Выполнение двух действия одновременно
Это — уклончивое заглавие для ряда исследований, которые часто идут под рубрикой распределения внимания. Имеет ли место распределение внимания при исполнении двух действий одновременно, — это вопрос, на который мы вначале не будем стараться отвечать. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение на двух различных видах деятельности. Если один из них автоматизирован и совершается без сознательного контроля, никакого распределения внимания не требуется. Если оба вида деятельности скомбинированы в одну целостную деятельность, также не требуется распределения внимания. Если два вида деятельности, проводимые одновременно в полном сознании, выполняются путем быстрого перемещения внимания от одного к другому и обратно, здесь также нет распределения внимания в прямом смысле слова.
Вне зависимости от точного научного определения понятия внимания, сам по себе факт одновременного выполнения человеком двух или более действий поставил проблему большой важности.
Мы могли бы сказать, что человек всегда выполняет больше, чем одно действие одновременно. Так, независимо от внутренней деятельности желез и гладкой мускулатуры, у него всегда наблюдается деятельность скелетных мышц и органов чувств. Он может ходить, держать что-нибудь левой рукой, жестикулировать правой и, кроме того, всё время смотреть и слушать. Протекают ли эти одновременные потоки активности независимо друг от друга или все они являются взаимосвязанными частями одной общей активности, — это проблема, достойная внимания.
Взаимодействие между одновременными действиями.Эксперименты по этому вопросу начались еще в 1887 г., когда Польган обнаружил у себя способность, декламируя знакомые стихи, писать в то же самое время другие стихи. Иногда он писал также и произносимое им слово, однако в целом интерференция была скорее слабой. Не прерывая потока устной декламации, он мог быстро обдумать ближайшую строчку, которую должен был написать, и писал ее, не уделяя ей уже больше внимания. Он мог декламировать поэму при производстве очень простого умножения, и ни одна из операций не замедлялась при одновременном выполнении другой. Операция, которая была несколько труднее, задерживалась даже при таком автоматизированном действии, как чтение знакомой поэмы.
В эксперименте Бине (1890) одним из одновременных действий было ритмическое нажимание резиновой груши, находящейся в руке. Груша была соединена трубкой с барабанчиком, который записывал движения на закопченном барабане. Наиболее простая задача состояла в том, чтобы сделать одно нажатие за другим в такт с метрономом; другая задача заключалась в нажимании груши дважды на каждый удар метронома; третья — в ее нажимании 3 раза в ответ на каждый удар. Когда испытуемый приобретал некоторую легкость в одном из этих механических действий, его просили продолжать это во время чтения вслух или решения в уме арифметических задач. Несмотря на то, что обе задачи были очень легкими, наступала некоторая интерференция и выполнение обеих задач нарушалось.
В другом эксперименте испытуемый не читал и не решал задач, а нажимал 2 груши: ту, которая была в правой руке, - 5 раз, другую, в левой руке, - дважды на каждый удар метронома. Кроме общей трудности такой комбинации, Бине отмечает как особо значительное явление то, что одна рука вовлекалась другой в свой ритм. Рука, которая должна была нажимать по разу на удар, начинала нажимать по 3 или 4 раза. В этой связи Бине упоминает некоторые упражнения, вроде поглаживания себя по животу круговым движением одной руки при одновременном похлопывании себя по темени другой рукой. Если, наоборот, обе руки делают одно и то же движение или взаимодействуют для достижения одного и того же результата, то налицо скорее взаимное облегчение, чем интерференция.
