление, в этом животном еще только должен родиться. Он должен овладеть той культурой, тем мышлением, которое было создано социумом вне и независимо от него. Общество «вынашивает» человека – воспитывает, обучает. Человек – продукт общества. И формы познания, которыми овладеет рождающийся, растущий Дух – это, в основном, господствующие формы познания окружающего его общества.

б) Разные люди – разные формы мышления

Что же это за формы? Мы с ними уже слегка познакомились: чувственные восприятия, представления, рассудок, разум. Гегелю принадлежит заслуга их систематизации, рассмотрение их как последовательности форм сознания, сменяющих исторически друг друга в эволюционном процессе развития человечества. Человек в своем духовном развитии также повторяет этот путь в сжатом виде.

Он, конечно, может и не пройти весь путь, а застрять где-нибудь на середине. Это сравнимо с животным миром. Эволюция живого прошла путь от простейших до человека. Но рождаются конкретные представители этого царства – мышонок или лягушка. Каждое животное проходит в эмбриональном состоянии разные фазы и на какой остановилось, то и родилось. В своем духовном многообразии человечество также представляет собой классы, отряды, виды и подвиды разных форм сознания, и ступеней внутри одной и той же формы. В зависимости от воспитания и среды формируются и «хищники», и «паразиты», и «травоядные»… Что внизу, то и вверху…

Однако, как бы ни была содержательна и интересна эта систематика, она ничуть не убеждает, если она не имеет своим стержнем хорошей идеи, хорошего метода. Метод – это характер мышления, образ его поведения, обусловленный его формой. Как поведение животного зависит от его формы (рожденный ползать – летать не может!), так и метод мышления теснейшим образом связан с его формой.

Метод – еще одна бессмертная заслуга Георга Гегеля.

Для предварительного понимания метода приведем три формы изложения материала, три метода мышления.

Пример 2. Методы мышления

1). Мышление в представлениях

Цитата из книги «Материалистическая диалектика», т.3. «В процессе групповых действий вырабатываются представления индивида о себе и окружающих его сочленах группы. Появляются «я», «он», «мы». Наряду с самовыделением осознается сходство «себя» и «его», а также «их» всех: «я», «он», «они» – в группе «мы». И на этой основе, уже чисто психологической, сопереживание животного переходит в сострадание человека, формируются нравственные чувства и осознается принадлежность к группе, тесная групповая взаимосвязь».

а) Это – метод внешнего описания

В предыдущем абзаце описывается возникновение самосознания. Однако, обратим внимание на форму. Чувствуется, что у автора на эту тему сложилось ясное представление. Он различает в нем многие моменты, дает им имена и передает свое представление посредством этих имен. Он располагает слова в соответствии с находимыми в нем моментами этого представления. Слова играют роль кода для передачи информации о представлении. Если теперь читатель подставит свои представления вместо этих слов, он получит что-то похожее на оригинал. Обратим внимание: здесь язык играет лишь роль передатчика информации. Он сам не участвует в познании (или почти не участвует). То, что передается, может быть передано и иначе, например, музыкой, красками.

Можно составить себе о предмете и другое представление. Оно также будет иметь право на существование.

Из цитаты не видно, почему происходит то или другое, почему «осознается сходство» или «переходит в сострадание» и т.д. Такая форма познания, познание в представлениях, имеет своим методом исключительно внешний метод, метод внешнего описания. Однако и само представление, как мы видели, имеет для познания ограниченную ценность ввиду своего еще внешнего отношения к мышлению. Так что истина, как совпадение формы и содержания, здесь вполне достигается.

б) Ранние теории познания – формы мышления в представлениях.

Познание в представлениях – одна из наиболее исторически ранних форм, и в то же время, наименее развитых. Недостатки этой формы и ее метода были выявлены еще в древности. Результатом их устранения стала рассудочная форма мышления и, соответственно, формально-логический метод мышления.

2) Рассудочное мышление

а) Пока что – форма мышления в представлениях

Экономика содержит два цикла. Один – цикл производства (в конечном счете, производство средств потребления). Произведенный продукт поступает на рынок, где обменивается на деньги. Деньги тратятся на приобретение средств производства и рабочей силы. Приобретенные товары вступают в процесс производства, в котором к стоимости средств производства присоединяется стоимость конкретного труда рабочего. В результате на рынок выбрасывается большая стоимость, чем она была на входе в производство.

Второй цикл – цикл рабочей силы. Она обменивает себя, как товар, на деньги, которые, в свою очередь, обмениваются на товары потребления, на свое восстановление.

