Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

При построении периодизации Д. Б. Эльконин основы-вался на следующем:

- возрастное развитие - это общее изменение лично-сти, формирование нового плана отражения, изменение

в деятельности и жизненной позиции, установление осо-бых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

- на диалектическом представлении о процессе разви-тия (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и ли-тическими периодами);

- на конкретно-историческом понимании природы дет-ства (каждая историческая эпоха имеет свою периодиза-цию детства);

- в основе периодизации должны лежать закономерно-сти развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятель-ность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин об-, наруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операциональ-но-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, свя-занным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый».

В общей последовательности ведущих деятельностей по-переменно чередуются деятельности с преимуществен-ным развитием то одной, то другой стороны.



Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина - student2.ru бергаоснована на изучении уровня морального развития

В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь ста-дий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж. Пиаже предложил воз-растную периодизацию на основе изменений в умствен-ном развитии детей.

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основесущественныхкритериев,признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию

В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эль-конина.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения пси-хического развития детей. Проблема выделения основа-ний возрастной периодизации остается актуальной и се-годня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психиче-ского развития, о том, каково фактическое психологиче-ское содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения гра-ниц возрастов, какие реальные перемены в психике ре-бенка происходят под влиянием изменения его социаль-ной ситуации.

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связан-ных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельно-сти и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможно-стей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операциональ-но-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформи-ровались.

1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая дея-тельность - непосредственно-эмоциональное общение.

Раннее детство - предметно-манипулятивная деятель-ность.

2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра.

Младший школьник - учебная деятельность.

3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение.Старший школьный возраст - учебно-профессиональ-

наядеятельность.

перспектива его собственного развития. Самосозна-ние, возникшее на определенном этапе, представляетсобой ценностные ориентации, образующие систему лич-ностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Структурные звенья самосознания на-полняются знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Си-стемы знаков культуры, к которой принадлежит человек, являются условием его развития и «движения» внутри этой системы. Каждый человек по-своему присваивает значения и смыслы культурных знаков.

Именно эта индивидуализация значений и смыслов культурных знаков делает каждого человека неповтори-мым, уникальным индивидом.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических пе-риодовдетства возрастоколо 1 года, 3 года, 6-7лет, пе-риодноворожденности и подростковый период.

Наши рекомендации