Три составляющие единого процесса когнитивного развития.

В последние годы на основании обобщения ряда скрупулезных исследований на младенцах, проведенных Э. Гибсон и ее сотрудниками, она сформулировала положение о трех составляющих единого процесса когнитивного развития ребенка (E. Gibson, 1988). Это: перцепция, действия и исследовательская активность по отношению к объектам среды. Их единство определяется тем, что инвариантная информация вычерпывается из потоков стимульной энергии с помощью активных процессов ее добывания, а действия, совершаемые субъектом, имеют такие следствия, которые доставляют новую информацию об окружении. Перцептивные системы, с одной стороны, направляют действия и исследовательскую активность, а с другой — сами изменяются и развиваются под их влиянием. Т. о. схема общего плана когнитивного развития, приведенная на рис. 1, требует одного важного дополнения. От нижнего элемента графа, соответствующего репрезентациям, помимо стрелок к элементам вербализации и изобразительной деятельности, должны быть проведены еще две стрелки к еще двум элементам, которые на схеме отсутствуют: к элементу действий и к элементу исследовательской активности. А от них, как и от элементов вербализации и изобразительной деятельности, должны идти пунктирные стрелки обратного направления к элементам абстрагирования и обнаружения структур более высокого уровня.

В экспериментах с регистрацией двигательного и исследовательского поведения младенцев по отношению к разного рода объектам и их изменениям было выявлено несколько характерных направлений дифференциации и специализаций действий, включенных в процессы восприятия.

Очень демонстративны исследования, показавшие возрастную дифференциацию зрительной и гаптической исследовательской активности при изменении разных свойств объектов после привыкания.

В одном из экспериментов добивались привыкания к пластиковому пузырьку определенного цвета и температуры, с которым дети знакомились и зрительно, и гаптически. После привыкания в тестовых пробах давали новый пузырек, который отличался от знакомого или по цвету, или по температуре. Младенцы в возрасте 6 м проявляли активность по отношению к новому пузырьку, только если он отличался от привычного по температуре, но эта активность была комплексной: и гаптической, и зрительной одновременно. После 6 м наступала постепенная дифференциация:

106

при изменении цвета пузырька все больше проявлялась глазодвигательная исследовательская активность, а при изменении температуры — гаптическая.

В другом сходном эксперименте регистрировали движения глаз, ощупывание предметов и их обследование при помощи рта после привыкания к определенным объектам и последующего изменения одного из их свойств — текстуры, формы или цвета. У детей до 6 м выраженность всех трех видов активности почти не различалась при изменении разных свойств, а в 9 и 12 м младенцы демонстрировали значительно больше ощупываний, когда менялась текстура, и явное доминирование зрения и действий перекладывания из руки в руку, когда изменялась форма. Т. о. видно, как постепенно складывается дифференциация разных методов исследования применительно к разным свойствам объектов.

Еще в одном эксперименте дети ощупывали в темноте разные твердые и эластичные объекты. Было показано, что специфичность действий, релевантных свойствам твердости или эластичности, росла от 6 к 12 месяцам. Вместе с тем по мере того, как ощупывания становились более искусными и специфическими, они все меньше сопровождались глазодвигательной активностью. Все эти эксперименты свидетельствуют о том, что разные системы исследовательской активности младенцев все больше дифференцируются, образуя набор все более специализированных средств для познания разных свойств объектов. Вместе с тем понятно, что если в разных условиях адекватно используются разные средства, то в перцептивной системе уже выделены соответствующие когнитивные инварианты, а исследовательская активность должна вести к их дальнейшей дифференциации и специализации.

107

Глава VIII

ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ В ТЕОРИИ Х. УИТКИНА

Наши рекомендации