Возможности взрывотехнической экспертизы
Судебная взрывотехника – отрасль криминалистической техники, которая изучает технические приемы обнаружения, фиксации, сохранения, изъятия и исследования взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов и следов их применения; исследует закономерности отражения и получения информации об их происхождении; разрабатывает проблемы использования такой информации для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Зародившись в рамках судебно-баллистической экспертизы, судебная взрывотехника в настоящее время сформировалась в самостоятельный вид технико-криминалистического исследования. Судебная взрывотехническая экспертиза отличается своими специфическими задачами, объектами исследования и методами, разработанными на основе познания закономерностей механизма взрыва.
Взрывотехническую экспертизу в криминалистической литературе справедливо принято относить к группе инженерно-технических экспертиз, поскольку она проводится с целью установления принадлежности материалов, веществ и изделий из них к взрывчатым веществам, взрывным устройствам и боеприпасам, а также выявления обстоятельств взрыва и его природы. При отнесении изделия к взрывному устройству в некоторых случаях представляется возможным определить его поражающую способность, установить уровень специальных знаний и профессиональных навыков изготовителя, а в случае взрыва восстановить обстановку места происшествия и проанализировать ситуацию, предшествующую взрыву.
Взрывотехническая экспертиза представляет собой сложное комплексное исследование, которое требует специальных знаний в области химии, технологии взрывчатых веществ, конструкций и действия взрывных устройств. В данной экспертизе принято выделять два относительно самостоятельных направления :
1) исследование взрывчатых веществ и их компонентов, продуктов взрыва;
2) исследование конструкций взрывных устройств и их фрагментов.
В первом случае в ходе исследования решается вопрос принадлежности вещества к группе способных к взрывному превращению, определяются его элементы . Вещество осматривают, проверяют его воспламеняемость, способность к горению, прокаливанию, вспышке при ударе молотком на металле наковальни, при растирании в ступке, при интенсивном нагревании и т.д.
Для проверки вещества на растворимость применяют капельный анализ. В углубление специальной пластины к нескольким кристаллам сухого вещества добавляют каплю реактива. На завершающем этапе исследования используют методы тонкослойной хроматографии и инфракрасной спектрометрии.
Хроматография как метод исследования широко применяется в науке. Суть его заключается в том, что при пропускании исследуемой смеси через слой бесцветного сорбента (от латинского слова sorbens – поглощающий). В результате частицы вещества располагаются на сорбенте в виде отдельных окрашенных зон. Результаты, полученные на высушенной хроматографической пластине типа "Силуфол УФ-254", визуально сравнивают с полученными таким же методом соответствующими образцами спектров известных взрывчатых веществ. В случае применения инфракрасной спектрометрии для сравнения также используются имеющиеся в банке данных образцы спектров известных взрывчатых веществ.
Задачи эксперта усложняются, если объектом исследования являются лишь остатки взрывчатого вещества (продукты взрыва). После взрыва, как правило, остаются лишь его микроколичества, сильно загрязненные другими химическими соединениями. Больше всего непрореагировавших взрывчатых веществ остается на осколках взорванного взрывного устройства, на объектах, находящихся в контакте или непосредственной близости с зарядом. Чаще всего это грунт, предметы обнаруженные в воронке на месте взрыва и одежде потерпевшего, фрагменты взрывного устройства. Все поступившее на исследование изучается визуально и под микроскопом. Внешний вид, форма, цвет, размеры частиц взрывчатого вещества, форма осколков оболочки взрывного устройства и информация об обстоятельствах его срабатывания позволяют выдвинуть предположения о взрывных свойствах заряда и его групповой принадлежности.
Состав вещества может быть определен с помощью рентгено-флуоресцентного анализатора, соединенного со сканирующим электронным микроскопом. Для экстракции (термин происходит от латинского слова extractum – извлеченное) продуктов взрыва используются ацетон, дистиллированная вода (чаще всего в указанной последовательности).