Эти результаты были подтверждены Ястровым и Керпесом (1891-1892), обнаружившими, что производимое в быстром темпе постукивание действительно ускоряло производимое одновременно сложение или чтение. <...>
Продуктимостьдвойных действий.Обычно при одновременном совершении двух действий одно из них или оба несколько нарушаются. 8 экспериментах с тахистоскопом объем восприятия числа точек уменьшался при помещении в экспериментальное поле других объектов наблюдения (Лоренц, 1912). Когда испытание на свободные ассоциации комбинировалось с одновременным решением арифметических задач, ассоциативные реакции обнаруживали тенденцию к относительно низкому уровню завершения слов (например, "черная — доска"); реак-
ции на звучание слова были чаще, чем реакции на значение слов-раздражитетелей (Шпейх, 1927). Исключение было найдено Митчеллом (1914): одна задача заключалась в сравнении грузов, последовательно поднимаемых рукой, другая - в сосчиты-вании ряда из 1—6 щелчков. Когда давались щелчки, грузы оценивались даже лучше, а счет нарушался только немного. Чтобы считать щелчки, испытуемый стремился оценивать грузы очень быстро, и эта быстрота, вероятно, давала преимущество. Во всех этих случаях, хотя раздражители были одновременными, существенные (познавательные) реакции могли быть последовательными.
В некоторых профессиях, как, например, в профессии телефониста, необходимо производить одновременно две или больше операций или быстро переключаться от выполнения одной операции к другой. Профессиональные испытания на способность производить такие действия проводились, например, Стерзингером (1928). Испытуемому читали рассказ, в то время как он складывал столбики однозначных чисел. Рассказ содержал 36 пунктов и читался 90 с. Затем испытуемый переставал складывать и записывал все, что он помнит из рассказа. Контрольные испытания проводились отдельно со сложением и с рассказом, так что счет в двойном и простом исполнении мог быть сравнен. Результаты одного испытуемого:
A. Правильно сложено чисел, простая задача
- 52.
Б. Правильно сложено чисел, двойная задача -43 = 83% от А.
B. Воспроизведено пунктов рассказа, простая за
дача — 31.
Г. Воспроизведено пунктов рассказа, двойная задача - 10 = 32% от В.
83 и 32 процента должны были быть каким-то
образом скомбинированы в простой показатель про
дуктивности при одновременном выполнении двух
действий. Арифметическое среднее из этих двух чи
сел не будет надежным. Предположим, испытуемый
совершенно неспособен выполнять два действия
одновременно. Позволим ему целиком увлечься рас
сказом и забыть о сложении; в таком случае он мог
бы получить 100 процентов в рассказе и нуль в сло
жении. Арифметическое среднее могло бы дать ему
50 процентов, тогда как он должен был бы полу-
читьнуль в комбинировании двух родов деятельнос
ти, которое мы намеревались измерить. Эта трудность
преодолевается путем получения геометрического
среднего этих процентных показателей вместо ариф
метического среднего. Вычисленный таким образом
индекс для испытуемого, данные которого приве
дены выше, равен: _________
д/0,83- 0,32 =0,52%
Индексы 26 испытуемых Стерзингера распределялись в интервале от 0,3 до 0,9 с групповым средним около 0,6. Применяя подобное испытание для десятилетних мальчиков, Дамбах (1929) получил некоторые показатели выше 100 процентов, так как по крайней мере одна из задач выполнялась в комбинации лучше, чем отдельно.
Возможны ли два акта внимания в одно и то же мгновение?Этот вопрос не может быть прямо решен экспериментами, подобными описанным, поскольку в них не исключена возможность быстрого переключения внимания с одной задачи на другую. Даже тогда, когда экспозиция очень коротка, последовательные образы ощущений и памяти могли сделать возможным такое переключение. Если бы раздражители были так же слабы, как и коротки, использование последовательных образов могло бы быть сведено к минимуму. В одном эксперименте применялось слабое нажатие на палец каждой руки и испытуемый должен был сказать, какое нажатие было сильнее; в то же мгновение давалась короткая зрительная экспозиция 3-6 коротких линий для сосчи-тывания. Каждая задача была так легка, что, будучи предъявлена отдельно, давала около 100 процентов правильных ответов; но когда две задачи предъявлялись одновременно,
обе были правильно решены - в 12% случаев; одна была правильно решена — в 60% случаев; ни одна не была правильно решена - в 28% случаев.
Заключение таково: одновременное осуществление двух актов внимания в познавательной деятельности если и имеет место, то не часто.
Кроме часто отмечавшегося чередования между двумя задачами, которые выполнялись одновременно, иногда возможно комбинирование их в одно координированное действие, и если подобное комбинирование может быть осуществлено, то оно становится наиболее успешным и приемлемым способом разрешения проблемы.