I.Психологическое обоснование цели и структуры
I.Психологическое обоснование цели и структуры
1.1. Определите в образовательной задаче, с какими ведущими идеями учебного предмета и над какими историческими понятиями строится работа на уроке.
Рекомендации:ответ на этот вопрос содержится в задаче урока, который спланирован педагогом. Например, тема урока «Крестовые походы», на уроке идет работа над формированием представлений учащихся о причинах и предпосылках крестовых походов, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как крестовый поход, духовно-рыцарский орден и т.д.
1.2. Определите в развивающей задаче урока истории, какие качественные характеристики интеллекта детей, учебной деятельности являются предметом работы учителя, как он работает над формированием самооценки учащихся.
Рекомендации: см. приложение 1 «Качественные характеристики интеллекта детей», «Качественные характеристики учебной деятельности», «Помощь учащимся в выработке положительной самооценки».
1.3. Определите в воспитательной задаче урока истории, какие стороны личности и особенности деятельности школьника формируются на уроке.
Рекомендации: стороны личности – поведенческая, познавательная, эмоциональная;
черты характера, способности (интеллектуальные, академические, творческие, лидерские, психомоторные и т.д.,); особенности деятельности – саморегуляция, умение ставить цель, направленность деятельности.
1.4. Дайте обоснование, в какой мере задачи урока и его структура соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их подготовленности, возможностям и перспективам развития учеников.
Рекомендации: возрастные особенности детей см. в приложении 2.
1.5. Как соотносятся на уроке деятельность учителя и деятельность учеников?
Рекомендации: см. приложение 3.
II. Мотивация учебной деятельности школьников на уроке
2.1. Какие мотивы изучение предмета характерны для учеников?
Рекомендации:выделяют следующиемотивы:
●интерес;
● понимание трудности и научности, общественной и личной значимости истории;
● мотивы сотрудничества, самообразования;
● мотивы престижа и благополучия, избегания неприятностей и т.д.
2.2. В какой мере школьники психологически готовы к уроку?
Рекомендации:нужно ответить, в каком состоянии дети пришли на урок, какие эмоциональные состояния у них преобладали, согласитесь, что психологическое состояние будет разным на первом уроке и на последнем, после физкультуры и пр.
2.3. Какие психологические состояния учащихся преобладают в течение урока?
Рекомендации:психологические состояния – активность, работоспособность, сосредоточенность, утомление, скука, рассеянность и др.
2.4. Какими методами и приемами учитель воспитывает положительную мотивацию школьников к учению?
Рекомендации:см. приложение 4.
III. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке
3.1. Какие приемы использует учитель для организации активного восприятия учебного материала?
Рекомендации:
1) Факторы, позволяющие повысить осмысленность восприятия:
1.вступительное слово учителя, в котором дается установка на восприятие учебного материала;
2.интерпретация отдельных изучаемых фактов и явлений;
3.выделение в учебном материале ведущих идей;
4.уточнение смыслового значения терминов;
5. разъяснение отдельных положений.
2) Условие, позволяющее повысить целостность восприятия:
● обобщение знаний об отдельных свойствах, особенностей изучаемого явления.
3) Знание и использование учителем особенностей восприятия:
1. зависимость восприятия от субъектного опыта личности (т.е. опора на изученный материал при прохождении новой темы);
2. использование наглядности, т.к. наглядность развивает наблюдательность как новое качество процесса восприятия.
Оцените качество восприятия и запоминания учащимися учебного материала.
Рекомендации:нужно ответить насколько полно воспроизводится информация, насколько осмысленно (имеет ли место воспроизведение, основанное на понимании материала с элементами анализа).
Организация мыслительной деятельности на уроке.
Как развита речь учащихся?
Рекомендации:
Критерии оценки речи:
● сосредоточенность на главном;
● ясность основных положений;
● убедительность доказательств;
● полнота раскрытия вопроса;
● установление контакта с классом;
● полнота и доходчивость речи;
● образность и эмоциональность речи;
● правильность произношения слов;
● техника речи (интонация, жесты, мимика, дикция и темп речи).
VI. Деятельность учителя.
6.1. Дайте оценку конструктивной, организаторской и коммуникативной деятельности учителя на уроке.
Рекомендации:
Конструктивная деятельность учителя проявляется
● в выборе содержания учебного материала;
● в выборе методов обучения;
●проектировании своих действий и действий учеников.
Пример:
● педагог грамотно осуществляет отбор материала, информация подробная, полная;
● четко определяет цель урока задачи и обоснованно использует формы и методы обучения;
● применяет как распространенные, так и оригинальные методы, средства, приемы обучения.
