Проблемы, связанные с простотой и удобством работы сайтов.

Первые исследования удобства и простоты работы сайтов проводились в 1994 году. Эти исследования показали, что пользователи не любят читать; они не задерживаются на страницах с большим количеством текста и предпочитают не читать, а бегло просматривать содержимое страницы. Все последующие исследования только подтвердили эти результаты. Тогда же было выявлено и сформулировано 34 проблемы. Восемь из сформулированных ранее проблем остаются актуальными до сих пор, причем к некоторым проблемам пользователи стали более чувствительны, чем раньше. Существуют причины, объясняющие почему многие из проблем утратили свою актуальность:

– развитие технологий;

– адаптация пользователей к дизайну;

– улучшение работы дизайнеров (разработчики сайтов прислушиваются к советам, избегают использования проблемных элементов).

Проблема 1. Ссылки, которые не изменяют цвет после их использования.

(проблема до сих пор вызывает споры между дизайнерами с исследователями)

Главный принцип функционирования любых систем состоит в том, чтобы дать понять пользователю, где он был, где находиться в данный момент и куда он может пойти еще. Эти три понятия тесно взаимосвязаны, Зная где пользователь был, ему легче определить где он находится в данный момент, а зная где находится в данный момент ему легче определиться куда пойти дальше.

В навигации первостепенное значение имеют ссылки. Пользователь перестает использовать ссылки, которые не помогли ему, и , наоборот, он будет вновь и вновь обращаться к ссылкам, которые неоднократно помогали ему.

Важным моментом является то, что если ссылки выделены цветом, то вероятность повторного посещения web-страниц значительно снижается.

Исследования показали, что если пользователь затрудняется в определении страниц сайта, на которых он уже побывал, он чаще возвращается на уже просмотренные страницы , запутывается и в конце концов значительно быстрее покидает web-сайт.

Данная проблема актуальна для тех людей, у кого плохо развита кратковременная память и которые практически мгновенно забывают, какую из ссылок они уже использовали, если не видят в диалоговом окне визуальных подсказок. Большинство людей в разной степени испытывают проблемы с кратковременной памятью, поэтому дизайнерам советуют не пренебрегать изменением цвета посещенных ссылок.

Исключения. Если ссылка нужна для перехода на новую страницу внутри сайта, такой прием (ссылки не изменяют цвет) вполне оправдан.

Проблема 2. Невозможность отмены выполненных действий

Во время перемещения по Web пользователи обычно имеют возможность выполнить команду «Отменить» используя кнопку web-браузера «Назад/Back». По статистике кнопка «Назад» является второй наиболее часто применяемой функцией перемещения в Web. В процессе исследований авторы часто наблюдали, как пользователи многократно щелкали на кнопке «назад», даже если у них была возможность нажать прямую ссылку.

Использование кнопки «Назад» имеет ряд преимуществ:

– всегда доступна в окне браузера и работает всегда одинаково;

– человеку значительно проще узнать нужную страницу визуально, чем вспомнить, где она находиться и описать ее. Поэтому, неоднократно щелкая по кнопке, пользователь может быстро просмотреть страницы, которые посещал и визуально узнать нужную ему страницу. Чтобы воспользоваться прямой ссылкой человеку необходимо вспомнить какая ссылка ему нужна и где она находится, а затем просмотреть открытую страницу в поисках нужной кнопки

– Кнопка достаточно велика, щелкнуть по ней значительно проще, чем по небольшой ссылке (этот фактор менее важен для среднестатистического пользователя). Нажатие на кнопку экономит 0,3 сек.

Существует несколько возможностей отключить действие кнопки «Назад». Наиболее хитроумным является способ применения сценария JavaScript для отключения chrome-возможностей. Недостаток этого метода – отключаются все полезные кнопки.

Невозможность отменить выполненные действия отпугивает пользователей. Неадекватная работа кнопки «Назад» по-прежнему ухудшает удобство использования web-сайтов и заслуживает самого пристального внимания.

Проблема 3. Открытие нового диалогового окна web-браузера

Щелкну по ссылке, пользователь обычно ожидает, что новая страница откроется на месте старой том же окне. Чтобы вернуться на предыдущую страницу достаточно воспользоваться кнопкой «Назад». Если это правило нарушается, пользователь может растеряться, что отражается на удобстве и свободе его передвижения по Web.

Многие дизайнеры продолжают использоваться открытие новых окон, оправдываясь тем, что новые диалоговые окна открываются с целью удержать пользователя на web-сайте. Этот подход является изначально ошибочным. Если посетитель захочет покинуть страницу, он покинет ее, если захочет вернуться – нажмет кнопку «Назад».

Открытие нового окна порождает новую проблему – свободное место на экране заполняется большим количеством лишних окон, что в дальнейшем может вызвать ошибки, связанные с перегрузкой оперативной памяти.

Если же пользователь действительно захочет открыть страницу в новом окне, он воспользуется специальной функцией (правой кнопкой). Эту функцию чаще используют опытные пользователи. Они открывают несколько окон для параллельного просмотра. При поиске нужной информации, товаров и услуг.

Таким образом, открытие нового окна при выборе ссылки имеет ряд негативных последствий. –

– нарушается привычный для пользователя порядок действий;

– экран загромождается часто ненужными дополнительными окнами;

– возврат к предыдущей странице для большинства пользователей значительно усложняется;

– полностью закрывается окно, с которым работал пользователь;

– иногда у пользователя создается впечатление, что ссылка, по которой он щелкнул, неактивна, поскольку на экране не наблюдается никаких видимых изменений, (все изменения происходят в окне, которое находится на заднем плане).

Исключение: документы PDF и им подобные.

В проведенных исследованиях авторы обнаружили интересную зависимость. После просмотров файлов PDF, документов Word, таблиц Excel и т.п. пользователи чаще закрывали окно, чем пользовались кнопкой «Назад».

Поскольку пользователи часто закрывают окна документов, то для ссылок на документы, не связанные с Web . можно сформулировать ряд рекомендаций:

  1. Необходимо открывать документы в новом диалоговом окне.
  2. Важно предупредить пользователей заранее об открытии документа в новом окне.
  3. В открывающемся окне желательно отключить стандартную панель управления токна web-браузера, например кнопку «Назад».
  4. Крайне желательно сделать так, чтобы система не предлагала сохранить его на диске и открыть в родной программе.

Проблема 4 Всплывающие окна

Сегодня пользователи настолько недовольны всплывающими окнами, что устанавливают для их блокировки специальное ПО. Большинству пользователей неприятна сама природа всплывающих окон. Чаще всего такие окна появляются внезапно, независимо от желания пользователя и мешают ему изучать информацию, которую он открыл в диалоговом окне. Отметим, что негативное отношение к всплывающим окнам пользователь переносит и на сайты, на которых такая реклама появлялась.

Всплывающие окна довольно часто являются одним из методов обмана людей, например, мошенники просят ввести конфиденциальную информацию.

В процессе исследований было замечено, что многие пользователи мгновенно закрывают всплывающее окно, прежде чем загрузиться его содержимое.

Однако всплывающие окна могут быть полезными. И полезными они могут быть только в двух случаях:

  1. При выводе справочной информации
  2. Для токования терминов в электронных словарях.

Но, даже не смотря на их полезность, всплывающие окна всегда больше мешали работе, чем делали ее простой и удобной.

Наши рекомендации