Продолжение разбора доводов о речи Аллаха.
Слова автора: «Муса услышал слова Аллаха без посредников», — доказательством этому служит аят, в котором Аллах сказал: «Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в откровении».(Таха, 13).
Слова автора: «Джибриль тоже услышал слово Аллаха».
По этому поводу Всевышний сказал:
«Скажи, ниспослал его (Коран) дух святой от твоего Господа» (Пчелы, 102).
(«От Твоего Господа» то есть услышат от Аллаха субхана уа Та’аля эти слова, заучил их и затем пришел к Мухаммаду ‘алейхи ссалям и передал эти слова Мухаммаду саля Ллаху ‘алейхи уа ссаллям).
Слова автора: «Услышал Слова Аллаха также тот, кому Аллах разрешил из своих ангелов и Посланников». В отношении ангелов Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах Всевышний и Славный решает сделать что-либо, Он издает повеление и тогда ангелы, несущие Трон, и те, кто в небесах рядом с ними, восхваляют и прославляют Его, пока восхваление Аллаха не достигает тех, кто в небесах этого мира, затем ангелы, близкие к носителям Трона, спрашивают их: «Что сказал ваш Господь» (Сабаа, 23), и они им сообщают». (Муслим 2229).
(Исходя из этого что получается, что эти, которые несут Трон, ангелы слышат Слова Всевышнего Аллаха, понимают, что понимают, что под ним имеется в виду, а затем передают их тем ангелам, которые ниже).
Что касается того, что Всевышний разговаривал со Своими посланниками, то тут мы можем вспомнить достоверный хадис, в котором рассказывается о вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) на небеса и о разговоре Всевышнего с ним.
Слова автора: «…и Он Всевышний будет (в будущей жизни) разговаривать с верующими и они будут разговаривать с Ним». На это указывает хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах скажет обитателям Рая: “О обитатели Рая!” и они скажут: “Мы здесь Господь наш и готовы служить Тебе”». Согласованный хадис. (Аль-Бухари 6530, Муслим 222).
Слова автора: «…и разрешит им посетить Его». Это сказано, основываясь на том, что передано со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал:«…потом обитателям Рая будет разрешено во времени, равном дню пятницы, посетить своего Господа».Этот хадиспередает ибн Маджа (4336), а также имам ат-Тирмизи (2549), и сказал имам ат-Тирмизи: «Странный, редкий хадис» и шейх Альбани назвал этот хадис слабым».
(Пояснение Руслана):
Этот хадис слабый, в его иснаде человек по имени Абдуль-Хамид ибн Хабиб ибн абиль-Ищри этот передатчик является слабым и хадис не установлен достоверно.
Если имам ат-Тирмизи говорит просто слово «гъариб» не прибавляя к этому ни «хасан», ни «сахих» ни других каких-то выражений, просто говорит «гъариб», имеет ввиду «да’иф» (слабый).
Если говорит аз-Зейля’и (один из ханафитов, который написал книгу «Назбу Ра’йа»), если он в своем сборнике говорит «гъариб» имеется ввиду «ля асля ля» - то есть, у этого хадиса нет основы, то есть нет у него иснада, нет никакой основы к которой можно было бы возвратится и проверить достоверность. Если ибн Касир говорит «гъариб» он имеет в виду слабый.
(Конец слов Руслана).
Слова автора: «‘Абдуллах бин Мас‘уд (Да будет доволен им Аллах) сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба»».Сообщения Ибну Мас‘уда в точности, как его привел автор, я не нашел, но в «Книге Единобожия» (Китáбут-Тавхúд) Ибну Хузайма привел от Ибну Мас‘уда несколько сообщений, одно из которых гласит:
«Услышат жители небес, после того как Всевышний говорит откровением они слышат звук подобный звуку ударения железа о камень».(Хадис слабый, ат-Тирмизи 2549, Ибну Мáджа 4336).
