Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
В предыдущей главе мы отмечали, что гештальтпсихологи уже обратили внимание на сходство процесса становления зрительных структур в умственном развитии ребенка и в актах актуального восприятия форм взрослыми. Вернер добавил к этим же известным результатам данные большого цикла экспериментов с пятнами Роршаха (H. Werner, 1957).
Группой авторов из госпиталя в Университете Кларка были разработаны стандартизированные шкалы для оценки зрелости ответов при предъявлении пятен Роршаха. Как генетически более ранние, низшие, менее зрелые рассматривались ответы с аморфной диффузной формой, в которых мало внимания уделялось отношениям частей и деталям контура. Генетически высшие ответы, наоборот, характеризовались четким перцептом с хорошей внутренней расчлененностью, где целое составлено из относительно независимых элементов, хорошо интегрированных внутри целого.
Было обследовано 160 детей в возрасте от 3 до 11 лет, ответы которых оценивались по разработанным шкалам. Ортогенетический принцип
86
развития нашел в этом обследовании полное подтверждение: число недифференцированных диффузных ответов и ответов на основе отдельных изолированных деталей закономерно падало с возрастом, а число ответов с высокорасчлененной и интегрированной формой возрастало.
В этом исследовании выявился еще один очень интересный факт. Это переход от ранних целостных диффузных ответов у детей 3—5 лет к хорошо внутренне расчлененным и интегрированным формам у самых старших детей 10—11 лет через стадию ответов по отдельным мелким деталям между 6—8 годами.
Для исследования хода процесса восприятия в микроинтервалах времени те же пятна Роршаха предъявлялись взрослым испытуемым на 0,01 с, 0,1 с, 1 с и 10 с. Как и следовало ожидать, процент глобально-диффузных ответов был велик при коротких временах экспозиции и уменьшался при их увеличении, а процент расчлененно-интегрированных ответов, наоборот, возрастал.
На основе анализа данных микрогенеза актов восприятия, взятых в контексте общей теории развития, Вернер делает вывод, имеющий принципиальное значение, что более поздние формы не уничтожают более примитивных форм психической активности. Он пишет, что более продвинутые состояния требуют для своего появления примитивного фона, из которого они дифференцируются и из которого никогда полностью не отделяются. Вернер придает важное значение наличию в психических актах такого «примитивного» фона и связывает возможность его полноценного использования с гибкостью и творческими элементами деятельности. Он утверждает, что каждый должен быть способен вернуться к менее дифференцированным способам активности, если хочет быть творцом в искусстве или науке, достигнуть адекватных межличностных отношений, наслаждаться искусством, поэзией, юмором или как-то по-новому взглянуть на мир. В этом смысле «ребенок постоянно отец взрослого». При этом чем более творческой является личность, чем шире доступный и используемый ею диапазон операций высшего уровня развития, тем больше способность использовать и примитивные операции. Но этого мало. В теории Вернера сформулировано гипотетическое положение, что возврат (регрессия) к примитивным формам познания в определенных условиях является необходимым механизмом дальнейшего развития. Если индивид уже достиг высокостабильного и гибкого способа поведения, основанного на функционировании высокодифференцированных структур, то при смене условий этот способ может оказаться недостаточно эффективным и ригидным. В этом случае часто требуется дальнейшее развитие, которое может быть достигнуто лишь через частичное возвращение к генетически более раннему, менее дифференцированному и менее
87
стабильному уровню поведения. Для обоснования этой гипотезы Вернер привлекает аналогию с процессом регенерации органов у амфибий, который состоит из двух фаз. Прогрессивная фаза аналогична нормальному эмбриологическому развитию, начинается с формирования бластемы или регенеративной почки. Но сначала идет фаза регрессии, дифференциации уже специализированных клеток. Другой источник бластемы — это резервные клетки, оставшиеся в состоянии низкой дифференциации. Если начать спекулятивно рассуждать, пишет Вернер, то можно выдвинуть предположение, что в творческой реорганизации психологическая регрессия включает два рода операций: одна — это распад (dissolution) существующих схематизированных и автоматизированных паттернов поведения; вторая состоит в активации примитивных, малодифференцированных способов поведения.