Прямое измерение ощущений. Методы прямого измерения. Закон Стивенса
С. Стивене
ПСИХОФИЗИКА СЕНСОРНОЙ ФУНКЦИИ *
Исследование природы сенсорного процесса начинается с психофизики — дисциплины, зародившейся сто лет назад и изучающей ответные реакции организма на воздействие энергий окружающей среды. <...>
С самого начала необходимо признать, что психофизике зачастую не удавалось выполнить стоящую перед ней задачу на должном уровне. Ее задача не из легких. Прежде всего всякий раз, когда выдвигались предположения о возможности подвергнуть ощущение упорядоченному количественному исследованию, старые предрассудки, унаследованные в основном от дуалистической метафизики, порождали целый ряд упорных возражений. Вы не можете, говорили критики, измерить внутреннюю, индивидуальную, субъективную силу того или иного ощущения. Может быть, это и так, говорим мы, в том смысле, в каком это понимают те, кто нам возражает. Однако в другом и весьма полезном смысле сила ощущения может быть, как мы увидим далее, с успехом определена количественно. Нам нужно оставить в стороне споры о внутренней жизни разума. Мы должны задать себе разумные объективные вопросы об отношениях между входом и выходом сенсорных преобразователей, учитывая при этом то, как эти отношения раскрываются в поведении организмов, будь то животные или люди.
Другая трудность состоит в том, что у психофизики было несчастливое детство. Хотя еще в пятидесятых годах XIX века Плато сделал нерешительную попытку правильно определить форму функции путем соотнесения воспринимаемой интенсивности с интенсивностью раздражителя, тем не менее его голос был заглушён Фехнером, который сковал развитие только что зародившейся дисциплины, обременив ее глубоко ошибочным "законом", носящим его имя (Стивене, 1957). Быть может, самой трудной задачей, стоящей перед нами, является освобождение науки от господства столетней догмы, утверждающей, что интенсивность ощущения возрастает как логарифм интенсивности раздражителя (закон Фех-нера). На самом деле данное отношение вовсе не выражается логарифмической функцией. К настоящему времени на примере более чем двадцати сенсорных континуумов ** показано, что кажущаяся или субъективная величина возрастает как степенная функция от интенсивности раздражителя и что показатели степенной функции лежат в пределах от 0,33 для яркости до 3,5 для электрического раздражения
(60 Гц) пальцев руки. Иными словами, по-видимому, существует простой и повсеместно действующий психофизический закон, — закон, о котором одно время догадывался Плато и от которого он впоследствии отказался. Этот закон целиком соответствует не только все увеличивающемуся потоку эмпирических данных, но также и известным разумным принципам построения теории(./7ьк>с, 1959). О степенном законе более подробно будет сказано далее, здесь же следует сказать несколько слов о Фехнере. <...>
Выводя свой логарифмический закон, Фехнер ошибочно предполагал, что минимальный прирост ощущения (AS) будто бы есть постоянная величина на всем протяжении психологической шкалы. Хотя он хотел предположить, что постоянным является отношение едва заметного изменения раздражителя (ДА2)2 * к его исходной величине (R), т.е.
AR
----- = к (закон Вебера),
R
у него получилось, что постоянно AS. Из этих двух предположений он вывел отношение
S=k log/?
и тем самым нанес большой вред всему делу.<...> Предположим, что Фехнер принял бы положение о постоянстве отношения не только для е. з. р. стимуляции ДА, но также и для субъективного коррелята е. з. р. — AS. Тогда он смог бы написать:
AS |
AR
откуда следовало бы, что психическая величина 5 является степенной функцией физической величины А. Однако он отбросил это предположение, когда оно впервые было сделано Брентано. В результате временной победы Фехнера в психофизике открылся период бесплодных исследований, когда казалось, что нет более интересной работы, чем измерение е.з.р. Так логарифмический закон стал "пещерным идолом" **.
Но довольно о прошлом. Начиная с 30-х годов XX века значение психофизики стало восстанавливаться. Новый интерес к очень старой проблеме сенсорного ответа возник благодаря изобретению методов, описывающих соотношение входа и выхода сенсорных систем. Эти методы показывают, что сенсорные ответы возрастают по степенному закону. При изучении поведения так редко удается показать, что простое отношение сохраняется при самых различных видах стимуляции, что широкое распространение и постоянство степенного закона действительно приобретают большое значение.
* Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 261-269.
