Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках

теории "нового взгляда"

Дж.Брунер

ЦЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ КАК

ОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ВОСПРИЯТИЯ *

На протяжении всей истории современной пси­хологии вплоть до самого последнего времени вос­приятие понималось так, как если бы воспринима­ющий субъект был всего лишь пассивным регистри­рующим прибором, хотя бы и весьма сложного уст­ройства. Ничего не стоит в большинстве экспери­ментов описать его с помощью тех же самых графи­ков, которые строятся, в качестве рабочих характе­ристик для мельчайших деталей регистрирующих приборов, приобретаемых по дешевке в каких-либо магазинах точных приборов. Такая психология, су­ществующая in vitro, потерпела крах из-за неспособ­ности понять, как происходит восприятие в повсед­невной жизни, точно так же, как прежняя нервно-мышечная психофизиология оказалась несостоятель­ной, так как не могла объяснить фактов повседнев­ного поведения. Обе они были в высшей степени полезны - каждая в своей области.

Имена Вебера, Фехнера, Вундта, Титченера, Гехта и Крозиера, безусловно, должны быть начертаны зо­лотыми буквами в любом достойном уважения пси­хологическом пантеоне. Однако их работа, как и ра­бота "нервно-мышечников", - это только начало.

Ибо, как сказал Л. Тёрстон, "в наши дни, когда так часто и настойчиво высказывается убеждение о взаимозависимости всех сторон личности, трудно ут­верждать, что какая-либо из этих функций, напри­мер, восприятие, изолирована от остальной части той динамической системы, которая составляет личность". Действительно, проблема состоит в том, чтобы по­нять, как влияют на процесс восприятия другие пси­хические функции и как протекание процессов вос­приятия в свою очередь влияет на эти функции.

Если у вас есть темная комната и испытуемый с высоким уровнем мотивации, для вас не составит труда убедиться в справедливости законов субъек­тивного восприятия движения. Но выведите вашего испытуемого из темной комнаты на рыночную пло­щадь и попытайтесь узнать, что и при каких услови­ях он видит движущимся; законы психофизиологии восприятия, хотя и ничуть не поколебленные, опи­сывают ситуацию немногим лучше, чем законы сме­шения цветов способны объяснить переживания че­ловека перед полотнами Эль Греко. Этим различием между темной комнатой и рыночной площадью мы в прошлом считали удобным пренебрегать, обраща­ясь к различным dei ex machina: вниманию, аппер-

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru * Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. С. 65-79.




цепции, бессознательному умозаключению, установ­ке и т. д. Подобно грозному и неожиданно появляю­щемуся австралийскому кузену - типичному персо­нажу скверных детективов, они всегда оказываются под рукой в трудную минуту, готовые выполнить любую тяжелую работу. Хотя подобные понятия, без сомнения, полезны, в центре внимания психолога должно всегда оставаться само восприятие. Перенос внимания на малопонятные промежуточные пере­менные ни к чему хорошему не ведет. Прежде чем обращаться к таким переменным, необходимо изу­чить, каким вариациям подвержено само восприя­тие, когда человек голоден, влюблен, испытывает боль или решает задачу. Эти вариации относятся к психологии восприятия в такой же степени, как эле­ментарные законы психофизиологии.

Прежде чем мы обратимся к фактам, свидетель­ствующим, что подобные феномены восприятия поддаются научному измерению в терминах соответ­ствующей метрики не хуже таких излюбленных пси­хологами явлений, как слияние мельканий, констан­тность или звуковысотные отношения, сделаем не­большое отступление и наметим некоторую рабочую терминологию. Мы будем различать в последующем изложении два типа детерминант восприятия; назо­вем их автохтонными и поведенческими детерминан­тами. Первый тип объединяет такие зысокопредска-зуемые свойства нервной системы, которыми объяс­няются явления вроде образования простых пар, за­вершения незаконченных форм и контраста или же - на другом уровне — явлений маскировки, суммар­ных и разностных тонов, слияния мельканий, пара­доксального холода и бинауральных биений. В иде­альных условиях темной комнаты, при отсутствии отвлекающих раздражителей средний индивид реа­гирует на набор физических стимулов именно таки­ми относительно постоянными способами. Короче говоря, автохтонные детерминанты восприятия пря­мо отражают характерные электрохимические свой­ства рецепторов и нервной ткани.

