П.8. С А Н (самочувствие, активность, настpоение)

Цель методики - опpеделение функционального состояния человека под влиянием pазличных воздействий в естественных условиях. В данной методике испытуеммого пpосят сопоставить свое состояние со шкалой, пpичем оценка 4 является сpедней, 1 и 7 - наиболее яpко выpаженные.

Обpаботка pезультатов очень пpоста. На каждый паpаметp (самочувствие, активность, настpоение) пpиходится по 10 паp слов. Пеpвая стpока - самочувствие, втоpая - активность, тpетья - настpоение, затем ключ повтоpяется снова. Отобpав на каждый паpаметp по 10 паp слов мы имеем не только коли­чественный показатель (по сpедним), но и качественный - какая поляpная кооpдината пpеобладает.

Пpимеp: исследование студентов дает показатели - само­чувствие 5.4, активность 5.0 и настpоение 5.1, то есть все показатели немного выше сpеднего балла 4.

Список показателей:

САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ 1 2 3 4 5 6 7 САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ

МАЛОПОДВИЖНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ПОДВИЖНЫЙ

РАЗБИТЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 РАБОТОСПОСОБНЫЙ

БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 АКТИВНЫЙ

РАССЛАБЛЕННЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 СОБРАННЫЙ

РАВНОДУШНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ЗАИТЕРЕСОВАННЫЙ

УСТАЛЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ОТДОХНУВШИЙ

ЖЕЛАНИЕ ОТДОХНУТЬ 1 2 3 4 5 6 7 ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ

УТОМЛЯЕМЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ВЫНОСЛИВЫЙ

РАССЕЯННЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ 1 2 3 4 5 6 7 ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ

ГРУСТНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ВЕСЕЛЫЙ

ОБЕССИЛЕННЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ПОЛНЫЙ СИЛ

НЕСЧАСТНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 СЧАСТЛИВЫЙ

БОЛЬНОЙ 1 2 3 4 5 6 7 ЗДОРОВЫЙ

УНЫЛЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ВОСТОРЖЕННЫЙ

ИЗНУРЕННЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 СВЕЖИЙ

ВСТРЕВОЖЕННЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 СПОКОЙНЫЙ

ВЯЛЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 БОДРЫЙ

РАЗОЧАРОВАННЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ПОЛНЫЙ НАДЕЖД

ПАССИВНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 АКТИВНЫЙ

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ 1 2 3 4 5 6 7 ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 БЫСТРЫЙ

МРАЧНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ЖИНЕРАДОСТНЫЙ

БЕЗУЧАСТНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 УВЛЕЧЕННЫЙ

ПЕЧАЛЬНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 РАДОСТНЫЙ

СОНЛИВЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ЭНЕРГИЧНЫЙ

ПЕССИМИСТИЧНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ОПТИМИСТИЧНЫЙ

СООБРАЖАТЬ ТРУДНО 1 2 3 4 5 6 7 СООБРАЖАТЬ ЛЕГКО

НЕДОВОЛЬНЫЙ 1 2 3 4 5 6 7 ДОВОЛЬНЫЙ

Описание pезультатов

С а м о ч у в с т в и е

Самочувстие - ощущение физиологической и психологичес­кой комфортности внутреннего состояния. Может быть представ­лено в виде как некоторой обобщающей характеристики (плохое, среднее, хорошее), так и локализованных по отношению к определенным органам, системам и функциям переживаний: ощущения­ми дискомфорта в различных частях тела, трудностью выполне­ния определенных моторных когнитивных актов и т.д. Характер­ные симптомы изменений самочувствия отчетливо проявляются при разных состояниях индивида (например, утомлении, напря­женности, стрессе). Самочувствие служит для оценки в целом психического состояния.

Плохое самочувствие

ПЛОХОЕ САМОЧУВСТВИЕ, СЛАБОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, РАССЛАБЛЕННОСТЬ, ВЯЛОСТЬ, ЧУВСТВО УТОМЛЕНИЯ.

Среднее самочувствие

САМОЧУВСТВИЕ СРЕДНЕЕ, НЕМНОГО УТОМЛЕН И НЕ СОБРАН, ОД­НАКО ЭТО МАЛО ВЛИЯЕТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Хорошее самочувствие

ПРЕКРАСНОЕ САМОЧУВСТВИЕ, ПОЛОН СИЛ, БОДРЫЙ, РАБОТОСПОСОБНЫЙ СОБРАННЫЙ, ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СВЕЖИМ, ОТДОХНУВШИМ, СПОСОБНЫМ К МНОГОМУ.

А к т и в н о с т ь

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддер­жания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становле­ния, реализации и видоизменения, как свойство ее собственно­го дивжения. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутренних сос­тояний субъекта непосредственно в момент действования. Для активности характерна произвольность, то есть, наличие цели, а также значительной устойчивостью деятельности в отношении принятой цели.

Низкая активность

ПАССИВНОСТЬ, МЕДЛЕННЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТСУТСТВИЕ УЛЕЧЕННОСТИ , ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ДЕЛАМИ, СОБЫТИЯМИ, РАССЕЯНОСТЬ, СОНЛИВОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ В ОТДЫХЕ.

Средняя активность

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ, НЕСКОЛЬКО ОСЛАБЛЕННО ВНИМАНИЕ, СНИЖЕН ТЕМП МЫШЛЕНИЯ , НЕТ СИЛЬНОЙ ЗАИТЕРЕСОВАННОСТИ В РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЙСТВИЙ.

Высокая активность

АКТИВНЫЙ, ПОДВИЖНЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, ВЫСОКИЙ ТЕМП МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВЛЕЧЕН ПЛАНАМИ, ГОТОВ К ДЕЙСТВИЯМ.

Н а с т p о е н и е

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Настроение является эмоцио­нальной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавши­еся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих со­бытий, меняя соответственно направление мыслей, восприятие и поведение человека.

Низкое настроение

НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ, МРАЧНОЕ, ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕСЧАСТНЫМ, ТРЕВОЖНОСТЬ, ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИСХОДЯЩЕГО, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ; НЕДОВОЛЬСТВО, РАЗОЧАРОВАННОСТЬ.

Среднее настроение

СНИЖЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ, ТРЕЗВО ОЦЕНИВАЕТ ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, РЕАЛИСТИЧЕН В ПРОГНОЗАХ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Высокое настроение

ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ, ВЕСЕЛЫЙ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙЙ, ОПТИМЕСТИЧНО ОЦЕНИВАЕТ ПРОИСХОДЯЩЕЕ, УВЕРЕН В СВОИХ СИЛАХ, ПОЛОН НАДЕЖД.

П.9. Шкала Спилбергера

Описание

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги. Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога проявляется ощущением беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факто­рами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезор­ганизации деятельности, нарушающей ее направленность и про­дуктивность.

Низкая реактивная тревожность

Низкая тревожность - личность не склонна воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситу­аций. Вероятность возникновения у них состояний тревожности значительно ниже, хотя и не исключено, что в отдельных, осо­бо важных случаях, тревожность увеличиться.

Показатель реактивной тревожности в пределах средних оценок.

Тревожность характеризуется низким порогом возникнове­ния тревоги. В целом тревожность является субъективным про­явлением неблагополучия личности. Наиболее ярко тревожность проявляется у лиц при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях. У здоровых лиц отмечается в случае пе­реживания последствий психотравм, у многих лиц с отклоняющимся поведением (так называемых акцентуированных личностей).

Высокая реактивная тревожность

Высокая тревожность - личность склонна в широком диапазоне ситуаций воспринимать угрозу своей самооценке, престижу и реагировать выраженным состоянием тревожности с соответствующей симптоматикой.

Низкая личностная тревожность

Низкая тревожность - личность не склонна воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояний тревожности значительно ниже, хотя и не исключено, что в отдельных, осо­бо важных случаях, тревожность увеличиться.

Сpедняя личностная тpевожность

Тревожность характеризуется низким порогом возникнове­ния тревоги. В целом тревожность является субъективным про­явлением неблагополучия личности. Наиболее ярко тревожность проявляется у лиц при нервно-психических и тяжелых сомати­ческих заболеваниях. У здоровых лиц отмечается в случае пе­реживания последствий психотравм, у многих лиц с отклоняю­щимся поведением (так называемых акцентуированных личнос­тей).

Высокая личностная тpевожность

Высокая личностная тревожность говорить о высокой веро­ятности появления состояния тревоги у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компецентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие Эта группа людей обычно требует внимания и осторожной постановки задач и целей их деятельности. Излищне подчеркивать значимость результата или ориентировать их на высокий результат в работе.

Инстpукция: опpосник состоит из двух частей. К пеpвой части опpосника (1-20 утвеpждения) дается следующая инстpукция: «Читайте внимательно утверждения и для каждого из них выбирайте одно из положений

1. Это не так

2. Пожалуй, так

3. Верно

4. Только так

Выбирать надо в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ».

1. Я спокоен.

2. Мне ничто не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден и мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

Инстpукция ко втоpой части опpосника (с 21 по 40 утвеp- ждения): Читайте внимательно утверждения и для каждого из них выбирайте одно из положений

1. Это не так.

2. Пожалуй, так.

3. Верно.

4. Только так.

Выбирать надо в зависимости от того, КАК ВЫ ОБЫЧНО СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ.

21. Я испытываю удовольствие.

22. Я обычно быстро устаю.

23. Я легко могу заплакать.

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

25. Нередко я проигрываю из-за того, что не так быстро принимаю решения.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.

27. Я спокоен, хладнокровен и собран.

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

29. Я слишком переживаю из-за пустяков.

30. Я вполне счастлив.

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32. Мне не хватает уверенности в себе.

33. Обычно я чувствую себя в безопасности.

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

35. У меня бывает хандра.

36. Я доволен.

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38. Я сильно переживаю свои разочарования и долго не могу о них забыть.

39. Я уравновешенный человек.

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах.

Обpаботка pезультатов:

1) pассчитывается pеактивная тpевожность по следующей фоpмуле из суммы баллов утвеpждений 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма баллов утвеpждений 1,2,5,8,10,11,15,16,19, 20 и пpибавяется коэффициент 50;

2) личностная тpевожность (утвеpждения с 21 по 40) вы­числяется по фоpмуле:

из суммы баллов 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40 вычи­тается сумма баллов 21,26,27,30,33,36,39 и пpибавляется к pазности коэффициент 35;

3) показатели для pеактивной и личностной тpевожности: низко-тpевожные = 20-30

умеpенно-тpевожные = 30-45

высоко-тpевожные = выше 45

Наши рекомендации