Некоторые спортмены не являются олимпийскими чемпионами – частноотрицательное вида О
Разновидности нелояльных приемов спора: Аргумент к невежеству, аргумент к публике, аргумент к авторитету
Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все караси – это рыбы», «Все треугольники – это геометрические фигуры», «Все стулья – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трёх высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все сосны – это деревья», «Все города – это населённые пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все тигры – это хищники».
Какую форму мышления представляет собой выражение «все А – это В» суждение
Каким является высказывание «все А – это В» общеутвердительное
В каком отношении находятся понятия А и Б во всех приведенных выше содержательных примерах «все А – это В» подчинения
Какое содержательное суждение может представлять собой выражение формы «все А – это В» Все треугольники – это геометрические фигуры
Сравнимые понятии бывают совместимыми и несовместимыми. Совместимыми называют понятия, объемы которых имеют общие элементы, каким либо образом соприкасаются. Например, понятия: спортсмен и американец, совместимые, Т.к. их объемы имеют общие элементы, или объекты: есть такие спортсмены, которые являются американцами и, наоборот есть такие американцы, которые являются спортсменами. Несовместимыми называются понятия, объемы которых не имеют общих элементов, никаким образом не соприкасаются. Например, понятия треугольник и квадрат являются несовместимыми, потому что их объемы не имеют общих элементов: ни один треугольник не может быть квадратом и наоборот. Совместимые понятия могут быть в отношениях равнозначности, пересечения и подчинения. Несовместимые понятия могут быть в отношениях соподчинения, противоположности и противоречия. В каком отношении находятся понятия?
«Час» и «минута»- соподчинение
«Квадрат» и «равносторонний прямоугольник» – равнозначность
«Учащийся» и «студент» - подчинения
«Автомобиль» и «велосипед» – противоположность
«Писатель» и «россиянин» - пересечение
Согласно закону противоречия два противоположных или противоречащих суждения могут быть одновременно истинными, если в них речь идет об одном и том же объекте,но в разное время
Софизм это-преднамеренная логическая ошибка
Способы преобразования простых суждений - это противопоставление предикату,превращение,обращение
Суждение это форма мышления
Софизмы представляют собой:Преднамеренные логические ошибки,Видимость правильных доказательств ложных мыслей, умышленное нарушение закона тождества
Согласно закону противоречияневозможно что-либо утверждать и то же самое отрицать об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении
Суждение этоформа мышления, в которой что-то утверждается или отрицается
Согласно закону тождества любая мысль должна быть тождественна самой себе
Совместимые по объему понятия – это такие понятия: объемы которых как-либо соприкасаются, объемы которых равнозначны или пересекаются, или одинобъем включается в другой, объемы которых имеют совпадающие элементы
Согласно закону достаточного основания:основание для тезиса должно быть достаточным, тезис должен следовать из оснований с достоверностью,любая мысль должна быть обоснованной
Субъект и предикат в простом атрибутивном суждении могут быть:в отношении пересечения, в отношении равнозначности, в отношении подчинения
Способы преобразования простых суждений–обращение, противопоставление предикату, превращение
Традиционная логика являетсяаристотелевской
Установите соответствие вида субъект - предикатного отношения и простого суждения:
Некоторые ученые-россияне пересечение,ни один дельфин не является рыбойнесовместимость,все равносторонние треугольники имеют равные углыравнозначность,все бактерии являются живыми организмами подчинение,некоторые учащиеся являются отличникамипересечение
Умозаключение это – одна из форм мышления в которой из исходных суждений следует новое суждение
Установите соответствие умозаключения и его вида:
Земля марс венера движутся, значит все планеты движутся индукция,Если вещество-металл то оно электропроводно, ртуть металл; значит она электропроводна дедукция или энтинема,Все планеты движутся;Земля планета,значит она движется по аналогии,Все учебники книги, значит некоторые книги учебникидедукция,Верно что все розы цветы, неверно что все розы не цветыдедукция?
Установите соответствие между видом умозаключения и самим умозаключением:
Если число четное,то оно делится без остатка на 2,число 16-четное,значит оно делится без остатка на 2 эквивалентно-категорическое.Водород, азот, кислород летучи, значит все газы летучи индуктивное.Неверно, что все полезно, значит верно, что что-то неполезно. Непосредственное(по квадрату) .Все металлы не изоляторы, медь металл, значит она не изолятор дедуктивное. Некоторые учащиеся студенты, значит все студенты учащиеся непосредственное(обращение)
Установить правильную последовательность проверки правильности энтинеммы
Восстановить энтимему до полного силлогизма, выяснить соблюдены ли общие правила силлогизма, выяснить соблюдены ли правила фигуры силлогизма, установить фигуру и модус силлогизма, установить является ли модус фигуры правильным
Установить соответствие вида умозаключения и его определения:
из общего суждения выводится частное суждение–индуктивное
из нескольких частных суждений выводится одно общее суждение–дедуктивное умозаключение
субъект и предикат категорического суждения меняются местами-обращение простого суждения
на основе сходства объектов в одном выводится их сходство в другом-умозаключение по аналогии
первая посылка-дизъюктивное суждение, вторая- простое суждение-разделительно-категорическое умозаключение
Установить правильную последовательность видов логических противоречий по их распознаваемости в различных эпизодах интеллектуально речевой практики: