Раздел 3. формирование игрового репертуара.

Интересной формой игровой деятельности в структуре анима­ционных программ могут быть различные формы традиционного и инновационного характера. Элементы инноватики могут быть привнесены и в существующие традиционные и народные формы игры.

Посиделки — народная форма досуга молодежи, включающая в себя элементы игры, основанные на принципах игровой этики, культуры общения, воспитанности, открытости участников.

Театр — представление, в котором участник пребывает в во­ображаемом мире, особенностью которого является зрительская аудитория, которой и представляется данная игра.

Фольклор — художественное искусство, создаваемое народным творчеством, включая такие виды, как поэзия, музыка, театр, Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, и отличающееся глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого общения и т. п.

Игровая деятельность способствует развитию определенных качеств личности. Так, развитию логического мышления способствуют интеллектуальные игры, которые расширяют эрудицию, кругозор, развивают логику мышления, речь, тренируют память, приучают работать со словарем. К интеллектуальным играм отно­сятся: настольные игры — шахматы, шашки, рэндзю, морской бой, нарды, домино, индивидуальные игры — эрудит, кроссвор­ды, чайнворды, анаграммы, метаграммы, палиндромы, стихо­творные загадки и т.п.

К разряду головоломок относятся:

· кроссворд — игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляя нужные слова (перечисление слов). Отличается формой рисунка, принципом подбора слов, темати­кой, способом разгадывания. Встречаются кроссворды, содержа­щие в себе более 25 тыс. слов;

· чайнворд — тип кроссворда, отличающийся определенной те­матикой, разнообразием формы и методами разгадывания, в котором слова располагаются друг за другом, образуя цепочку, в кото­рой конец предыдущего слова служит началом последующего;

· кроссчайнворд — основан на сочетании технологий кроссворда и чайнворда, состоит из набора цепочек, в которых первые буквы одних слов являются последними других, допуская пересечение слов;

· шарада — игра, в которой необходимо отгадать слово, разби­тое на части и слоги, имеющие самостоятельное значение, и каж­дая часть которого может быть зашифрована стихотворными риф­мами;

· арифмограф (криптограмма) — задача на отгадывание слов или текстов, где буквы закодированы цифрами, числами;

· наборщик — составление коротких слов из букв длинного слова;

· анаграмма — составление новых слов из букв какого-либо слова;

· палиндром — составление фраз, слов, стихотворений, кото­рые одинаково читаются в обе стороны (слова: наган, шалаш, казак; фраза:Аргентина манит негра; шутка: удавы рвали лавры в аду);

· метаграмма — слова, полученные при последовательной за­мене одной буквы на другую (коза — барс);

· рифма — поэтическая игра, основанная на подборе рифмованного слова на основе заданного (турист — альпинист, артист и т.п.);

· буриме — стихотворная головоломка, в которой стихи шуточного характера сочиняются на заданные рифмы, не связанные по смыслу и фиксируемые в конце строк (автобус — глобус, сту­денты — дивиденты, лукошко — картошка, селедка — находка, туристы — артисты и т.п.);

· синонимы — слова, близкие по значению с данными;

· антонимы — слова, противоположные по значению;

• омографы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные ударения и разные смысловые значения (замок — замок);

· омофоны — слова одинакового произношения, но разного написания (пруд — прут, гриб — грипп);

· омонимы — слова-близнецы, одинаково звучащие, но разные по смыслу (молния — застежка и явление природы, месяц — календарный и небесное светило и т.п.);

· каламбур — игра слов, используемая по звуковому сходству для достижения комического эффекта;

· гетерограммы — суперкаламбуры, в которых концы строк от­личаются расстановкой пробелов между словами (пока лечили — покалечили);

· монорим — стихотворение, все строки которого имеют одну рифму;

· тавтограмма — стихотворение или рассказ, все слова которо­го начинаются с одной и той же буквы;

· липограммы — тексты, в которых умышленно не использует­ся одна или несколько букв;

· акростих — стихотворная игра-загадка, разгадкой которой является слово или фраза, составленная из первых букв всех строк стихотворения;

· месостих — стихотворение, в котором загаданное слово за­шифровано в середине стиха;

· телестих — стихотворение, в котором загаданное слово полу­чается из последних букв всех строк.

Существует множество игр развивающего характера:

· развитию зрительного восприятия способствуют игры, требу­ющие выбора предмета из группы предметов, резко отличающих­ся по внешнему виду, необходимого для театрализации, на соот­несение животного, игрушек, изображений, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»;

· развитию слухового восприятия способствуют игры на слухо­вое опознание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шу­мов и т.п.;

· развитию тактильного (осязательного) восприятия способству­ет обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентифицируя предметы и вещи по заданному признаку в зависимости от способа обследования;

· развитию внимания способствуют игры различительного ха­рактера на основании заданного признака различия, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию на картинах и т.п.);

•развитию памяти способствуют игры, в задании которых оп­ределен поиск недостающих предметов или элементов, повторе­ние определенных движений за аниматором и т.п.;

· развитию мыслительной деятельности способствуют игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам нату­ральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов;

· развитию пантомимических навыков способствует выполнение движений по заданной команде [«замри», «зеркало», «непод­вижная фигура», «угадай и повтори», «покажи (или изобрази) без слов» и т.п.].

Большое значение в анимационных программах в структуре социально-культурного сервиса и туризма выполняют ролевые игры, которые можно классифицировать по классам, территориальному признаку, уровню сложности, по временному и целевому при­знакам.

Наши рекомендации