К категории поведенческих детерминант мы от­носим те активные приспособительные функции организма, которые имеют тенденцию к контролю и регуляции всех функций более высокого уровня, включая восприятие. Это законы научения и моти­вации, такие динамические свойства личности, как подавление, действие таких типов характера, как интроверсия - экстраверсия, социальные потребно­сти и позиции и т. п. В основе этих поведенческих детерминант лежит, несомненно, множество физи­ологических механизмов. Вряд ли стоит, однако, от­кладывать экспериментальное изучение роли пове­денческих детерминант в процессе восприятия до того времени, когда эти механизмы станут известны. Фи­зиология закона Вебера все еще более или менее загадочна, тем не менее его плодотворность призна­ли все - в том числе и физиологи, для которых этот закон был вызовом, побуждающим найти его физи­ологическую основу.



Хотя мы не имеем возможности дать здесь сколь­ко-нибудь исчерпывающий обзор литературы по тому динамическому аспекту восприятия, который мы называем поведенческим, необходимо все же кос­нуться вкратце некоторых наиболее важных фактов и экспериментов, которые побудили нас провести такое различение и высказать предположение об из­меримости поведенческих детерминант.

Прежде всего существуют факты "сенсорного обусловливания" — термин, впервые использован­ный Кейзоном. Начиная с работы Перки 1910 г. было неоднократно показано Брауном, Эллсоном, Коф-фином и другими, что испытуемого можно заста­вить видеть какой-то объект и слышать какой-то звук в точности так же, как можно вызвать у него колен­ный рефлекс, мигание или слюноотделение. Предъя­вите испытуемому достаточное число раз определен­ный звук в паре с некоторым зрительным изображе­нием, затем прекратите предъявление изображения, субъект будет видеть отсутствующее изображение всякий раз, когда он услышит данный звук. Каждый специалист по внушению независимо от того, изу­чил ли он исчерпывающую библиографию вопроса, составленную Бердом, или нет, знает это. Мне ска­жут, что это не восприятие. А почему бы и нет? Ис­пытуемый видит то, о чем он сообщает, так же от­четливо, как он воспринимает "фи-феномен", фе­номен кажущегося движения.

Сюда же относятся эксперименты Хаггарда и Роуза, Прошанского и Мэрфи, Шафера и Мэрфи, демонстрирующие влияние поощрения и наказания на организацию восприятия. Хаггард и Роуз показа­ли, что интенсивность автокинетического движения можно изменять с помощью системы поощрений; Прошанский и Мэрфи, — что тем же путем можно достичь заметных различий в восприятии длины ли­ний и веса; Шафер и Мэрфи, - что при наличии двойственных конфигураций "фигура - фон" на вос­приятие испытуемого можно воздействовать посред­ством системы поощрений и наказаний.

Другая группа исследователей показала, что то, как мы видим сложную конфигурацию, определяется не только законами гештальта, но и практикой. Среди исследователей, подтвердивших это положение, были такие экспериментаторы, как Хенли, Ферер, Брей-ли, Липер и Чжан. Сюда же относятся и опыты Тау-лесса, показывающие, что константность восприятия, или, по его выражению, "регрессия к реальному объек­ту", отражает навыки индивида. Люди искусства, на­пример, видят реальные предметы — их цвет, форму и яркость — хуже, проявляя большую константность восприятия, чем обычные люди без специальной эс­тетической подготовки. Фон Фиандт установил, что восприятие светло-серых бликов на затененной части предмета и темно-серых на его освещенной части легко вызвать с помощью обычных павловских условных рефлексов; условным раздражителем здесь является звук или кнопка в поле зрения испытуемого. И нако­нец, все мы очень любим ссылаться на работу, про­веденную Хэддоном с туземцами Торресова пролива. Он показал, что этиостровитяне, добывающие рыбу примитивным способом, с помощью копья, гораздо меньше нашего подвержены иллюзии Мюллер—Лай-ера, скорее всего, вследствие своего уникального опы­та обращения с копьем.