Организаторская деятельность учителя проявляется
● в установлении дисциплины, рабочей обстановки;
● стимулировании деятельности учеников;
● организации своей деятельности по изложению материала;
● организации своего поведения в реальных условиях;
● организации деятельности учеников;
●организации контроля.
Пример:
● учебная работа организуется последовательно: вступление, развитие, закрепление, интеграция);
● осуществляются предварительные указания по уроку (цель, этапы) лаконичных и ясных;
● начинает урок со стимулирующего введения-установки (привлечение внимания, мотивация);
● наглядно, логично, последовательно представляет новый материал как ответ на поставленные ранее вопросы;
● ключевые моменты урока получают отражение на доске;
● осуществляет объединение, обобщение и закрепление учебных результатов;
● заканчивает урок подведением итогов, соотносит с пройденным ранее материалом, с другими предметами, жизнью;
● отсутствуют ненужные задержки и отступления во время урока.
Коммуникативная деятельность учителя проявляется
● в установлении корректных взаимоотношений с учениками;
● в культуре речи.
Пример:
● обучение строится как взаимодействие на основе сотрудничества учителя и учащихся: педагог устанавливает контакт с группой и каждым учащимся;
● учитель разъясняет при непонимании, заменяет непонятные слова или фразы общедоступными выражениями; поясняет с помощью примеров, предоставляет дополнительную информацию;
● педагог осуществляет контроль и коррекцию деятельности учащихся;
● объяснение темы проходит логично, корректно, с использованием специальных терминов;
● произношение и построение устной речи отвечает фонетическим и орфоэпическим нормам русского языка.
VII. Выводы и предложения
7.1. Дайте оценку урока, его образовательной, развивающей, воспитательной эффективности.
7.2. Сделайте вывод в какой мере урок соответствует требованиям психологии.
7.3. Выскажите предложения по дальнейшему совершенствованию урока по овладению педагогическими умениями и способностями.
Приложение 1
Приложение 2
Чувство взрослости.
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
а)Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей.
Однако разочарование неизбежно, так как ценностиихразличны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
а)Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
б) Взрослость проявляетсяв романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
с)Внешний облик и манера одеваться.
Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Когнитивная сфера.
В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
Это переносится и на другие психические функции:
- Контролируемой и управляемой становится речь (в некоторых личностно значимых ситуациях стараются говорить красиво, правильно)
- Умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале (слушают доказательство теорем)
- Интеллектуализация процессов восприятия (недостаточно просто «видеть» чертеж, нужно уметь его «читать»). Значимая информация может быть извлечена только при умственной работе с материалом, когда выделяются определенные связи и зависимости.
- Нужно создавать у подростка установку на размышления при выполнении учебно-практических заданий.
- Память в подростковом периоде развивается в направлении интеллектуализации (в отличие от младшего школьного возраста – установка на запоминание)
- Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики.
Установка на заучивании материала - тормоз в развитии речи.
I.Психологическое обоснование цели и структуры
1.1. Определите в образовательной задаче, с какими ведущими идеями учебного предмета и над какими историческими понятиями строится работа на уроке.
Рекомендации:ответ на этот вопрос содержится в задаче урока, который спланирован педагогом. Например, тема урока «Крестовые походы», на уроке идет работа над формированием представлений учащихся о причинах и предпосылках крестовых походов, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как крестовый поход, духовно-рыцарский орден и т.д.
1.2. Определите в развивающей задаче урока истории, какие качественные характеристики интеллекта детей, учебной деятельности являются предметом работы учителя, как он работает над формированием самооценки учащихся.
Рекомендации: см. приложение 1 «Качественные характеристики интеллекта детей», «Качественные характеристики учебной деятельности», «Помощь учащимся в выработке положительной самооценки».
1.3. Определите в воспитательной задаче урока истории, какие стороны личности и особенности деятельности школьника формируются на уроке.
Рекомендации: стороны личности – поведенческая, познавательная, эмоциональная;
черты характера, способности (интеллектуальные, академические, творческие, лидерские, психомоторные и т.д.,); особенности деятельности – саморегуляция, умение ставить цель, направленность деятельности.
1.4. Дайте обоснование, в какой мере задачи урока и его структура соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их подготовленности, возможностям и перспективам развития учеников.
Рекомендации: возрастные особенности детей см. в приложении 2.
1.5. Как соотносятся на уроке деятельность учителя и деятельность учеников?
Рекомендации: см. приложение 3.