** Континуум - непрерывный ряд переменных величин, т. е. такой ряд величин, в котором всегда между двумя значениями, как бы близки они ни были, можно взять третье.<...>
* AR - минимальное изменение величины раздражителя, необходимое для возникновения ощущения едва заметного различия, принято называть едва заметной разницей (е. з. р.), или различительной ступенью.
** Игра слов: den по-английски означает пещера, а также ка бинет ученого. (Примечание переводчика.)
Конечно, можно себе представить, что ощущения всех модальностей возрастают одинаково с увеличением интенсивности стимуляции. На самом деле это совсем не так, и это легко показать при помощи элементарного сравнения. Заметьте, что, например, происходит при удвоении освещенности пятна света и, с другой стороны, силы тока (частота 60 Гц), пропускаемого через палец. Удвоение освещенности пятна на темном фоне удивительно мало влияет на его видимую яркость. По оценке типичного наблюдателя кажущееся увеличение составляет всего лишь 25%. При удвоении же силы тока ощущение удара увеличивается в десять раз. <...>
При более близком рассмотрении, однако, обнаруживается, что у яркости и удара имеется одна общая главнейшая черта. В обоих случаях психологическая величина S относится к физической величине R следующим образом: S = kR'.
Показатель и принимает значение 0,33 для яркости и 3,5 — для удара. Значение к зависит только от выбранных единиц. <...>
Степенная функция имеет то преимущество, что при использовании логарифмического масштаба на обеих осях она выражается прямой линией, наклон которой соответствует значению показателя. Это видно на рис. 1: медленное увеличение яркостного контраста и быстрое усиление ощущения удара электрическим током. Для сравнения на этом рисунке показана также функция оценки видимой длины линий, сделанной несколькими наблюдателями. Здесь, как и следовало ожидать, показатель функции лишь немного отличается от 1,0. Иначе говоря, для большинства людей отрезок 100 см кажется вдвое длиннее, чем отрезок 50 см. <...>
В настоящее время уже известно свыше 25 континуумов, на которые, как было показано, распространяется по крайней мере в первом приближении степенной закон. В своей практике автор еще ни разу не встретил исключения из этого закона (отсюда и смелость называть эту зависимость законом).
100
2 3 |
20 50 100 300 1000 30 200 500
Рис. 1. Зависимости субъективной величины (ощущения) от величины раздражителя для 3-х модальностей, представленные в логарифмическом масштабе на обеих осях:
1 - электрический удар; 2 - кажущаяся длина; 3 - яркость; абсцисса - величина раздражения (условные единицы); ордината — психологическая величина (произвольные единицы)
На рис. 2 — те же самые три функции представлены в линейных координатах.
О 10 20 30 40 50 60 70 80 вО 100
Рис. 2. Те же зависимости, что и на предыдущем рисунке, представленные в линейных координатах. Форма функции вогнутая или выпуклая, зависит от величины показателя степени: л больше или меньше 1,0. Обозначения кривых и осей те же, что и на предыдущем рисунке
В табл. 1 указаны показатели степенных функций некоторых из исследованных континуумов.
Межмодальные сравнения
Немного найдется ученых, которые бы не ощущали неудовлетворения вышеописанным методом, надежность которого всецело полагается на выражение мнения наблюдателей и зависит от того, насколько хорошо они знают числовую систему. Эта неудовлетворенность методом вполне обоснована, ибо поверхностные знания чисел, особенно отсутствие понятия о пропорции, естественно, затрудняет способность некоторых наблюдателей хорошо выполнить свою роль в этих экспериментах. Обозначение силы ощущения числом не является чем-то таким, что человек выполняет с большей точностью и уверенностью, хотя обыкновенный выпускник высшего учебного заведения, как правило, может производить целый ряд непротиворечивых числовых оценок.
Однако интересно не то, уверены или не уверены мы в полноценности этого метода. Интересно другое, можем ли мы подтвердить правильность степенного закона, вообще не предлагая наблюдателям производить численные оценки? Если да, то можем ли мы проверить правильность отношений между показателями, приведенными в табл. 1? Утвердительный ответ на этот вопрос дают результаты проведения эксперимента по методу, согласно которому наблюдатель производит уравнивание интенсивнос-тей ощущений двух различных модальностей. Посредством таких межмодальных сравнений, производимых при разных интенсивностях стимуляций, можно получить "функцию равных ощущений", а затем сравнить ее с такой же функцией, предсказанной на основании величин показателей для этих двух модальностей.