Классические работы Шерифа о социальных факторах восприятия достаточно хорошо известны, и мы не будем здесь останавливаться на их изложе­нии. Дальнейшим развитием этой темы являются эксперименты Зук-Кардоса и Фазиля, учеников Эго-на Брунсвика. Они обнаружили, что субъективная оценка числа марок или монет в стопке при подбо­ре изменяющегося числа марок или монет, равного некоторому постоянному количеству, частично за­висит от их достоинства. Эти опыты, внеся многие уточнения и дополнения, повторил в Америке Але-бахер.

Можно было бы упомянуть еще множество дру­гих экспериментов, однако в нашем кратком обзоре мы этого делать не можем. Поэтому мы остановимся в заключение лишь на двух работах, одной француз­ской и другой швейцарской, указывающих на воз­можность установления зависимости между общими чертами личности и качеством восприятия. Бине. Мейли и Тоблер высказали предположение, что ре­бенок сильнее подвержен иллюзиям, в большей сте­пени находится во власти тех организующих факторов восприятия, которые мы, взрослые, называем ис­кажающими. Бине показал, что у ребенка подвер­женность иллюзии Мюллер—Лайера с возрастом сла­беет. В свою очередь Мейли и Тоблер обнаружили, что с возрастом у него повышается порог стробос­копического эффекта. Можно ли из этих двух экспе­риментов, да еще из случайных наблюдений вроде того, что ребенку кажется, будто луна следует за ним (Пиаже), делать вывод об увеличивающемся с года­ми реализме восприятия у человека, остается неяс­ным. Тем не менее для людей, стремящихся к даль­нейшим исследованиям в этой области, путь открыт. Так обстоит дело с предшествующими исследо­ваниями. Существует содержательная, хотя и немно­гочисленная литература о поведенческих факторах восприятия. В каком же направлении следует идти дальше? Перед нами два пути. Обладая скудными и ненадежными эмпирическими данными, мы можем приступить к задаче их систематизации, обращаясь к представлениям о связи стимула и реакции или психоаналитическим конструктам - кому что по вкусу. Уже имеется одна блестящая теоретическая схема, объясняющая большую часть упомянутых выше фактов. Это работа Эгона Брунсвика "Воспри­ятие и предметный мир". Мы можем также перейти к эмпирической проверке общих гипотез, касающих­ся связи между динамикой поведения и восприяти­ем. И то и другое необходимо. В настоящее время, однако, нас интересуют главным образом эмпири­ческие гипотезы. Но, разумеется, для ясной форму­лировки этих гипотез следует исходить из некоторой минимальной системы допущений.

Организм существует в мире сенсорных стиму­лов, организованных более или менее неоднозначно. То, что видит индивид, что актуально существует в восприятии, — это своего рода компромисс между тем, что определяется автохтонными процессами, и тем, что отбирается процессами поведенческими. Этот отбор, как мы знаем, определяется не только научением, но и мотивационными факторами, та­кими, например, как голод, о чем сообщали Сан-форд, Левин, Чейн и Мэрфи. Процесс отбора при восприятии мы вслед за Кречевским будем называть



перцептивной гипотезой, понимая под этим систе­матическую тенденцию к реакциям определенного рода. Такая гипотеза складывается под влиянием потребности, необходимости найти решение той или иной задачи или вообще в силу определенных внут­ренних или внешних требований, предъявляемых к организму. Если данная перцептивная гипотеза под­крепляется, открывая организму доступ к пише, воде, любви, славе и т. д., она фиксируется. В экспе­риментальных работах, в особенности Эллсона и Липера, показано, что фиксированные сенсорные условные рефлексы весьма стойки к угашению. Как только происходит фиксация, перцептивная гипо­теза становится более сильной не только в смысле частоты ее применения при наличии определенных раздражителей, но и по степени ее перцептивного воздействия. Объекты, отбор которых стал привыч­кой, воспринимаются живее, их отчетливость, яр­кость, видимая величина возрастают.

