Выполнение двух действия одновременно

Это — уклончивое заглавие для ряда исследова­ний, которые часто идут под рубрикой распределе­ния внимания. Имеет ли место распределение внима­ния при исполнении двух действий одновременно, — это вопрос, на который мы вначале не будем ста­раться отвечать. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение на двух различных видах деятельности. Если один из них автоматизиро­ван и совершается без сознательного контроля, ни­какого распределения внимания не требуется. Если оба вида деятельности скомбинированы в одну це­лостную деятельность, также не требуется распреде­ления внимания. Если два вида деятельности, про­водимые одновременно в полном сознании, выпол­няются путем быстрого перемещения внимания от одного к другому и обратно, здесь также нет распре­деления внимания в прямом смысле слова.

Вне зависимости от точного научного определе­ния понятия внимания, сам по себе факт одновре­менного выполнения человеком двух или более дей­ствий поставил проблему большой важности.

Мы могли бы сказать, что человек всегда вы­полняет больше, чем одно действие одновременно. Так, независимо от внутренней деятельности желез и гладкой мускулатуры, у него всегда наблюдается деятельность скелетных мышц и органов чувств. Он может ходить, держать что-нибудь левой рукой, же­стикулировать правой и, кроме того, всё время смот­реть и слушать. Протекают ли эти одновременные по­токи активности независимо друг от друга или все они являются взаимосвязанными частями одной общей активности, — это проблема, достойная вни­мания.



Взаимодействие между одновременными действи­ями.Эксперименты по этому вопросу начались еще в 1887 г., когда Польган обнаружил у себя способность, декламируя знакомые стихи, писать в то же самое время другие стихи. Иногда он писал также и произ­носимое им слово, однако в целом интерференция была скорее слабой. Не прерывая потока устной дек­ламации, он мог быстро обдумать ближайшую строч­ку, которую должен был написать, и писал ее, не уделяя ей уже больше внимания. Он мог декламиро­вать поэму при производстве очень простого умно­жения, и ни одна из операций не замедлялась при одновременном выполнении другой. Операция, ко­торая была несколько труднее, задерживалась даже при таком автоматизированном действии, как чте­ние знакомой поэмы.

В эксперименте Бине (1890) одним из одновре­менных действий было ритмическое нажимание ре­зиновой груши, находящейся в руке. Груша была со­единена трубкой с барабанчиком, который записы­вал движения на закопченном барабане. Наиболее простая задача состояла в том, чтобы сделать одно нажатие за другим в такт с метрономом; другая зада­ча заключалась в нажимании груши дважды на каж­дый удар метронома; третья — в ее нажимании 3 раза в ответ на каждый удар. Когда испытуемый приобре­тал некоторую легкость в одном из этих механичес­ких действий, его просили продолжать это во время чтения вслух или решения в уме арифметических задач. Несмотря на то, что обе задачи были очень легкими, наступала некоторая интерференция и вы­полнение обеих задач нарушалось.

В другом эксперименте испытуемый не читал и не решал задач, а нажимал 2 груши: ту, которая была в правой руке, - 5 раз, другую, в левой руке, - дваж­ды на каждый удар метронома. Кроме общей трудно­сти такой комбинации, Бине отмечает как особо значительное явление то, что одна рука вовлекалась другой в свой ритм. Рука, которая должна была на­жимать по разу на удар, начинала нажимать по 3 или 4 раза. В этой связи Бине упоминает некоторые уп­ражнения, вроде поглаживания себя по животу кру­говым движением одной руки при одновременном похлопывании себя по темени другой рукой. Если, наоборот, обе руки делают одно и то же движение или взаимодействуют для достижения одного и того же результата, то налицо скорее взаимное облегче­ние, чем интерференция.