Если обе модальности при соответствующем выборе единиц описываются уравнениями:
Sr КГ и S2= V
и если субъективные величины 5, и S2 уравниваются путем межмодального сравнения на различных уровнях стимуляции, то результирующая функция
Таблица 1
Характерные показатели степенных функций, соотносящие психологическую величину с величиной стимуляции в протетических континуумах
Континуум | Показатель | Условия раздражения |
Громкость | 0,6 | Бииауральное |
Громкость | 0,54 | Моноуральное |
Яркость | 0,33 | Размер раздражителя -5°, |
наблюдатель адаптирован к темноте | ||
Яркость | 0,5 | Точечный источник света в |
условиях тем новой адаптации | ||
Светлота | 1,2 | Отражательная способность серой |
бумаги | ||
Запах | 0,55 | Кофе |
Запах | 0,6 | Гептан |
Вкус | 0,8 | Сахарин |
Вкус | 1,3 | Сахароза |
Вкус | 1,3 | Соль |
Температура | 1,0 | Холод на руку |
Температура | 1,6 | Тепло на руку |
Вибрация | 0,6 | 250 Гц на палец |
Вибрация | 0,95 | 60 Гц на палец |
Длительность | 1,1 | Раздражитель - белый шум |
Период повторения | 1,0 | Свет, звук, прикосновение, |
электрическое раздражение | ||
Расстояние между | 1,3 | Толщина деревянных брусков |
пальцами | ||
Давление на ладонь | 1,1 | Статическое усилие на кожу |
Тяжесть | 1,45 | Поднятие тяжести |
Усилие сжатия | 1,7 | Точный ручной динамометр |
кисти руки | ||
Аутофонический | 1,1 | Звуковое давление при |
уровень | произнесении звуков | |
Электрическое | 3,5 | Ток 60 Гц, пропущенный через |
раздражение | пальцы |
ратики - средние уровни звука в децибелах, к которым подравнивалась вибрация. Оси координат даны в децибелах относительно ориентировочно определенных порогов обоих раздражителей.
Интересно, что на рис. 3 наклон линии равен 0,6, т. е. близок к наклону, требуемому отношением показателей двух функций, полученных отдельно для звука и вибрации методом оценки величин. Эта зависимость в основном линейна, и, следовательно, в диапазоне использованных стимулов как громкость, так и вибрация подчиняются степенному закону.
равных ощущений примет вид: Д,т = Л,"
Или в логарифмах log R, = — log Я,.
1 т 2
Иначе говоря, в логарифмических координатах функция равных ощущений будет прямой линией, наклон которой определяется отношением двух данных показателей.
Что касается самого эксперимента, то вопрос заключается в том, способны ли наблюдатели делать межмодальные сравнения и могут ли быть предсказаны эти сравнения, исходя из шкалы отношений кажущихся величин, определяемой независимо путем оценки величин? Способность наблюдателей высказывать простые суждения о кажущемся равенстве была твердо установлена в другом контексте. <...>
Звук и механическая вибрация являются такими стимулами, кажущуюся силу которых приравнять сравнительно легко. В качестве звука в экспериментах использовался шум умеренно низкой частоты. Вибрация имела постоянную частоту (60 Гц) и подавалась на кончик среднего пальца (Стивене, 1959).
Соотнесение кажущейся интенсивности звука и вибрации проводилось в двух дополняющих друг друга экспериментах. В одном из них звук подравнивался под вибрацию, в другом вибрация подравнивалась под звук. И звук и вибрация подавались одновременно. 10 наблюдателей производили в каждом эксперименте два подравнивания на каждой интенсивности.
Результаты этих экспериментов приведены на рис. 3. Кружочки обозначают средние уровни вибрации в децибелах, к которым подравнивались звуки, а квад-
У________________ _.
