Выявление типа нервной системы при помощи теппинг-теста
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис. 1):
Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений.
Графики: а – выпуклого типа, б – ровного типа, в – промежуточного и вогнутого типов, г – нисходящего типа, Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 с.
1) выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы; в последующем, к 25-30 с., он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
2) ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
3) нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
4) промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
5) вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Оснащение
1. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата размером (70х70 мм). 2. Секундомер. 3. Карандаш. 4. Заготовленная форма для протокольных записей (форма 1.1).
Порядок работы
Студенческая группа делится на пары: испытуемый - экспериментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый и как экспериментатор). Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.
Инструкция испытуемому:«По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с.) Вы должны поставить в нем как можно больше точек.
Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».
1 этап. Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 с. дает команду: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».
2 этап. Затем испытуемый и экспериментатор меняются местами, и происходит новое испытание в течение 30 секунд.
3-4 этап. Затем испытуемый, а потом и экспериментатор выполняют процедуру снова, но уже левой рукой.
Обработка результатов
1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол.
2. Построить график работоспособности: отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
3. На основании анализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным во вводной части задания. Запишите диагноз в протоколе.
Таблица 2
Протокол занятия(протокол ведет экспериментатор)
Задание (тема): | |
Экспериментатор: | Дата: «___» ___ 200__г. |
Испытуемый: | |
Самочувствие испытуемого: | |
Измеряемая характеристика: |
Таблица 3
Протокол опыта № 1.3. Количество проставленных испытуемым точек (за каждые 5 с.) (записи ведет экспериментатор)
Квадраты | Промежуток времени /с/ | Правая рука | Левая рука |
0-5 |
………………………
6 | 26-30 |
Задание 2.
Изучение особенностей совладания человека со сложными ситуациями с помощью проективной методики «Человек под дождем»
Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Цель проективной методики «Человек под дождем»·- диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы. Тест был разработан психологами - Е. Романовой и Т. Сытько.
Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать: 1. возможности человека к адаптации 2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик - его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул.