Дружеские отношения в младшем школьном возрасте

(материал к родительскому собранию во 2-3 классе)

Дружеские отношения в школьном возрасте могут служить мощным источником эмоциональной поддержки не только в период школьного обучения, но и в течение всей жизни. Благодаря раннему опыту партнерских отношений дети формируют уверенность в себе, самосознание, самооценку. Дружеские отношения помогают им преодолеть эмоциональные кризисы и конфликты.

Напротив, у детей, оставшихся без друзей в школьном возрасте чаще формируются в качестве компенсации разрушительные модели поведения.

Обычно у детей 6-8 лет дружеские отношения складываются с большим количеством сверстников. Они основываются на каком-либо одном виде совместной деятельности. Могут быть друзья для «нескольких дел», с которыми ребенок проводит много времени, но в целом отношения с такими друзьями довольно простые и нетребовательные.

В возрасте около 9 лет характер дружеских отношений становится более серьезным. К этому времени ребенок много общается с ровесниками и понимает значение близких, надежных союзников; более заинтересован делиться мыслями и чувствами.

Ребенок старше 9 лет обычно пытается найти или поддерживает тесные дружеские, взаимно требовательные отношения с ровесником одного пола – так называемым лучшим другом. Все дружеские отношения в этом возрасте обычно более сложные и длительные.

Причины, способствующие образованию или отсутствию дружеских отношений очень разнообразны. Это могут быть и особенности домашней атмосферы, и личные качества и интересы ребенка. Чаще детей, испытывающих затруднения в установлении дружеских отношений можно отнести к двум группам: слишком застенчивые и слишком агрессивные.

Конечно, не все дети, не имеющие друзей и испытывающие чувство одиночества страдают от эмоциональных проблем. Тем не менее как родитель вы можете сделать все возможное, чтобы открыть для ребенка мир социальных навыков и возможность наслаждаться дружескими отношениями.

Повышенную агрессивность можно выявить по следующим признакам, не исчезающим более двух месяцев:

§ частые случаи действий против других детей;

§ частые эпизоды гневных выкриков или приступов плохого настроения;

§ постоянное противоречие родителям и другим авторитетным людям;

§ многочисленные поступки, направленные на разрушение.

Вот некоторые рекомендации, которые позволят разрушить такие отношения.

1. Обучите ребенка основным правилам более конструктивного поведения в социальных ситуациях. Ребенок должен знать социально приемлемые модели поведения – делиться, сотрудничать, доверять, выполнять обещания, уважать личность и собственность. Следует объяснить, что отбирать, хныкать, сплетничать, задирать других, лгать и воровать – это социально неприемлемые модели поведения.

Беседуйте с ребенком об основных принципах разрешения конфликтов:

  • установить, что хочет один;
  • выслушать, что хочет другой;
  • мирно договориться и выбрать компромиссное решение.

Будьте внимательны к ситуациям реальной жизни, подходящим для совместного обсуждения.

2. Объясните вашему ребенку права других детей. Не считайте, что ваш ребенок всегда может отличить правильное и неправильное поведение в обществе.

3. Установите ясные и твердые правила поведения, которые вы одобряете. Скажите ребенку, что запрещается агрессивно себя вести по отношению к другим – затевать драки, дразнить, угрожать, ломать личное имущество. Установите наказания за такое поведение и придерживайтесь их. Одна из эффективных мер наказания – изоляция в тихой обстановке. Это не только наказывает, но и учит сохранять самоконтроль.

4. Старайтесь научить приемлемым способам достижения цели. Научите ребенка договариваться с другими детьми, не применяя для этого силу. Используйте для этого каждую реальную жизненную ситуацию.

5. Показывайте хороший пример. Убедитесь в том, что проявляя агрессивность к другим людям, вы тем самым не обучаете ребенка агрессии.

6. Поощряйте приемлемое поведение ребенка. Часто дети агрессивны по отношению к другим, так как не чувствуют внимания к себе со стороны родителей. Поэтому, если вы отмечаете хорошее в поведении своего ребенка, ему не нужно становиться задирой, привлекая ваше внимание.

Наши рекомендации