Необходимо детально рассмотреть еще два вопро­са, прежде чем мы обратимся к экспериментам. Один из них касается перцептивного компромисса, другой - перцептивной неопределенности. Часто возникают две альтернативные гипотезы. Почти неизбежно одна из гипотез преобладает, и в соответствии с этим осу­ществляется перцептивный выбор. Тем не менее даже при преобладании одной из гипотез между ними осу­ществляется некоторый компромисс. Так, в экспери­ментах Ансбахера пачка бумажных прямоугольников воспринималась и с точки зрения их количества, и с точки зрения их стоимости как почтовых марок. В ре­зультате воспринималась как бы смешанная величина "количество - стоимость". Мы очень мало знаем о по­добных перцептивных компромиссах, хотя у нас еще будет случай в дальнейшем обсудить эксперименты, показывающие их действие.

Что касается неопределенности, или двойствен­ности, в поле восприятия, то обычно считалось, что при прочих равных условиях чем она выше, тем боль­ше шансов на вмешательство поведенческих факто­ров. Именно по этой причине Шериф избрал явле­ние автокинеза в качестве экспериментального объекта. Из тех же соображений Прошанский и Мэр­фи пользовались в своих опытах припороговой осве­щенностью. В широких пределах этот тезис представ­ляется справедливым, поскольку наличие неодноз­начности снижает организующие возможности ав­тохтонных детерминант восприятия. О важности этого обобщения мы, привыкшие мыслить лишь в терми­нах строго контролируемых экспериментов в темной комнате, слишком часто забываем. Ведь что такое восприятие в повседневной жизни? Это сплошь да рядом беглый взгляд, слушание краем уха, мимо­летное прикосновение. Исключая то, что находится в самом центре заинтересованного внимания, мир ощущений куда более зыбок, чем, по-видимому, полагают авторы наших учебников психологии.

Эмпирические гипотезы

Обратимся теперь к экспериментам, которые составляют главное содержание данной статьи. Мы рассмотрим три общие гипотезы, вытекающие из только что сформулированных принципов.

1. Чем выше социальная ценность объекта, тем в
большей степени восприятие его подвержено орга­
низующему воздействию поведенческих детерминант.
Такой объект будет избирательно восприниматься
среди других объектов, фиксироваться в результате
условнорефлекторной деятельности восприятия и
перцептивно выделяться.

2. Чем сильнее потребность индивида в некото­
ром социально ценном объекте, тем значительнее
действие поведенческих детерминант.

3. Неопределенность объектов восприятия облег­
чает действие поведенческих детерминант лишь в той
степени, в какой она препятствует действию авто­
хтонных детерминант, не снижая эффективности по­
веденческих факторов.

В экспериментах, о которых здесь идет речь, рассматривалась лишь одна сторона поведенческого детерминирования, которую мы называем акцентуа­цией. Это тенденция, в силу которой искомые, жела­емые объекты воспринимаются более отчетливо. Яв­ления перцептивного отбора и фиксации уже были продемонстрированы в других экспериментах, прав­да, они остаются пока слабо систематизированными. В целях экономии изложения мы не будем рассматри­вать их здесь, хотя в рамках более широкого исследо­вания они представляют собой важные переменные.

Испытуемые и аппаратура

Испытуемыми были 30 нормальных детей в воз­расте 10 лет. В соответствии с некоторыми признака­ми, которые мы кратко укажем ниже, их разделили на три группы: две экспериментальные и одну конт­рольную. Аппаратура представляла собой прямоуголь­ный деревянный ящик размером 22,5x22,5x45 см. В передней стенке ящика имелся квадратный экран из матового стекла 12,5 см2; возле правого нижнего угла экрана расположена ручка управления. В центре экрана проецируется изнутри почти круглое пятно света (16,2 свечи). Свет падает от 60-ваттной лам­почки через ирисовую диафрагму, диаметр которой меняется ручкой управления в пределах от 8 до 50 мм. Испытуемый видит лишь яшик с экраном и на нем круг света, диаметр которого он может регули­ровать, вращая ручку. Линия, ограничивающая пят­но света, не настоящая окружность, это ломаная линия, состоящая из девяти отрезков эллипса в со­ответствии с конструкцией ирисовой диафрагмы фирмы "Бош энд Ломб". Однако эта форма настоль­ко близка к окружности, что испытуемые без труда выносили суждения о равенстве, которых от них тре­буют условия эксперимента.

