Какое же надо было совершить страшное преступление?
История начинается с того, что Ной после садовых работ выпил вина, опьянел и «лежал обнажённым в шатре своём» (Быт. 9:21). «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9:22). Вот, собственно, и всё преступление Хама. Принято считать, что он посмеялся над наготой спящего отца, но, как видите, это прямо не сказано. Значим сам факт.
Братья Хама, напротив, являют нам образец правильного поведения. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего» (Быт. 9:23).
То есть они не только не смеялись, но даже не дерзнули посмотреть на Ноя, который, опьянев, спал в ненадлежащем виде.
В прежние времена уважительное отношение к родителям, непререкаемость их авторитета считались обязательными для отрока и нарушение этого строго каралось. «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15) и «Кто злословит отца своего и свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:17). Вот как сурово! За другие, с нашей сегодняшней точки зрения, более тяжкие преступления смертная казнь не полагалась, а за посягательство на авторитет родителей, за несоблюдение семейной иерархии — высшая мера.
Сейчас же сплошь и рядом видишь: маленький ребёнок бьёт родителей (в том числе по лицу!), а им и в голову не приходит наказать его хотя бы шлепком по попе. Нельзя! Это ведь жестокое обращение с ребёнком! Пусть самовыражается, отважный малыш! Злословие же в адрес родителей стало теперь настолько обыденным, что непонятно, кто остался бы в живых, если бы вдруг начали действовать былые законы...
Почтительным было и традиционное отношение к учителям. Так называли духовных наставников в самых разных культурах. Постепенно, с течением времени, учительство выделилось в особую профессию, но благоговейное отношение к наставникам детей и юношества сохранялось на протяжении многих веков. И лишь по мере распространения либерализма, когда чувство собственного достоинства стали отождествлять с непослушанием и своеволием, авторитет учителя начали целенаправленно разрушать. Родители тоже вносят свою лепту в этот процесс, когда при ребенке позволяют нелестные высказывания, оценки в адрес педагога. (пример: толстая обманщица). Слово учителя в последнее время не всегда значимо для ученика. Эффект может возыметь лишь физическая сила (анкеты про физическое наказание), но учителю использовать ее в своей педагогической деятельности запрещено.
АНАЛИЗ АНКЕТ
1 вопрос. Каким образом твои родители тебя поощряют? | Дети | Родители |
Словесная похвала Одобрение Покупка новой игрушки, книги, вещи Другое | ||
2 вопрос. Какие виды наказаний используют твои родители? | ||
Ругают, орут Угол Иногда бьют Объясняют, что так нельзя Не пускают подруг в гости Без игр Дополнительные занятия уроками Без посещения друзей Читают нотации Закрывают в комнате Не разговаривают несколько дней, не обращают внимание | ||
3 вопрос. Наказывают ли вы родители тебя физически? | Дети | Родители |
Да Иногда Нет | ||
4 вопрос. Помогают ли наказания родителей тебе исправиться? | Дети | Родители |
Да Иногда Нет | ||
5 вопрос. Делишься ли ты с родителями своими секретами? | Дети | Родители |
Да Иногда Нет | ||
6 вопрос. Является ли поведение твоих родителей для тебя примером? | Дети | Родители |
Да Иногда Нет |
Подводя итог нашей работы, хочется отметить, что любовь ребенка к взрослому невозможна без уважения. А для этого необходимо в семьях поддерживать иерархию, дистанцию между ребенком и взрослым, построенную на взаимном уважении и понимании.
Мысли вслух:
- Что полезного или бесполезного, касающегося отношений между детьми и родителями, вы сегодня услышали, узнали?
Анкета для родителей
(нужное подчеркнуть)
- Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего?
(Требование, убеждение, наказание, поощрение.)
- Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку?
(Да, нет, иногда.)
- Какие виды поощрения вы используете в воспитании?
(Словесная похвала, одобрение хорошего поступка всей семьей, покупка ребенку новой книги, игрушки.)
§ Наказываете ли вы ребенка физически?
(Да, иногда, нет.)
§ Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия?
(Да, не всегда, нет.)
§ Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами?
(Да, нет, иногда.)
§ Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка?
(Да, не всегда, нет.)