Выявление типа нервной системы при помощи теппинг-теста

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сна­чала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис. 1):

Выявление типа нервной системы при помощи теппинг-теста - student2.ru

Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений.

Графики: а – выпуклого типа, б – ровного типа, в – промежуточного и вогнутого типов, г – нисходящего типа, Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 с.

1) выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. рабо­ты; в последующем, к 25-30 с., он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с. работы). Этот тип кривой свиде­тельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

2) ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

3) нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

4) промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;

5) вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Оснащение

1. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата размером (70х70 мм). 2. Секундомер. 3. Карандаш. 4. Заготовленная форма для протоколь­ных записей (форма 1.1).

Порядок работы

Студенческая группа делится на пары: испытуемый - экспериментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый и как экспериментатор). Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому:«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с.) Вы должны поставить в нем как можно больше точек.

Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

1 этап. Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с. дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

2 этап. Затем испытуемый и экспериментатор меняются местами, и происходит новое испытание в течение 30 секунд.

3-4 этап. Затем испытуемый, а потом и экспериментатор выполняют процедуру снова, но уже левой рукой.

Обработка результатов

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол.

2. Построить график работоспособности: отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

3. На основании анализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным во вводной части задания. Запишите диагноз в протоколе.

Таблица 2

Протокол занятия(протокол ведет экспериментатор)

Задание (тема):
Экспериментатор: Дата: «___» ___ 200__г.
Испытуемый:
Самочувствие испытуемого:
Измеряемая характеристика:

Таблица 3

Протокол опыта № 1.3. Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 с.) (записи ведет экспериментатор)

Квадраты Промежуток времени /с/ Правая рука Левая рука
0-5

………………………

6 26-30

Задание 2.

Изучение особенностей совладания человека со сложными ситуациями с помощью проективной методики «Человек под дождем»

Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Цель проективной методики «Человек под дождем»·- диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы. Тест был разработан психологами - Е. Романовой и Т. Сытько.

Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать: 1. возможности человека к адаптации 2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик - его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул.

Наши рекомендации