Испытуемые по одному садятся на стул перед экраном; круг света при этом находится чуть ниже уровня глаз. Ящик стоит на столе, за которым сидит экспериментатор. Ребенку объясняют, что это игра и что его задача — менять диаметр светлого круга, придавая ему величину предметов, которые пока­зывает или о которых говорит экспериментатор. Пред­варительно ребенку дают возможность спокойно ос­воиться с ручкой, обращая особое внимание на пределы изменения размеров пятна.

Порядок опыта у обеих экспериментальных групп был одинаковый. Каждый из двадцати детей прошел



две серии испытаний. Вначале ребенка просили оце­нить по памяти размер монет достоинством от 1 цента до 0,5 доллара. Он проделывал это сначала в порядке возрастания номинала монет, а затем в порядке их убывания; и каждую монету оценивал дважды: вра­щая ручку из положения "диафрагма закрыта" и из положения "диафрагма открыта". Таким образом, ре­бенок давал каждой монете четыре оценки. Экспе­риментатор воздерживался от малейшего намека на то, насколько правильно ребенок оценил тот или иной размер.

Вторая серия отличалась лишь тем, что соответ­ствующие монеты предъявлялись испытуемому. Каж­дая монета в отдельности помещалась почти в цент­ре ладони левой руки на уровне светового пятна в 15 см слева от него. Испытуемый рассматривал мо­нету столько времени, сколько ему требовалось.

Контрольная группа из 10 испытуемых проходи­ла всю описанную выше процедуру с одним лишь исключением. Вместо монет им предъявлялись се­рые картонные кружки соответствующих размеров, и при этом не было никакого упоминания о деньгах.

Результаты

Сравним оценки размеров, данные испытуемы­ми различным монетам и соответствующим картон­ным кружкам. Два факта обращают на себя внима­ние при рассмотрении рис. 1, где показаны оценки экспериментальных и контрольной групп в серии с предъявлением. Во-первых, величина монет, то есть социально ценного объекта, оценивалась выше ве­личины соответствующих кружков. Во-вторых, ока­залось, что с увеличением достоинства монет растет отклонение кажущейся величины от действительной. Исключением служит монета в 0,5 доллара, для ко­торой отклонение (переоценка величины) меньше, чем для монеты в 25 центов. Можно предположить, что это нарушение хода кривой объясняется тем, что для десятилетнего ребенка реальная ценность моне-

Монеты

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru 55 1

1 5 10 25

Центы

Рис. 1. Оценка величины монет и кружков того же диаметра десятилетними детьми (метод средней ошибки)

ты в полдоллара ниже реальной ценности монеты в 25 центов. Скорее всего, существует какое-то автох­тонное объяснение этому факту. Так или иначе, в экспериментах со взрослыми подобный излом кри­вой не наблюдался.

Это различие между испытуемыми эксперимен­тальных и контрольной групп, несомненно, весьма значимо. Столь же значима и дисперсия переоценки монет разного достоинства у испытуемых экспери­ментальных групп. Обработка этих результатов сред­ствами дисперсионного анализа в нашей совмест­ной работе с Постманом показывает, что диспер­сии, обусловленные изменением достоинства монет и заменой монет кружками, дают F-оценки, соот­ветствующие значениям Р, не превышающим 0,01 *.

Так обстоит дело с нашей первой гипотезой -гипотезой о том, что восприятие социально ценных объектов подвержено воздействию поведенческих детерминант в тем большей степени, чем выше их ценность.

