На общее психическое развитие ребенка
Игровая деятельностьвлияет на формированиепроизвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель(сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) вы-деляется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержа-нии разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуа-ция, если не запоминает условий игры, то он просто изго-няется сверстниками.
Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоян-ное влияние на умственное развитие ребенка дошкольно-го возраста. В игре ребенок учится действовать с замес-тителем предмета - он дает заместителю новое игровоеназвание и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращают-ся, ребенок научается мыслить о предметах и действо-вать с ними в умственном плане, постепенно переходит
к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаи-моотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится
в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определяющее значение для раз-вития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли.
Речьдошкольника
В дошкольном детстве в основном завершается долгий
и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для
ребенка становится действительно родным.
-Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается фонематический слух, и при соответствующем обучении дети легко овладевают зву-ковым анализом слова.
- Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индиви-дуальные различия: у одних детей словарный запас ока-зывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Словарь ребенка быстро увеличивает-ся не только за счет существительных, но и глаголов, мес-тоимений, прилагательных, числительных и соединитель-ных слов.
В полтора года ребенок активно использует примерно
100 слов, в три - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. - Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и
непременно оригинальны. Эту детскую способность
к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчвством,
- Появляется осознание словесного состава ре-чи. Ориентировка как на смысловую, так и на звуковую
Влияние игры на развитие личности ребенка заключа-ется в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становят-ся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необ-ходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться прави-лам, соответствующим взятой на себя роли, игра способ-ствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебнаядеятельность,котораяпозднеестановитсяведу-щей деятельностью.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивногомышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
сторону языка осуществляется в процессе его практиче-ского применения, и до известного момента нельзя гово-рить об осознанности речи, что предполагает усвоение соотношения между звучанием слова и его значением. Однако постепенно развивается языковое чутье и проис-ходит связанная с ним умственная работа.
В отличие от практического овладения речью осознание самой речевой действительности и осознание словесного состава речи значительно отстает. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, единому словесному комплексу, ко-торый обозначает собой реальную ситуацию. Значитель-но ускоряет формирование способности осознавать сло-весный состав речи специальное обучение (или обучение чтению), благодаря которому к концу дошкольного возра-ста дети начинают четко вычленять слова в предложении.
Линия развития действия: от операциональной схемыдействия к человеческому действию, имеющему смысл
в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.
В игре происходит рождение смыслов человеческих дей-ствий (оно для другого человека) - в этом, по мнениюД. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
3. Последний компонент в структуре игры - правила.
В игре впервые возникает новая форма удовольствия ре-бенка - радость от того, что он действует так, как требу-ют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радует-ся как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжа-ется в школьном возрасте.
лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без развития памя-ти. Наиболее благоприятные условия для развития произ-вольных форм запоминания создаются в игре, когда ребе-нок вынужден запоминать роли, условия, правила.
Воображение ребенка складывается в игре и перехо-дит в другие виды деятельности. В игре трех-четырехлет-них детей существенно сходство предмета-заместителя
с предметом, который он замещает. У детей более стар-шего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. По-степенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому дей-ствию с предметом, которого в действительности нет. Так зарождается воображение как психический процесс.
49. Эмо | сфера дошкольника | t | |
При всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоцио-нального отношения к окружающему.
Для дошкольного детства характерна в целом спокой-ная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмо-циональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В ходе онтогенеза изменяется структура эмоциональ-ных процессов - в их состав постепенно включаются, по-мимо вегетативных и моторных реакций, познавательные
процессы (воображение, образное мышление, сложные
формы восприятия). Эмоции становятся «умными», ин-теллектуализируются, а познавательные процессы при-обретаютаффективныйхарактер,обогащаютсячувством.
Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по по-воду того, что ему еще предстоит сделать.
На ранней стадии развития эмоциональная коррекция поведения еще несовершенна и имеет запаздывающий характер. Она включается лишь тогда, когда поведение значительно отклоняется от «требуемого курса», а его от-рицательные последствия уже получают негативную со-циальную оценку.
В дальнейшем, по мере того как побудительная сила социальных мотивов возрастает, совершается переход от запаздывающей к более совершенной - опережающей эмоциональной коррекции действий. Предвосхищение выполняет важную регулирующую роль в более сложных