Что касается того, что в этом отношении сказано Пророкам (Да благословит его Аллах и приветствует), то ан-Наввáс бин Сама‘ан передал сообщение, в котором сказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах желает сообщить свое повеление, Он говорит посредством откровения, и когда Он говорит, небеса охватывает дрожь (или содрогание) из-за страха пред Всевышним, и когда это слышат обитатели небес, они лишаются чувств (временно)». Этот хадис передал ибн Хузайма и Ибну Аби Áсим.
(Хадис сахих, Ибну Аби Áсим 527, Аль-Бухари в книге «Аль-Адабуль-Муфрад» 973, Ахмад 3/495. И ибн аби Хатим.
(Этот хадис является достоверным. У него есть несколько путей передачи, посредством которых (в виде совокупности) хадис становится достоверным. Исходя из этого мы утверждаем то, что Всевышний Аллах когда хочет отдать какой-то приказ говорит откровением так, что Его Слова слышат обитатели небес, так что этот звук подобен звуку железа о камень, после чего падают без чувств от страха пере Аллахом Субхану уа Та’аля).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:
Мы подтверждаем сыфат - Речь и разумом, и Кораном и Сунной. Даже заблудшие течения подтверждают семь Атрибутов или же восемь, и они подверждают слова и подтверждают, что Аллах описан Сыфатом "Речь", но не потому что у них Коран на это указывает, а потому что это принял их разум. А у ахлю Сунна указывает на это Коран и Сунна. Что касается разума, то Всевышний Аллах рассказал о тех объектах поклонения, которым поклонялись и Всевышний Аллах указал нам на то, что если они не разговаривают, это далиль на то, что они - беспомощны, и то, что они не могут быть достойны поклонения. Всевышний Аллах сказал: «Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?»(Сура Та Ха, аят 89).
А также сказал Ибрахим (мир ему): «Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать».(Сура аль-Анбийа, аят 63).
Потому что разница между живым и неживым - это разговор. И если он разговаривает, значит у него более совершенные атрибуты. И поэтому, речь является атрибутом полноты. А отсутствие речи является атрибутом недостатка. И это является далилем разума.
Также вы слышали то, что привел ибн Кудама. Эти далили ясно указывают на то, что Всевышний Аллах описан этим атрибутом. Сказал Всевышний Аллах:
«А с Мусой Аллах вел беседу».(Сура ан-Ниса, аят 164).
А также сказал: «Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним».(Сура аль-А'раф, аят 143).
И некоторые бида'атчики пришли к одному из имамов-языковедов и спросили его об аяте:
«А с Мусой Аллах вел беседу».(Сура ан-Ниса, аят 164).
И попросили поставить "ляфз уль-джаляла" в положение насб и получится:
И получится: «И Муса вел беседу с Аллахом».
Искажают Атрибут Речь в отношении Аллаха. Этот человек, который пришел к языковеду был одним из му’тазиля. Я думаю, что это Амру ибн Убайд. Этот имам-языковед был из приверженцев сунны и сказал: «Представь, я прочитаю этот аят так, как ты пожелал, но что ты будешь делать со словами Всевышнего Аллаха: «Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним».(Сура аль-А'раф, аят 143).
Это тебе указывает на то, что бида'атчики желают отрицать Коран и Сунну.
Атрибут - "Речь", им описан Всевышний Аллах и му’тазилиты говорят, что Речь Аллаха создана. Говорят, что Муса не слышал Слова Аллаха, Муса слышал слова дерева, а джахмиты говорят, что это просто какое-то создание. Что касается аш'аритов и матуридитов, то они говорят, что Аллах описан этим Сыфатом, потому что это соответствует тем семи Сыфатам у аш'аритов или восьми Сыфатам у матуридитов, которые они подтверждают.