В двух последних абзацах стиль изложения совпадает со стилем изложения в предыдущем примере. Но здесь он служит лишь для напоминания всем известных истин. Это – введение в проблему. Теперь сама проблема: что произойдет, если на рынок будут выброшены дешевые зарубежные товары потребления?

б) Рассудок использует необходимую связь понятий

Рабочая сила приобретает зарубежный товар. Следовательно, она, во-первых, не покупает свой, и, следовательно, свой оказывается в избытке, т.е. имеем перепроизводство, следовательно, производство необходимо сворачивать, следовательно, количество занятой в производстве рабочей силы должно быть уменьшено, следовательно, рабочая сила должна быть уволена, следовательно, в целом должны наблюдаться спад производства и рост безработицы. А. во-вторых, рабочая сила авансировала своей зарплатой зарубежный капитал, следовательно, дополнительно авансировала его производство, следовательно, это производство начинает расширяться, следовательно, оно требует привлечения дополнительной рабочей силы, следовательно, уменьшается безработица, следовательно, растет благосостояние граждан зарубежных стран.

Следовательно, приобретая в больших масштабах товары потребления за рубежом, мы подрываем основы своей экономики и в той же мере поднимаем чужую.

в) Причинно-следственная связь – основа рассудка

В этом примере мы обнаруживаем не только имена отдельных представлений, не только чисто историческое описание того, как оно строится, но и фиксацию взаимодействия этих моментов в категориях причинно-следственных связей. При этом заметим, что эти элементы, хотя и скрытно, уже имеют форму определения в определенной науке (экономике), а значит, в большей мере соотносятся друг с другом, опосредованы, чем с породившем их представлении. Отметим также большое влияние формально-логического момента в этом отрывке.

Этот пример являет собой образец рассудочного мышления, рассудочной формы познания. Оно основано на понимании причинно-следственной связи и требует такой связи и в мыслях. Нам недостаточно знать «как», мы желаем знать «почему». Формальная логика отражает как раз эти причинно-следственные связи в мыслях. При этом причина мыслится как нечто сравнительно устойчивое, неизменное, и, тем самым, вызывающая устойчивые, неизменные следствия. Даже взаимодействие мыслится как пара направленных навстречу друг другу причинно-следственных связей.

г) Определение – причина логического следования

Отличительной чертой рассудочного мышления выступают определения. Они отражают представление о причине (в логике это называют «достаточным основанием»). Дальнейшее движение мысли должно быть логическим следствием этих определений. Содержания понятий в ходе рассуждения не меняются, движение мысли контролируется формальной логикой. Уже не всякое представление считается истинным, а лишь такое, которое отвечает требованиям логики.

Это – формально-логический, или рассудочный метод мышления.

3). Разумное мышление

а) Пока что – форма мышления в представлениях

Животные поддерживают свою жизнь посредством непосредственного (с известными оговорками) потребления продуктов, преднаходимых в природе. Чем лучше приспособлено животное, тем легче ему поддерживать свое существование (это, собственно, тавтология). Чем хуже – тем труднее. У плохо приспособленного животного больше проблем с природой, чем у приспособленного хорошо. Внутреннее стремление к решению этих проблем – потребность. У неприспособленных животных потребности острее и разнообразнее. При определенном дисбалансе потребности удовлетворить уже нельзя (обратите внимание на медленность движения мысли, на постепенный перенос центра тяжести от одного момента представления к другому; некоторая непрерывность мысли).

б) Появляется рассудочный метод

Либо вымирать, либо отказаться от непосредственности отношения с природой (от мышления в форме представления переходим к рассудочной форме). Иначе: либо отрицать себя, либо отрицать природу. Такое, вобщем-то слабое существо, как наш дикий предок, оказался перед выбором. Мы ничего не знаем о тех, кто выбрал первый путь, – они исчезли. Мы же – потомки второго пути.

в) Появляется диалектический метод.

Отрицать непосредственное отношение с природой – значит встать в отношение с ее другим, т.е. в отношение с собой. (Появился новый, диалектический момент – отношение субъекта с собой). Отрицать непосредственное отношение себя с природой – значит положить отношение себя с собой. Но дикий предок – еще часть природы. Значит он, отрицая непосредственное отношение с природой, отрицает и непосредственное отношение с собой, и именно в вопросах удовлетворения своих материальных потребностей. Конечно, это парадоксально, но наша обезьяна так и поступает: она в своей материальной, природной деятельности противоречит себе – она полагает свою деятельность по добыче пищи не на пользу себе, а на пользу тому, столь же отверженному природой существу, как она, на пользу ближнему, своему зеркальному отражению, другому самого себя. Поскольку ближний – такой же, как и она, он поступает также. Тем самым, лишаясь единства отношения с собой, полагая свою деятельность для другого, наш предок получил возможность удовлетворить свои разнообразные потребности. Удовлетворяя одну большую потребность, потребность всех, он удовлетворяет много своих маленьких частичной деятельностью каждого. (Вспомните сказку: один крокодил не может почистить себе зубы. А два – смогли бы).