Рассмотрим теперь вторую гипотезу: чем силь­нее потребность индивида в данном социально цен­ном объекте, тем больше роль поведенческих детер­минант в восприятии. Во втором варианте нашего опыта мы перераспределили участников эксперимен­тальных групп, составив две новые группы по 10 человек: "богатую" и "бедную". Испытуемые пер­вой группы были взяты из передовой школы в райо­не Бостона, в которой учатся дети преуспевающих бизнесменов и лиц свободных профессий. Вторая группа была составлена из обитателей многоквар­тирного дома в районе бостонских трущоб. Было сде­лано очевидное допущение, что "бедные" имеют большую субъективную потребность в деньгах, чем "богатые". Если результаты, показанные на рис. 1 в усредненном виде, разделить на показатели для "бо­гатой" и "бедной" групп, то обнаружится поразитель­ное различие (рис. 2). "Бедная" группа переоценивает величину монет гораздо больше, чем "богатая". И здесь налицо определенные нерегулярности кривых. Спад кривой в случае монеты в 0,5 доллара мы уже пыта­лись объяснить. Что же касается спада кривой для монеты в 10 центов в "богатой" группе, то его объяс­нение также проблематично. Во всех кривых, состав­ленных для взрослых испытуемых — более 2000 оце­нок, — этот спад представлен. Возможно, он объяс­няется контрастом между относительной величиной монеты в 10 центов и ее достоинством, а может быть — некоторыми индивидуальными особенностями са­мой монеты **.

Различие между "бедными" и "богатыми" в выс­шей степени значимо. Дисперсионный анализ пока-

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru * Значения Р на уровне 0,01 найдены и для постоянных оши­бок, связанных с переоценкой и недооценкой достоинства мо­нет и расширением и сужением диафрагмы. Поскольку эти па­раметры в описываемых экспериментах контролировались и компенсировали друг друга, их можно оставить без специально­го рассмотрения. Дисперсионный анализ проводился как в про­центах, показывающих отклонение индивидуальных оценок от действительного размера, так и в абсолютных величинах. Были внесены необходимые уточнения, предложенные Снедекором. Значения, указанные на рисунках, годятся как для процентных, так и для абсолютных величин.

** Если читатель - курильщик, пусть он спросит себя, можно ли закрыть двухкопеечной монетой горб верблюда, изображен­ного на пачке сигарет "Кемел". Возьмите монету и пачку и дер­жите их на расстоянии 15 см. Хотя монета кажется небольшой, она свободно закрывает верблюжий горб.



Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru

«Богатая» группа

«Бедные» дети

1 5

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru

1 5 10


# 50 | ] 40 | 35 § 30- I 20о I 10

Рис. 2. Оценка величины монет "богатыми" и "бед­ными" десятилетними детьми (метод средней ошиб­ки)

зывает, что уровень значимости этого источника ва­риации превышает 0,01. Нашу вторую гипотезу, та­ким образом, тоже нельзя отклонить. Достойно вни­мания также следующее: взаимодействие парамет­ров "экономический статус" и "достоинство моне­ты" дает оценку F, соответствующую значениям Р в пределах 0,05 — 0,01. Это позволяет нам высказать новую гипотезу: если объекты восприятия принад­лежат к одному классу, но различаются по ценнос­ти, то влияние потребности в объектах этого класса акцентирует самые ценные объекты в наибольшей степени, а наименее ценные — слабее всего.

Что можно сказать о перцептивной неопределен­ности? Допустим, что ситуация, когда испытуемый судит о величине объекта по памяти, более неопре­деленна, чем та, когда объект ясно виден в 15 см от светового пятна. Хотя это допущение можно оспа­ривать, посмотрим все же, подтверждают ли его экспериментальные результаты. Сравним сначала оценки испытуемых "богатой" группы в указанных условиях: с предъявлением монеты и по памяти. Со­ответствующие кривые приведены на рис. 3. Представ­ляется, что для номиналов не выше четверти долла­ра влияние неопределенности проявляется в боль­шей близости оценки к действительной величине, иными словами, оно способствует действию авто­хтонных детерминант. Для более высоких номиналов неопределенность, напротив, благоприятствует поведенческим факторам, вызывая большее откло­нение оценок от действительной величины. В "бога­той" группе монета в полдоллара переоценивается при предъявлении на 17,4%, а по памяти - на 34,7%. Эти факты трудно истолковать сами по себе. Рас­смотрим, однако, рис. 4, показывающий различие оценок по памяти и по предъявлении в "бедной" груп­пе. Здесь пересечение кривых отсутствует. Неопреде­ленность у этой группы дает, по-видимому, лишь

Рис. 3. Оценка величины монет по предъявле­нии монеты и по памяти "богатыми" десятилетними детьми (метод средней ошибки)

«Бедная»группа
•••"' По предъявлению ...........