Ахлю сунна уаль джама'а говорят, что Аллах говорит, и говорит теми словами, которые слышат создания Его, говорит голосом, поэтому то, что слышится, это то, что из букв состоит, ведь можно услышать только то, что сказано голосом. И мы также подтверждаем, что Речь в отношении Всевышнего Аллаха является Атрибутом Его. Аллах вечно описан Речью, а единицы Его Речи новые. Всевышний Аллах говорит, когда Он захочет и как захочет. Его Речь не является такой, как говорят аш'ариты, как будто Сам в Себе говорит. Он говорит голосом и услышит Его Тот, Кто находится далеко в Судный день, также как Его услышит тот, кто находится близко. Его голос распространяется среди ангелов в небесах. И Его голос слышал Муса, алейхи салям. Ахлю-Сунна валь Джама'а отличаются тем, что они подтверждают Качество Речь и то, что Аллах говорит голосом и то, что Его речь состоит из букв, потому что мы, рабы, понимаем только то, что составлено из букв. И то, что она не является внутренним разговором, как утверждают заблудшие течения, которые утверждают то, что Он внушает это Джибрилю, а потом Джибриль говорит.
Поэтому бида'атчики, аш'ариты или матуридиты, говорят то, что Речь Аллаха – это ма’на (смысл) в душе, то есть, если Всевышний Аллах кому-то его внушит и он заговорит по-арабски, это превращается в Коран. А если Он внушит эти же слова Джибрилю и он начнёт говорить по- арамейский, то это становится Инджилем. Говорят, что Вся Речь Аллаха, как один целый кусок. Это одно и то же, одно есть приказ, оно же есть запрет, оно же есть сообщение. В этом унижение Всевышнего Аллаха! Истинная акъида – это то, на что указывает Коран и Сунна, как сказал Аллах: «А с Мусой Аллах вел беседу».(Сура ан-Ниса, аят 164).
Потом он подтвердил это масдаром, сказав: "разговаривал разговором". И это исключает какие-либо предположения. Этим самым Муса отличался от остальных. С Ним Аллах разговаривал, и Аллах с ним разговаривал без посредников.
[Конец примечания].
Вопросы к 11 уроку:
86. Упомяни довод на то, что разговаривание Всевышнего Аллаха связано с Его желанием.
87. Упомяни некоторые заблудшие убеждения Джахма ибн Сафуана.
88. В своем подходе к священным контекстам, в которых говорится об Именах и Атрибутах – аш'ариты делятся на два вида – что это за виды?
89. Установлено ли в достоверных контекстах то, что верующие будут посещать Всевышнего Аллаха в раю?
Ответы на вопросы к 11 уроку:
86. "Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним". (7: 143). В Этом аяте говорится о том, что Всевышний заговорил после того, как пришел Муса, что указывает на то, что Всевышний разговаривает тогда, когда пожелает.
87. Ошибки в убеждениях Джахма ибн Сафуана: 1. Вера (иман) – это знание о существовании Аллаха, а неверующий лишь тот, кто не знает об Аллахе 2. Рай и Ад – не вечны, а лишь временны. 3. Творения не производят никаких действий, все, что происходит это действия Аллаха, а к творениям эти действия приписываются лишь в переносном смысле. 4. Идеология джабритов – человек принужден к тем действиям, которые от него исходят. 5. Правило: "Я не описываю Аллаха атрибутами, которыми можно описать творение".
88. 1. Делают ложный тафсир этим Атрибутам, говоря, например, под Ликом Аллаха имеется ввиду не Лик, а Его награда. Эти называются "муауиля" 2. Не делают никакого тафсира, а наоборот, говорят, что не знают, что означают Атрибуты Аллаха, и это всего лишь слова, с непонятным смыслом, и слово "Уажх" (Лик) тоже самое, что "Йяд" (Рука). Эти называются "муфауида".
89. Нет. Об этом пришел хадис со слов Абу Хурайры у Тирмизи и Ибн Маджи, но в его иснаде 'Абдульхамид ибн Хабиб ибн Абиль-'Ишрин – слабый.