Классификация изображений предметов

Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых. Им дается следующая инструкция:«С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифициро­вать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, отно­сящимися к тем же классам».

После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.

Составление числового ряда

Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1, участвует вторая подгруппа испытуемых.

Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нари­совать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача – распо­ложить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наиболь­шее – в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до оконча­ния опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.

Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предме­тов.

Обработка результатов

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чи­сел в обоих опытах для группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблице 19.

Анализ результатов и выводы

1. На основании анализа данных, представленных в табл. 19, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

2. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в от­дельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

Таблица 19

Сводная таблица результатов опытов 1 и 2

Задача Среднее число правильных воспроизведений
предметов чисел
Классификация предметов    
Составление числового ряда    

Контрольные вопросы

1. По какому критерию различают непроизвольное и произвольное запоминание?

2. Каковы условия продуктивности непроизвольного запоминания?

3. Каковы методы исследования непроизвольного запоминания?

Задание 2.

Исследование динамики процесса заучивания

Цель:изучение динамики и позиционной зависимости продуктивности запоминания.

Оборудование:не связанные между собой по смыслу слова (из четырех-шести букв).

Ход работы

Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованием заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. Материал предъявляют слуховым способом. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе (см. табл. 20) знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, оно записывается в примечании к протоколу. Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда.

После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.

Таблица 20

Протокол опыта

Номер воспроиз­ведения Результаты воспроизведения элементов Примеча­ние
   
… n                          

Обработка и анализ результатов

1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V.

2. Построить по этим данным график заучивания. По оси абсцисс отклады­ваются порядковые номера повторений, по оси ординат – значения V.

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения по формуле:

Ki = Pi / n,

где Ki– частота воспроизведения i-го слова; Pi – количество его пра­вильных воспроизведений; n– количество повторений.

4. Построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров.

Контрольные вопросы

1. В чем суть процесса запоминания?

2. Какова роль повторения в процессе запоминания?

3. Каковы методы исследования процесса запоминания?

4. Что такое фактор края?

Задание 3.

Исследование объема кратковременной памяти

Цель: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел (см. табл. 21), лист для записи, ручка и секундомер.

Ход работы

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Таблица 21

Бланк с наборами слов

Первый набор 5241 Второй набор
Третий набор1372 Четвертый набор 7106

Обработка результатов

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

· ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком "+";

· наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;

· количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;

· коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:

ПК = А + С / n,

где ПК – обозначение объема кратковременной памяти,

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта, в данном случае – 4.

Анализ результатов.Для анализа результатов пользуются оценкой уровней объема кратковременного запоминания, приведенной в таблице 22.

Таблица 22

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент объема памяти /ПК/ Уровень кратковременного запоминания
8-9 6-5 3-4 очень высокий высокий средний низкий очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Задание 4.

Наши рекомендации