S0 АО 50 ЬО Ю 80 90
Рис. 3. Функция равных ощущений, соотносящая вибрацию (частота 60 Гц), подаваемую на кончик пальца, с интенсивностью полосы шума. Наблюдатели подгоняли громкость так, чтобы она соответствовала вибрации (кружки) и чтобы вибрация соответствовала громкости (квадратики). Значения раздражений даны по логарифмической шкале (в децибелах). Абсцисса - шум; ордината - амплитуда вибрации
С. Стивене
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ *
Прежде, чем рассматривать конкретные примеры шкал отношений, коротко познакомимся с проблемой метода или процедуры. Методы создания шкал отношений субъективной величины относительно новы. Правда, Меркель в своей работе "Методы дополнительного раздражения" (1888г.) пытался найти стимулы, которые удваивали бы кажущееся ощущение, но его изыскания почти не оказали влияние на развитие психофизики. Фаллертон и Кэт-телл, используя метод удвоения и деления пополам, не достигли большего. Даже Титченер в своей обстоятельной книге "Руководство экспериментатору" ограничивается мимолетной ссылкой на метод Мер-келя, т. е. метод "удвоения" стимулов. Об авторе этого метода он говорит: "Мы помним, что он по своему умственному предрасположению является более физиком, чем психологом, и его работа бедна интроспективными данными". Может быть, Титченер и прав, объясняя недостатки Меркеля "умственным предрасположением". Однако, хотелось бы знать, что бы он сказал, узнав, что, по крайней мере семь различных физических лабораторий внесли важный вклад в разработку шкалы отношений субъективной громкости — шкалы сонов — против, возможно, трех психологических лабораторий.
Толчок к разработке метода — это целая проблема. Сам метод, сколь бы блистательным и перспективным он ни был, немного стоит, если за ним не стоит методология. Физики и психологи разрабатывают утонченные методы измерения громкости главным образом потому, что разработка этой проблемы представляет для них практический интерес, в особенности для инженеров-акустиков. Это видно уже из того факта, что некоторые из самых ранних работ оплачены коммерческими компаниями. Довольно любопытно, что практическая проблема возникла из-за очевидных недостатков закона Фехнера. Вскоре после принятия децибельной шкалы для измерения интенсивности звука инженеры заметили, что равные деления на логарифмической децибельной шкале не "ведут" себя как равные: уровень 50 дБ выше порога совсем не звучит как половина 100 дЪ как это следует из закона Фехнера. Поскольку инженер-акустик часто должен объяснять своим заказчикам значение эзотерических акустических измерений, стало очевидным, что требуется шкала, на которой числа должны быть пропорциональны громкости, воспринимаемой рядовым слушателем. Маловероятно, чтобы без этих практических нужд была предпринята разработка шкал отношений для 14 перцептивных континуумов, которые мы будем рассматривать. Как субъективная шкала отношений, однажды появившись, могла быть положена в основу работы? Это показано нами, так мы использовали шкалу сонов при разработке метода оценки громкости слож-
* Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевской. М.: Йзд-во Моск. ун-та, 1974. С. 71-76.
ного шума из спектрального анализа звука.
Методы построения шкал отношений все еще развиваются, но все они в той или иной форме требуют от субъекта количественных оценок субъективных впечатлений. Многие авторы уверяли, что это бессмыслица и ерунда. Однако психологи, придерживающиеся этих методов, все же идут вперед. Эти прямые оценки ощущения, по-видимому, перестали выглядеть бессмыслицей, особенно после того, как они были получены.
В настоящее время в принципе существуют 4 метода, но у каждого из них есть различные варианты. Мы можем классифицировать более или менее систематически эти методы следующим образом.
1. Оценка отношения:
а) прямые измерения отношений;
б) "постоянная сумма".
2. Установление отношений:
а) деление (фракционирование);
б) умножение (мультипликация).
3. Оценка величины:
а) заданный модуль (заданный масштаб, мера);
б) без модуля (не обозначен масштаб).
4. Установление величины.
Я уверен, что во многих психологических исследованиях царит еще больший терминологический хаос, чем в наименованиях психофизических методов и, к сожалению, не вижу радикального средства, которое бы позволило избавиться от великого множества определений при разработке этих методов. Лучшее, что мы можем сделать — это время от времени вносить некоторую систематизацию. Внеся сначала свою долю в путаницу, я затем попытался внести некоторый порядок в приведенный выше список.
Частично благодаря моим усилиям, второй класс методов, который появился в истории первым, получил название фракционирования, так как обычная процедура метода требует от испытуемого, чтобы он установил (выбрал) стимул для получения ощущения, оцениваемого как половина ощущения, вызванного стандартным стимулом. Другие дроби также используются и дают содержательные результаты. Фракционирование в этом смысле является только частью более общего метода. Другая часть, которую можно назвать умножением, или мультипликацией, включает в себя дополнительную процедуру, требующую, чтобы испытуемый идентифицировал или установил предписанное отношение, которое больше единицы, т.е. переменный стимул в два, три и т.д. раза больше заданного стандарта. Эта процедура использовалась, вероятно, не так часто, как следовало бы; в пользу этого есть достаточно оснований, показывающих, что применение процедуры удвоения в качестве дополнительной к делению пополам дает возможность сбалансировать определенные систематические отклонения.