Ацетон растворяет все органические взрывчатые вещества, кроме нитроцеллюлозы, которая входит в состав бездымного пороха (нитроцеллюлоза образует с ацетоном коллоидный раствор). Дистиллированная вода растворяет неорганические взрывчатые вещества, кроме “гремучей ртути” и соединений свинца. Ацетоновые экстракты взрывчатых веществ органической природы фильтруют, концентрируют, после чего применяется метод хроматографии, в том числе тонкослойной.
Неорганические взрывчатые вещества, которые не растворились ни в ацетоне, ни в дистиллированной воде, также исследуют с помощью методов инфракрасной спектрометрии, подвергают микрохимическому, рентгенофлуоресцентному и другим анализам.
Взрывотехническое исследование требует от эксперта решения еще более сложных задач.
Экспертиза конструкции невзорвавшегося взрывного устройства включает изучение его внешних признаков (с помощью лупы, осветительных и измерительных приборов), демонтаж и раздельное исследование деталей, механизмов, веществ, сборку и проверку работоспособности. Если взрывное устройство промышленного изготовления и на него есть техническая документация, то процесс работы существенно упрощается. Наибольшую трудность представляет установление особенностей взрывного устройства по его остаткам. В этом случае визуальному исследованию подлежит весь комплекс следов на месте взрыва. Необходимо установить эпицентр взрыва, природу и вид взорванного вещества, мощность заряда, вид средства инициирования взрыва; способ взрывания и способ изготовления взрывного устройства и взрывчатого вещества, геометрические параметры взрывного устройства.
Природа взрыва обусловливается различным воздействием на окружающие объекты образующейся при этом топливно-воздушной смеси.
Эпицентр, т.е. место, где располагалось взрывчатое вещество или взрывное устройство в момент взрыва, определяется в ходе осмотра места происшествия и предварительного исследования следов, что необходимо для более целенаправленного поиска вещественных доказательств.
В большинстве случаев на месте взрыва выделяется четко выраженный центр. Его отсутствие является признаком объемного взрыва, т.е. взрыва пылепарогазовоздушной смеси, что может указывать на случайный характер происшествия. Другим признаком объемного взрыва является бессистемный характер разрушений, своеобразие действия взрывной волны, которое заключается в выдавливании металлических поверхностей, приподнятости потолков, падении стен. В случае объемного взрыва пламя охватывает одновременно все помещение.
Мощность принято выражать через тротиловый эквивалент, который определяется массой взорванного заряда тротила, вызывающего изменения окружающих объектов, эквивалентные разрушениям и повреждениям на исследуемом месте происшествия. Определение тротилового эквивалента осуществляется по экспериментальным данным о воздействии ударной волны и продуктов химической реакции взрыва на человека, элементы строительных конструкций и другие объекты, расположенные как вблизи, так и на значительном расстоянии от места взрыва.
Решение вопроса о геометрических параметрах взрывного устройства осуществляется на основе имеющихся у эксперта специальных знаний о конструкциях взрывных устройств промышленного и самодельного изготовления, а также справочных данных.
Способ взрывания определяется на основании химического исследования остатков взорванного устройства. Для электрического способа характерны остатки в виде фрагментов электровоспламенителя, элементов электроцепи; для огневого – остатки огнепроводного шнура или других частей огневой цепи; для механического – остатки ударного механизма, например, в виде частей пружины или ударника с заостренным концом; для химического – остатки веществ, смешивание которых приводит к вспышке и взрыву. Поэтому для правильного определения инструментов и оборудования, применявшихся при изготовлении взрывного устройства, необходимы специальные знания в области трасологии, технологии конструкционных материалов. Сделать правильный вывод помогают обнаруженные на остатках взрывного устройства следы токарной и фрезерной обработки, сверления, нарезания резьбы, следы от тисков, токарного патрона, остатка сварных, спаянных соединений, следы от режущих инструментов (напильника, ножовки и т.п.). Предположение о промышленном способе изготовления может быть сделано на основе сравнения остатков взрывного устройства с технической документацией на конструкцию, материалы и технологию производства промышленных изделий.
Обобщение результатов указанных исследований может привести к необходимости получения дополнительной информации об обстоятельствах взрыва и проведения дополнительного осмотра места взрыва или более детального исследования вещественных доказательств.
На завершающем этапе взрывотехнической экспертизы сравниваются результаты исследования с данными осмотра места происшествия и анализа остатков взрывного устройства. Для этого на основании полученных данных создается модель взрывного устройства и производится экспериментальный взрыв. Такого рода эксперимент может быть проведен на полигонах воинских частей либо в специально оборудованных взрывных камерах при участии специалиста, имеющего допуск к проведению взрывных работ.
В случае, если экспериментальный взрыв протекает не так, как взрыв на месте происшествия, может потребоваться уточнение конструкции либо условий взрыва и повторный эксперимент.
Если в результате исследований будет выявлено соответствие всех деталей, материалов и веществ соответствующим элементам промышленного взрывного устройства, то это даст возможность сделать вывод о принадлежности исследуемого устройства или его частей к промышленному взрывному устройству или его части. Это позволит определить вид и марку взрывного устройства, дать заключение о способности к взрыву без последующей проверки работоспособности.
Информация об имевших место взрывах, взрывчатых веществах, взрывных устройствах и их изготовителях, полученная в ходе расследования уголовных дел, и, в частности, при производстве взрывотехнической экспертизы, является объектом криминалистического учета.
Такой учет ведется в рамках автоматизированных информационно-поисковых систем "Взрыв" МВД России, "Бомба" МВД Украины. Аналогичный криминалистический учет ведется экспертами лаборатории взрывотехнических исследований ГЭКЦ МВД Республики Беларусь. Сведения, почерпнутые из этих источников, могут быть использованы для выдвижения версий в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Проведение взрывотехнической экспертизы и успех диагностического исследования остатков взрывного устройства во многом зависят от качественного собирания и осмотра вещественных доказательств, осмотра места происшествия, в связи с чем эти вопросы требуют отдельного рассмотрения.
Объекты, направляемые на взрывотехническую экспертизу и решаемые ею вопросы
Предмет взрывотехнической экспертизы, выполняемой в Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД Республики Беларусь, составляют фактические данные, связанные с установлением принадлежности исследуемых объектов к взрывчатым веществам, взрывным устройствам, боеприпасам; определением их поражающей способности, степени опасности, наличия профессиональных навыков по изготовлению взрывных устройств у его изготовителя.
Таким образом, экспертиза решает широкий круг задач классификации, диагностики и идентификации:
- установление общего источника происхождения тех или иных количеств (объемов) взрывчатых веществ;
- установление вида и марки взрывчатого вещества взрывного устройства, боеприпаса промышленного изготовления;
- установление предприятия-изготовителя взрывного устройства промышленного производства;
- установление общей групповой принадлежности двух и более взрывных устройств;
- отнесение следов, обнаруженных на исследуемых вещественных доказательствах, к следам взрыва;
- установление принадлежности исследуемых объектов к взрывчатым веществам, взрывным устройствам, боеприпасам;
- установление факта взрыва, его природы, технической причины, эпицентра взрыва;
- установление по отдельным частям конструкции взрывного устройства, принципа его функционирования;
- установление массы взорванного взрывчатого вещества, поражающих свойств взрывного устройства, радиуса поражающего действия взрыва;
- установление признаков наличия (отсутствия) у изготовителя специальных знаний в области взрывотехники, химии, технологии взрывчатых веществ;
- идентификация целого взрывного устройства по его частям.
Кроме того, в круг задач взрывотехнической экспертизы входит реконструкция обстановки, предшествовавшей взрыву, имевшей место в момент взрыва, а также анализ возможных последствий неосуществленного взрыва. Исходя из вышеперечисленных задач, вопросы, разрешаемые взрывотехнической экспертизой, можно разделить на две группы:
- относящиеся к исследованию взрывчатых веществ, взрывных устройств, средств взрывания и боеприпасов;
- касающиеся исследования следов взрыва.
Вопросы первой группы могут быть сформулированы следующим образом:
1. Является ли представленное на исследование вещество взрывчатым?