в1) Опосредование – отношение к себе через другое себя

Итак, я отказался от непосредственного отношения с собой, от непосредственного тождества. Я полагаю свою деятельность для другого. Другой преднаходит результат моей деятельности как продукт потребления. В свою очередь, и он поступает также по отношению ко мне. И я нахожу его деятельность как продукт для меня. Тем самым, моя деятельность принесла мне продукт, но не непосредственно, а посредством другого. Я полагаю свою деятельность в продукт, получаю же продукт другой деятельности. Потребляемый продукт не есть продукт моей деятельности. Благодаря моему постоянному отчуждению от себя как деятельности, я постоянно возвращаюсь к себе, как потребитель. Мое отчуждение есть непременное условие моего существования, мое раздвоение, противоречие во мне (действовать для другого, чтобы жить самому) – есть единственный способ сохранить мою единичность, целостность. Результат моей деятельности противостоит мне в продукте потребления. Я – не животное, не единство деятельности и результата, добычи и потребления. Я – как раз наоборот, – полная разорванность. Я поставил свое бытие в зависимость от своего другого, от общества, в нем суть и смысл моей деятельности, в нем источник моего существования. Оно – среда моего обитания. Его я должен беречь и лелеять, – его, другого человека!

Итак, Я есть Я является сложным отношением опосредования: Я есть Ты, поэтому Ты есть Я, поэтому Я есть Я посредством Тебя. Я есть, пока есть Ты. Не будет Тебя, не будет и Меня. Мы существуем посредством друг друга. Мы опосредуем друг друга. Мы исчезаем вне этого процесса взаимного опосредования.

Позже мы увидим, что опосредование – неотъемлемый элемент разумного познания.

в2) Отрицание определенного содержания порождает (полагает) также определенное содержание

Отрицание человеком его природной части, сути, всецелое отрицание, приводит к тому, что противостоит природе. Отрицание реального приводит к идеальному, к чистому разуму. Как единство природы и разума, отрицание человеком себя есть полагание разума в природную деятельность, и полагание природной части в разумную деятельность. Разумная природная деятельность есть труд. Труд создает природу, но человеческую, рукотворную природу, среду, удовлетворяющую потребностям человека наиболее полно. (Нечего и говорить, что не все, что хорошо для человека, хорошо для природы. И наоборот.).

Человек есть единство противоположностей – природы, полагающей его, и разума, противополагающегося природе. Человек – природный разум. Отрицание – разумная Природа, результат труда. В определенном аспекте именно эту рукотворную Природу мы называем объективным мышлением, общественным сознанием.

в3) Взамодействие с другим приводит к самоотрицанию объекта и к его самопротивопоставлению себя себе

Я поставил свое бытие в зависимость от своего другого, от того, что отрицает меня, от своей деятельности, которая есть также и моя деятельность, во мне. Она есть во мне и она есть другое меня, я есть противостояние в себе, и на какой момент этого противостояния не встань – деятельность или потребление – я есть также в себе и не-я. Я всегда противостою чему-то внешнему во мне, что столь же богато содержанием, как и я, но в чем я содержания не вижу, ибо как только я делаю это «я» своим содержанием, я ухожу из своего момента наблюдения к этому внешнему, становлюсь им, и «я» снова противостоит мне там, откуда я только что вышел к нему.

в4) Самосознание – результат самосохранения путем самоотрицания

Сознание, возможно, развилось бы больше у слонов, китов или дельфинов. Но самосознание, «я» – это результат самоотчуждения в себе. «Я» нет и у стадных животных, так как они в очень малой степени есть «для-другого», и у насекомых (муравьев, пчел), так как они всецело «для-другого», и в то же время они ничто для этого другого. Их отношения друг с другом несимметричны.

в5) Мысль – вибрация в канале противоречия.

Обратите внимание на движение мысли. Она колеблется между противоположностями, вибрирует в канале противоречия. Внутреннее противоречие – волновод мысли.

Первые итоги

В этих трех фрагментах приведены три основных формы познания.

а) «Восточное» мышление

Первая – наиболее древняя, хотя и наиболее простая, но и наиболее развитая в деталях использования и выражения. Она используется ныне преимущественно в обыденной трудовой деятельности, религии и искусстве. Это внешнее описание в закодированном виде внутреннего представления.

б) «Западное» мышление

Вторая – современная форма научного знания. Оно разлагает представления на отдельные мысли, определяет их и движется в этих определениях. Она выделяет единичное, особенное и всеобщее содержание предмета познания, фиксирует его и рассматривает различные формы этого содержания и их взаимодействия. Само содержание в ходе познания не меняется. Это – формально-логический метод познания.

в) Диалектическое мышление

Третья форма – форма содержательного познания. Само содержание предмета не остается неподвижным, а также изменчиво, как и форма. Этим достигается соответствие формы и содержания, т.е. истина. Это – диалектический метод познания.

Заметим, что диалектика существеннейшим образом использует возможности и двух других форм, но они являются лишь моментами этого метода.

г) Диалектика – будущая форма мышления.

Разработка диалектического метода и систематическое его использование в процессе познания – основная заслуга Георга Гегеля. Конечно нам, людям далеким от проблем познания, такой метод чужд, мы ему не учились и им не владеем, поэтому форма изложения материала в «Феноменологии духа», в частности, – а в «Науке Логики» в особенности, необыкновенно трудна для нашего восприятия, понимания. Работы Гегеля с полным правом занимают первое место в мировой литературе по сложности изложения. Но эта сложность – не следствие косноязычия автора, запутанности изложения, это – следствие нашей неспособности отрешиться от воспитанных в нас предрассудков мышления. Не автор сделал материал сложным, сложным его делает сам читатель.

Сравните с теорией относительности А.Эйнштейна. Мы ее не все понимаем, но все хотя бы уважаем.

Общий итог первой части. Мы рассмотрели (на примере компьютера, Пример 1), как возникает и изменяется содержание знания предмета в мышлении. Мы рассмотрели методы, посредством которых выражается это знание (Пример 2). Мы не доказали, но догадываемся, что то или иное содержание знания должно иметь ту или иную форму. Невозможно выразить предмет мышления, существующий, скажем, в форме представления, в рассудочной форме, форме конечного понятия. И наоборот, выразив предмет мышления, существующий в форме рассудка, посредством простого внешнего описания, мы редуцируем его до уровня представления.

Метод есть тот инструмент, посредством которого формируется новое содержание знания из исходного. Форма выражения знания необходимо включает в себя этот определенный методом результат деятельности мышления. Поэтому метод конструирования содержания мышления и метод описания этого содержания связаны так неразрывно.

Эволюция знания в мышлении есть результат эволюции методов конструирования этого знания. Так можно сформулировать основной вывод «Феноменологии духа». Наиболее совершенный метод конструирования, известный на сегодня, – научный метод познания. Но каков путь эволюции? К какому, более совершенному, методу ведет он нас? Очевидно, он должен быть расширением научного метода на объекты, недоступные научному познанию. Такой метод Гегель назвал диалектическим.

В дальнейшем нас будут интересовать основы диалектического метода конструирования знания, а также той формы, в которой этот метод представляет свой результат, т.е. основы диалектической логики. Конкретно: мы поговорим о соотношении конечного и бесконечного понятий и той специфике, которая присуща бесконечному.

Феноменология духа»

Еще раз резюмируем содержание этой работы. Я расскажу о ней своими словами в своих терминах. Несмотря на значительные расхождения с оригиналом в деталях, я сохраню основную идею автора – идею эволюции мышления.

Гегель рассматривает мышление в процессе его исторического развития, эволюционно. Это – одна из самых ранних теорий эволюции. Ее результат можно было бы назвать «периодической системой форм мышления».

Его теория эволюции мышления утверждает, что мышление человечества в своем развитии прошло три основные фазы: мышление в восприятиях, мышление в представлениях и мышление в понятиях. Каждая предыдущая фаза порождает последующую. То же справедливо и в отношении развития индивидуального сознания.

Далее. Каждая из этих фаз содержит в себе конечную и бесконечную формы.

Мышление развивается поступательно по спирали.

1. Мышление в конечных восприятиях.
2. Мышление в бесконечных восприятиях.
3. Мышление в конечных представлениях.
4. Мышление в бесконечных представлениях.
5. Мышление в конечных понятиях.
6. Мышление в бесконечных понятиях.

Тем самым, мышление отдельного человека в современную эпоху может последовательно пройти (но не обязательно проходит) через пять глубоко индивидуальных и глубоко различных форм (рас, по выражению Е.П.Блаватской). Мы стоим на пороге 6-й расы – перед мышлением в бесконечных понятиях.

Наши рекомендации