Раздел 3. формирование игрового репертуара.
Интересной формой игровой деятельности в структуре анимационных программ могут быть различные формы традиционного и инновационного характера. Элементы инноватики могут быть привнесены и в существующие традиционные и народные формы игры.
Посиделки — народная форма досуга молодежи, включающая в себя элементы игры, основанные на принципах игровой этики, культуры общения, воспитанности, открытости участников.
Театр — представление, в котором участник пребывает в воображаемом мире, особенностью которого является зрительская аудитория, которой и представляется данная игра.
Фольклор — художественное искусство, создаваемое народным творчеством, включая такие виды, как поэзия, музыка, театр, Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, и отличающееся глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого общения и т. п.
Игровая деятельность способствует развитию определенных качеств личности. Так, развитию логического мышления способствуют интеллектуальные игры, которые расширяют эрудицию, кругозор, развивают логику мышления, речь, тренируют память, приучают работать со словарем. К интеллектуальным играм относятся: настольные игры — шахматы, шашки, рэндзю, морской бой, нарды, домино, индивидуальные игры — эрудит, кроссворды, чайнворды, анаграммы, метаграммы, палиндромы, стихотворные загадки и т.п.
К разряду головоломок относятся:
· кроссворд — игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляя нужные слова (перечисление слов). Отличается формой рисунка, принципом подбора слов, тематикой, способом разгадывания. Встречаются кроссворды, содержащие в себе более 25 тыс. слов;
· чайнворд — тип кроссворда, отличающийся определенной тематикой, разнообразием формы и методами разгадывания, в котором слова располагаются друг за другом, образуя цепочку, в которой конец предыдущего слова служит началом последующего;
· кроссчайнворд — основан на сочетании технологий кроссворда и чайнворда, состоит из набора цепочек, в которых первые буквы одних слов являются последними других, допуская пересечение слов;
· шарада — игра, в которой необходимо отгадать слово, разбитое на части и слоги, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть которого может быть зашифрована стихотворными рифмами;
· арифмограф (криптограмма) — задача на отгадывание слов или текстов, где буквы закодированы цифрами, числами;
· наборщик — составление коротких слов из букв длинного слова;
· анаграмма — составление новых слов из букв какого-либо слова;
· палиндром — составление фраз, слов, стихотворений, которые одинаково читаются в обе стороны (слова: наган, шалаш, казак; фраза:Аргентина манит негра; шутка: удавы рвали лавры в аду);
· метаграмма — слова, полученные при последовательной замене одной буквы на другую (коза — барс);
· рифма — поэтическая игра, основанная на подборе рифмованного слова на основе заданного (турист — альпинист, артист и т.п.);
· буриме — стихотворная головоломка, в которой стихи шуточного характера сочиняются на заданные рифмы, не связанные по смыслу и фиксируемые в конце строк (автобус — глобус, студенты — дивиденты, лукошко — картошка, селедка — находка, туристы — артисты и т.п.);
· синонимы — слова, близкие по значению с данными;
· антонимы — слова, противоположные по значению;
• омографы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные ударения и разные смысловые значения (замок — замок);
· омофоны — слова одинакового произношения, но разного написания (пруд — прут, гриб — грипп);
· омонимы — слова-близнецы, одинаково звучащие, но разные по смыслу (молния — застежка и явление природы, месяц — календарный и небесное светило и т.п.);
· каламбур — игра слов, используемая по звуковому сходству для достижения комического эффекта;
· гетерограммы — суперкаламбуры, в которых концы строк отличаются расстановкой пробелов между словами (пока лечили — покалечили);
· монорим — стихотворение, все строки которого имеют одну рифму;
· тавтограмма — стихотворение или рассказ, все слова которого начинаются с одной и той же буквы;
· липограммы — тексты, в которых умышленно не используется одна или несколько букв;
· акростих — стихотворная игра-загадка, разгадкой которой является слово или фраза, составленная из первых букв всех строк стихотворения;
· месостих — стихотворение, в котором загаданное слово зашифровано в середине стиха;
· телестих — стихотворение, в котором загаданное слово получается из последних букв всех строк.
Существует множество игр развивающего характера:
· развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, резко отличающихся по внешнему виду, необходимого для театрализации, на соотнесение животного, игрушек, изображений, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»;
· развитию слухового восприятия способствуют игры на слуховое опознание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.;
· развитию тактильного (осязательного) восприятия способствует обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентифицируя предметы и вещи по заданному признаку в зависимости от способа обследования;
· развитию внимания способствуют игры различительного характера на основании заданного признака различия, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию на картинах и т.п.);
•развитию памяти способствуют игры, в задании которых определен поиск недостающих предметов или элементов, повторение определенных движений за аниматором и т.п.;
· развитию мыслительной деятельности способствуют игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам натуральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов;
· развитию пантомимических навыков способствует выполнение движений по заданной команде [«замри», «зеркало», «неподвижная фигура», «угадай и повтори», «покажи (или изобрази) без слов» и т.п.].
Большое значение в анимационных программах в структуре социально-культурного сервиса и туризма выполняют ролевые игры, которые можно классифицировать по классам, территориальному признаку, уровню сложности, по временному и целевому признакам.