Вторая сфера: специальные знания
[▼Показ политически "опасного" фильма послом США в Тунисе или Марокко: блестящий выход из положения]Представьте себе такую дилемму: вы — атташе по вопросам культуры Посольства США в Северной Африке. Только что вы получили телеграмму из Вашингтона с требованием показать фильм о некоем американском политике, вызывающем крайнее негодование в этой стране.
Если вы его покажете, местные жители сочтут это оскорблением. Если не покажете, будет недовольно руководство на родине.Как вы поступите?
Это отнюдь не гипотетическая ситуация; в таком затруднительном положении оказался один из чиновников дипломатической службы, способности которого изучал Макклелланд. Вот что рассказал этот человек: «Я знал, что если покажу фильм, то на следующий же день этот кинотеатр сожгут дотла пять сотен разъяренных студентов. Но Вашингтон считал, что фильм великолепен. И мне пришлось ломать голову над тем, как устроить показ, чтобы посольство могло доложить Вашингтону, что его требование выполнено, и при этом не оскорбить народ этой страны».[*Вашингтон, однако, оказался очень далек от действительности☺]
Какой же выход он нашел? Он организовал показ фильма в день большого религиозного праздника, поскольку был уверен, что никто не придет.
Этот блестящий пример здравого смысла иллюстрирует наличие практического интеллекта в сочетании со специальными знаниями и опытом. Помимо коэффициента умственного развития, наши практические навыки и индивидуальные способности определяют, насколько хорошо мы выполняем свою ежедневную работу. [▼Определение специальных знаний] Каким бы ни был наш интеллектуальный потенциал, именно такие особые знания — совокупность специализированной информации и практических навыков — подтверждают нашу пригодность к выполнению конкретной работы.
К примеру, кто становится самыми компетентными врачами? Конечно, те, кто постоянно расширяет базу своих знаний, старается быть в курсе последних достижений науки и техники, обладает колоссальным практическим опытом, умеет пользоваться накопленным материалом, формулируя диагноз и назначая лечение пациентам. Неугасающее стремление всегда быть «на уровне» играет более важную роль в способности реально помочь больным, чем оценки, полученные во время вступительных экзаменов на медицинский факультет.
[▼Определение компетентности: здравый смысл+спец.знания+мастерство. Просто специальных знаний мало, нужен опыт (он приводит к мастерству)]По сути, компетентность представляет собой сочетание здравого смысла, специальных знаний и мастерства, которое мы приобретаем, выполняя свою работу. Чтобы стать компетентным, знаниянадо усваивать, хорошенько понюхав пороха. Компетентность проявляется в виде присущего профессионалу понимания тонкостей ремесла, то есть знания, как по-настоящему надо делать свою работу. А это приходит только с опытом.
[▼ОДНАКО!.. ‒ Вывод Стернберга (Йельский университет) о практическом интеллекта: способствует успешности не больше IQ] Изучением таких сугубо прикладных способностей занимался психолог Йельского университета Роберт Стернберг, крупный специалист по вопросам интеллекта и достижения успеха. В ходе тестов с участием сотрудников управляющих компаний, входящих в американский список Fortune 500, Стернберг установил, что практический интеллект, по-видимому, так же способствует достижению успеха на рабочем месте, как и коэффициент умственного развития.
[▼И все-таки "практический интеллект" необходим «звезде»] С другой стороны, практический интеллект всегда оказывается главным фактором превосходного выполнения «звездой» своей работы.«Мы провели сотни исследований, тщательно сравнивая “звездных” работников с обычными середнячками из компаний всего мира. В ходе экспериментов мы обнаружили, что компетентность никак не влияет на существующее между ними различие», — заявила Рут Джейкобс, старший консультант компании Hay/McBer из Бостона.
[▼Условие, при котором специальные знания эффективны] «Специальные знания — это основной фактор. Вы нуждаетесь в них, чтобы получить задание и выполнить его. Но как именно вы делаете свою работу, то есть,какие новые навыки и умения добавляетек своим специальным знаниям, ‒ определяет ее эффективность, ‒ замечает Джейкобс. ‒Способны ли вы переработать эти специальные знания в нечто выдающееся? Если нет, то они вообще мало что значат».
Руководителям технических подразделений и тем, кто занимается «интеллигентным трудом», надо, к примеру, обладать хотя бы какими-то знаниями в своих областях. [!!!] Как можно руководить, не понимая, чем заняты подопечные?Однако такого рода знания можно назвать пороговым требованием. Способности, отличающие «звездных» руководителей в технических областях, относятся отнюдь не к технике — они, в первую очередь, касаются умения ладить с людьми.
Итак, можно заключить, что опыт и специальные знания, наряду с коэффициентом умственного развития, имеют большое значение. Однако для достижения выдающегося мастерства человеку потребуется нечто гораздо большее.