2. Какими способами изготавливается данное взрывчатое вещество?
3. Какова область применения и целевое назначение представленного на исследование взрывчатого вещества?
4. Является ли представленный на исследование предмет взрывным устройством? Какова технология его изготовления и снаряжения?
5. Является ли представленный на исследование объект боеприпасом?
6. На каком предприятии был изготовлен данный боеприпас, в какое время он находился на вооружении?
7. Имеются ли в данном боеприпасе все детали, необходимые для его функционирования?
8. Является ли данный предмет средством взрывания, к какому виду относится и для взрыва каких взрывчатых веществ предназначен?
9. Пригоден ли данный боеприпас к взрыву и каковы его поражающие свойства?
10. Из каких деталей и материалов изготовлено данное взрывное устройство?
11. Возможно ли с помощью представленных на исследование материалов и деталей изготовить взрывное устройство?
12. Пригодно ли данное средство взрывания для применения по назначению, если нет, то по каким причинам, и возможно ли приведение его в пригодное состояние?
13. Каковы профессиональные навыки изготовителя данного самодельного взрывного устройства?
Вопросы, решаемые исследованием следов взрыва, могут быть изложены в постановлении о назначении экспертизы в следующей редакции:
1. Являются ли повреждения на представленных предметах следами взрыва?
2. Если имел место взрыв, то какое взрывчатое вещество и в каком количестве использовалось для взрыва?
3. Имеются ли на представленных объектах взрывчатые вещества? Если да, то какие именно, каковы их свойства и область применения?
4. Каковы конструктивные особенности данного взорванного устройства?
5. Являются представленные предметы частями самодельного взрывного устройства или взрывного устройства промышленного изготовления?
6. Каков способ подрыва данного взрывного устройства и какова последовательность его осуществления?
7. Какова масса взорванного вещества по тротиловому эквиваленту?
8. Какова групповая принадлежность данного взрывного устройства промышленного изготовления?
9. Каковы профессиональные навыки лица, изготовившего взрывное устройство?Являются ли взрывные устройства, остатки которых представлены на экспертизу, близкими по конструкции, в чем их отличие или сходство?
10. Какое количество данного взрывчатого вещества необходимо взорвать, чтобы получить воронку указанного размера?
Объектами взрывотехнической экспертизы являются взрывчатые вещества, взрывные устройства, следы взрыва и материалы уголовного дела. По данным Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь 70% от общего числа объектов взрывотехнической экспертизы составляют взрывные устройства промышленного производства, 12% – самодельные взрывные устройства.
Для производства экспертизы необходимо представить следующие материалы:
- вещества, демонтированные устройства, в отношении которых предполагается, что они относятся к взрывоопасным объектам;
- предметы, изъятые с места происшествия, в отношении которых предполагается, что они относятся к остаткам взрывного устройства;
- предметы, изъятые с места происшествия, на которых отобразились следы воздействия взрыва в виде деформации, оплавления, копоти, а также предполагаемые носители остатков взрывчатых веществ и продуктов их горения;
- образцы грунта и другие вещества с мест наибольших разрушений (воронок в грунте, разломов, выбоин в стенах домов и т.п.) и образцы для сравнительного исследования;
- ацетоновые и водные смывы, соскобы с мест, где наблюдается наиболее сильное оплавление и значительное количество копоти;
- рисунки, чертежи, схемы взрывных устройств, выполненные подозреваемым;
- протоколы следственных действий: осмотров мест происшествий с фототаблицами, видеозаписями, допросов потерпевших, свидетелей, специалистов, участвовавших в проведении следственных действий и т.д.;
- заключения других экспертов (судебных медиков, трасологов, автотехников, пожаротехников, товароведов, физиков, химиков и др.).
Полнота, криминалистическая и процессуальная грамотность подготовки объектов исследования, ясная, лаконичная формулировка вопросов, не выходящих за пределы компетенции эксперта-взрывотехника, являются важным условием качественного производства экспертизы, способствуют успешному решению ее задач.
Судебная фоноскопия