По материалам С.Ю. Чижова, О.В. Калинина «Детская агрессивность»
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или «нелестные» высказывания о своих друзьях или коллегах.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что агрессивность в данный момент снизилась.
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причинны агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Принципы общения с агрессивными детьми
Ø Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах.
Ø Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
Ø Помните, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
Ø Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
СКАЗКА
«Давным-давно в одной волшебной стране жили-были король с королевой. И у них был сын, в котором они души не чаяли. Но так как быть королем и королевой — это очень ответственное занятие, то родители очень много времени тратили на важные различные взрослые дела. (Ну, вы-то знаете, как это бывает.) Но они очень старались быть очень правильными родителями: они целовали малыша ровно 3 раза в день, спрашивали: «Как дела?» — 2 раза в день и смотрели с ним книжку 1 раз в день. И вот однажды (это всегда происходит очень неожиданно) весь королевский дворец проснулся от ужасного шума, который доносился из спальни малыша. Король и королева первыми прибежали на шум (ведь они были очень заботливыми родителями) и увидели, что их сын разбросал все свои волшебные игрушки, порвал одежду, выбросил книжки и при этом очень горько плакал. Никто не мог успокоить малыша, он никого к себе не подпускал: даже королеву-мать укусил. Тогда король-отец позвал самого лучшего мудреца королевства и приказал вылечить сына. Мудрец думал три дня и три ночи и, наконец, сказал королю, что малышу надо просто как можно чаще улыбаться. Тогда королева заказала главному волшебнику куклу для сына, которая должна была весь день и даже ночь улыбаться ему (ведь она была очень разумная мать). И все стало в королевстве хорошо.
Прошло еще несколько лет, малыш подрос, научился быстро бегать, правильно говорить и красиво рисовать. И вот однажды (опять неожиданно) весь дворец вновь проснулся от ужасного шума. Король и королева прибежали в комнату к сыну и увидели, что он сломал куклу, которая ему всегда улыбалась, и при этом очень горько плакал. Никто не мог успокоить ребенка. Он ударил даже королеву-мать, когда она подошла к нему. И тогда король-отец опять позвал к себе самого главного мудреца. Мудрец думал три дня и три ночи и сказал королю: «С ребенком надо чаще беседовать». Королева-мать заказала главному волшебнику куклу, которая разговаривала бы с сыном (ведь она была очень умная мать). И опять все стало в королевстве хорошо.
Прошло много лет, малыш вырос и стал королевичем. Он научился танцевать, приказывать и еще лучше рисовать. И вот однажды снова среди ночи раздался шум, снова прибежали в комнату королевича родители и увидели, что он сломал куклу, которая с ним всегда беседовала, и громко ругается. Никто не мог успокоить королевича, он обозвал даже королеву-мать, когда она подошла к нему. И в третий раз послал король-отец за главным мудрецом. Через три дня и три ночи мудрец сказал королю: «Сделай его своим министром, пусть он
учится управлять королевством».
Королева-мать пошла снова к главному волшебнику и заказала игрушечное королевство для сына (ведь она была ответственная мать). В королевстве было спокойно еще несколько лет, И вот однажды ночью (ну совсем неожиданно) снова случился шум. Родители уже не так быстро пришли в комнату сына (они стали уже старыми родителями) и увидели, что их сын стоит в окружении всех придворных, которые присягают ему на верность. Справа стояла кукла, которая в детстве беседовала с ним, целая и невредимая. Слева стояла кукла, которая улыбалась ему в младенчестве, тоже исправная.
Как только король с королевой вошли в комнату, их окружили люди из игрушечного королевства. Король-отец спросил: «Что это все значит, сын мой?» И королевич ответил: «Я уже взрослый и умею сам управлять королевством, вы мне больше не нужны. Но так как вы все же мои родители, то я не убью вас, а отправлю на необитаемый остров, живите там».
Тогда королева-мать стала упрекать сына: «Как ты можешь так с нами поступить? Мы очень любили тебя, заботились о тебе. Неужели у тебя такое жестокое сердце?» А королевич сказал на это: «Разве вы мои родители? Когда я нуждался в вашей любви и поддержке, вас никогда не было рядом. Я решил сломать все свои игрушки, порвать книжки и одежду, чтобы вы почувствовали, увидели, услышали, как мне плохо без вас. Но вы купили мне куклу, которая улыбалась и заменила вашу любовь. Тогда я решил сломать эту куклу, чтобы вы поняли, как я одинок и нуждаюсь в вашем понимании. Но вы купили мне куклу, которая стала беседовать со мной и заменила вашу доброту. Тогда я решил сломать и эту куклу, чтобы донести до вас, как я несчастен. Но вы купили мне игрушечное королевство, которое заменило вас. Я вырос среди кукол, они научили меня всему, но у них нет сердца, и они не могли научить меня любви, доброте, сочувствию. Вы хотите от меня того, чему не учили. Уходите».
И король с королевой, горько плача, покинули королевство и ушли жить на необитаемый остров. Прошло три года. И вот однажды к их дому подошли дряхлые старик со старухой и попросились переночевать. Король с королевой так обрадовались неожиданным гостям, что даже не удивились, откуда на необитаемом острове люди. После того как гости поели и отдохнули, король стал расспрашивать стариков о том, кто они и откуда. И старик поведал печальную историю своей жизни. Когда-то они были правителями одной волшебной страны. У них был сын. Но они были всегда очень заняты, и сын рос в окружении бездушных волшебных игрушек, которых заказывали для него. И когда их сын вырос, то стал злым и жестоким и прогнал старика со старухой на необитаемый остров. Так они тут и живут уже очень много лет. И, наконец, они решились перед смертью найти своего сына и попросить у него прощения, что не смогли дать любви и заботы. А потом пусть он их убьет, это лучше, чем изгнание и одиночество. И чем дальше старик рассказывал, тем больше казалось королю, что он знает этих стариков. И когда старик закончил рассказ, то король упал перед ним на колени и горько зарыдал: «Это же я твой сын. Это я выгнал вас из дома. Простите меня, я был жесток, потому что был очень несчастен. Я успел все это позабыть. Но я наказан и сам. У меня тоже есть сын. И я так же не сумел быть рядом, пока он рос. А когда вырос, то прогнал нас с королевой, так же, как когда-то я прогнал вас». Так они плакали и просили прощения друг у друга. И им не было стыдно и неудобно (ну вы-то знаете, как это бывает). И с каждой слезой и словом прощения из их сердец вытекала обида» злость, страх. И сердца наполнялись любовью, добротой и сочувствием друг к другу.
Когда все успокоились, то стали думать, как спасти королевича. Как исправить свою ошибку и уберечь от подобной судьбы, научить любви, добру, состраданию...»
Я надеюсь, что у этой сказки будет хороший конец. Страна-то не зря волшебная. Но это уже совсем другая история, может быть, ваша.