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru
■в!

По памяти

1 5 10

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru 25 Центы

Рис. 4. Оценка величины монет по предъявле­нии монеты и по памяти "бедными" десятилетними детьми (метод средней ошибки)

один результат: снижение всех оценок, приближе­ние их к действительной величине объектов. Она даже устраняет спад кривойдля монеты в 10 центов. Как объяснить это различие? Почему у "богатых" детей неопределенность освобождает поведенческие детер­минанты, а у "бедных" подавляет? Наше объяснение



цент 5 центов 10 центов 25 центов 50 центов
16,5 23,9 29,1 37,0 29,6
7,2 19,6 11,6 32,8 35,8
-5,4 -0,9 -1,5 1,8 -0,8
10,3 20,4 16,3 22,4 17,4
2,6 19,8 7,8 28,3 34,7
22,7 27,3 41,8 51,6 42,0
11,8 19,4 15,4 37,3 36,9
когда рассматриваемые нами поведенческие детер­минанты берут верх над автохтонными факторами (табл. 1). В заключение мне хотелось бы еще раз подчерк­нуть следующее: эпоха фактической монополии Эк­спериментальной психологии в области изучения восприятия чересчур затянулась. Если мы, специа­листы по социальной психологии и психологии лич­ности, хотим понять, как осуществляется восприя­тие в повседневной жизни, то нам необходимо при­соединиться к экспериментальным психологам и заново исследовать многое в этой древней области знания, законы которой слишком долго считались раз и навсегда установленными. Таблица 1 Отклонение оценок величины монет и кружков от их действительной величины при различных услови­ях, %

Количество оценок одной монеты



не более чем догадка, требующая дальнейшего экс­периментального подтверждения. Несколько лет на­зад Озер сообщил об исследовании, проведенном в Данди среди детей безработных. Он обнаружил, что деятельность воображения у этих детей совершенно подавлена. На вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, нормальные дети дают обычно че­столюбивые ответы вроде: "Ковбоем!", "Кинозвездой!" и т. д. Дети же безработных называли в этом случае весьма скромные занятия, которые традиционно были свойственны людям их класса. Именно этот феномен и отражает, как мне кажется, приведенные здесь дан­ные. У "бедных" детей, судящих о величине монет по памяти, место ослабленной фантазии занимает вол­нующее присутствие драгоценной монеты; у богатых же детей неопределенность восприятия дает свободу сильному и активному воображению *.

Существуют ли какие-либо иные объяснения

формы рассматриваемых здесь__________________

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru
Условия
монета (предъявление) монета (по памяти) кружок (предъявление) монета (предъявление) монета (по памяти) монета (предъявление) монета (по памяти)

кривых? Закон Вебера дал бы для всех случаев график в виде прямой, параллельной оси ис­тинной величины. AL — состав­ляло бы в таком случае посто­янную долю стимула, какова бы ни была его величина. Если по­пытаться объяснить наклон кри­вой с точки зрения мер цент­ральной тенденции, как это де­лает Холлингворс, то следовало бы ожидать скорее отрицатель­ного наклона, чем положитель­ного. Все объекты меньше сред­него во всех сериях испытаний должны казаться больше; все объекты больше среднего -меньше. Если предположить, что в основе эффекта Холлингворса лежат автохтонные факторы, то перед нами еще один случай,

Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в рамках - student2.ru * Обсуждаемое здесь различие в оценке величины монет по памяти и по предъявлении у богатых и у бедных детей статисти­чески значимо. Дисперсия взаимодействия для этих двух пара­метров (экономический статус и присутствие - отсутствие объек­та) имеет уровень значимости 0,01.



Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

Наши рекомендации