Исследование избирательности внимания
Цель: определить уровень избирательности внимания.
Оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.
Ход работы
Опыт проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.
Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"
После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.
Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Таблица 6
Тестовый бланк
Испытуемый: |
Экспериментатор: |
Тест |
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп |
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок (см. табл. 7), в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.
В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.
Таблица 7
Шкала оценок избирательности внимания
Время (с) | Балл | Уровень избирательности внимания | Время (с) | Балл | Уровень избирательности внимания |
250 и более | I низкий | 140-149 | II средний | ||
240-249 | I низкий | 130-139 | II средний | ||
230-239 | I низкий | 120-129 | II средний | ||
220-229 | I низкий | 110-119 | III высокий | ||
210-119 | I низкий | 100-109 | III высокий | ||
200-209 | I низкий | 90-99 | III высокий | ||
190-199 | I низкий | 80-89 | III высокий | ||
180-189 | II средний | 70-79 | III высокий | ||
170-179 | II средний | 60-69 | III высокий | ||
160-169 | II средний | Менее 60 | IV очень высокий | ||
150-159 | II средний |
Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.
Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.
Задание 2.
Исследование концентрации внимания
Цель: определить уровень концентрации внимания.
Оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Ход работы
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому:"Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.