Эти результаты были подтверждены Ястровым и Керпесом (1891-1892), обнаружившими, что про­изводимое в быстром темпе постукивание действи­тельно ускоряло производимое одновременно сло­жение или чтение. <...>

Продуктимостьдвойных действий.Обычно при одновременном совершении двух действий одно из них или оба несколько нарушаются. 8 экспериментах с тахистоскопом объем восприятия числа точек уменьшался при помещении в экспериментальное поле других объектов наблюдения (Лоренц, 1912). Когда испытание на свободные ассоциации комби­нировалось с одновременным решением арифмети­ческих задач, ассоциативные реакции обнаружива­ли тенденцию к относительно низкому уровню за­вершения слов (например, "черная — доска"); реак-




ции на звучание слова были чаще, чем реакции на значение слов-раздражитетелей (Шпейх, 1927). Ис­ключение было найдено Митчеллом (1914): одна за­дача заключалась в сравнении грузов, последо­вательно поднимаемых рукой, другая - в сосчиты-вании ряда из 1—6 щелчков. Когда давались щелчки, грузы оценивались даже лучше, а счет нарушался только немного. Чтобы считать щелчки, испытуемый стремился оценивать грузы очень быстро, и эта бы­строта, вероятно, давала преимущество. Во всех этих случаях, хотя раздражители были одновременными, существенные (познавательные) реакции могли быть последовательными.

В некоторых профессиях, как, например, в про­фессии телефониста, необходимо производить од­новременно две или больше операций или быстро переключаться от выполнения одной операции к другой. Профессиональные испытания на способность производить такие действия проводились, например, Стерзингером (1928). Испытуемому читали рассказ, в то время как он складывал столбики однозначных чисел. Рассказ содержал 36 пунктов и читался 90 с. Затем испытуемый переставал складывать и запи­сывал все, что он помнит из рассказа. Контрольные испытания проводились отдельно со сложением и с рассказом, так что счет в двойном и простом испол­нении мог быть сравнен. Результаты одного испыту­емого:

A. Правильно сложено чисел, простая задача
- 52.

Б. Правильно сложено чисел, двойная задача -43 = 83% от А.

B. Воспроизведено пунктов рассказа, простая за­
дача — 31.

Г. Воспроизведено пунктов рассказа, двойная задача - 10 = 32% от В.

83 и 32 процента должны были быть каким-то
образом скомбинированы в простой показатель про­
дуктивности при одновременном выполнении двух
действий. Арифметическое среднее из этих двух чи­
сел не будет надежным. Предположим, испытуемый
совершенно неспособен выполнять два действия
одновременно. Позволим ему целиком увлечься рас­
сказом и забыть о сложении; в таком случае он мог
бы получить 100 процентов в рассказе и нуль в сло­
жении. Арифметическое среднее могло бы дать ему
50 процентов, тогда как он должен был бы полу-
читьнуль в комбинировании двух родов деятельнос­
ти, которое мы намеревались измерить. Эта трудность
преодолевается путем получения геометрического
среднего этих процентных показателей вместо ариф­
метического среднего. Вычисленный таким образом
индекс для испытуемого, данные которого приве­
дены выше, равен: _________

д/0,83- 0,32 =0,52%

Индексы 26 испытуемых Стерзингера распределялись в интервале от 0,3 до 0,9 с групповым средним около 0,6. Применяя подобное испытание для десятилет­них мальчиков, Дамбах (1929) получил некоторые показатели выше 100 процентов, так как по край­ней мере одна из задач выполнялась в комбинации лучше, чем отдельно.



Возможны ли два акта внимания в одно и то же мгновение?Этот вопрос не может быть прямо ре­шен экспериментами, подобными описанным, по­скольку в них не исключена возможность быстрого переключения внимания с одной задачи на другую. Даже тогда, когда экспозиция очень коротка, пос­ледовательные образы ощущений и памяти могли сделать возможным такое переключение. Если бы раз­дражители были так же слабы, как и коротки, ис­пользование последовательных образов могло бы быть сведено к минимуму. В одном эксперименте приме­нялось слабое нажатие на палец каждой руки и ис­пытуемый должен был сказать, какое нажатие было сильнее; в то же мгновение давалась короткая зри­тельная экспозиция 3-6 коротких линий для сосчи-тывания. Каждая задача была так легка, что, будучи предъявлена отдельно, давала около 100 процентов правильных ответов; но когда две задачи предъявля­лись одновременно,

обе были правильно решены - в 12% случаев; одна была правильно решена — в 60% случаев; ни одна не была правильно решена - в 28% слу­чаев.

Заключение таково: одновременное осуществле­ние двух актов внимания в познавательной деятель­ности если и имеет место, то не часто.

Кроме часто отмечавшегося чередования между двумя задачами, которые выполнялись одновремен­но, иногда возможно комбинирование их в одно координированное действие, и если подобное ком­бинирование может быть осуществлено, то оно ста­новится наиболее успешным и приемлемым спосо­бом разрешения проблемы.



Наши рекомендации