Эти две процедуры вместе могут быть названы установлением отношения. Установление отношений может осуществляться различными способами. Так, экспериментатор может разрешить испытуемому регулировать стимул для того, чтобы получить предписанное отношение к стандарту, или же экспериментатор может сам установить стимул и спросить ис-
пытуемого, имеет ли место предписанное отношение (метод "постоянных стимулов").
Интересный вариант установления отношений включает фиксацию двух яркостей для того, чтобы определить кажущееся отношение, которое испытуемый должен воспроизвести, устанавливая две громкости в том же самом кажущемся отношении, В эксперименте, проведенном Дж. Стивенсом, физическое отношение (децибелы), устанавливаемое испытуемыми между интенсивностями белого шума, приблизительно совпадает с отношением, которое экспериментатор устанавливает между интенсивностями двух белых поверхностей. <...>
Метод оценки отношения обратен по процедуре методу установления отношения. Вместо того, чтобы задать отношения заранее, экспериментатор подает два (или более) стимула и просит испытуемого назвать отношения между ними. Испытуемый может дать прямую оценку отношений, как и в первых опытах Ричардсона и Росса, или он вынужден будет выразить отношение при помощи деления заданного числа точек на две группы, пропорциональные двум стимулам по способу, предложенному Метфесселем. Принуждение, включенное в так называемый метод "постоянной суммы", содержит очевидные недостатки, которые проявляются при работе с большим диапазоном отношений.
Метод оценки величины имеет дело с отношениями как таковыми и требует, чтобы испытуемый приписал числа последовательности стимулов при инструкции выбирать числа, пропорциональные воспринимаемым величинам ощущений. Экспериментатор может задать меру (модуль) предъявлением некоторого стимула и дать ему некоторое особое значение, например, 10, или он может представить испытуемому возможность самому свободно выбрать свой модуль. (Замечание: если оценка величины дает асимметричное распределение, как обычно бывает, то желательно подсчитывать медианы вместо средних арифметических).
Метод оценки величины является логически обратным методу установки величины', этим методом больше всего пренебрегали. Вместо предъявления серии стимулов в случайном порядке и вместо того, чтобы просить испытуемого оценить их воспринимаемые величины, экспериментатор может назвать различные величины и попросить испытуемого отрегулировать стимулы таким образом, чтобы они были пропорциональны субъективным величинам. Подобно любому методу, он имеет, вероятно, свои достоинства и свои недостатки, и интересно выяснить величины, по крайней мере, некоторых из них.
Одно мы знаем точно - это то, что при использовании этого метода экспериментатор должен сопротивляться любому импульсу, который побуждал бы его обозначить верх или низ диапазона. В противном случае эта задача превращается в одну из задач категориального шкалирования. В некоторых более ранних экспериментах мы использовали подобный метод, который можно назвать установлением категорий, чтобы получить семиточечную шкалу категорий для громкости. Мы предъявляли два уровня, которые обозначались как 1 и 7, а затем просили испытуемых воспроизводить в случайном порядке остальные категории. Результаты были подобны обычным оценкам категорий, полученным для континуума класса 1: функция была выпукла вниз, когда график вычерчивался против шкалы сонов (по оси абсцисс).
Установление величины производилось в эксперименте, в котором для обозначения величины мы предпочитали яркость, а не число. Мы устанавливали яркость одного тест-объекта на разных уровнях и просили испытуемых отрегулировать шум таким образом, чтобы его громкость казалась столь же сильной, как и яркость света. Хотя это исследование (проводимое Дж. Стивенсом) еще не закончено, результаты, по-видимому, вполне соответствуют тому, что мы знаем относительно субъективных шкал для громкости и яркости. Интенсивности белого шума пропорциональны в грубом приближении интенсивно-стям белого света, что явно предполагает, что громкость и яркость являются сходными функциями интенсивности.
Все четыре метода дают необходимые данные для построения шкалы отношений. Каждый метод может быть изменен и модифицирован множеством различных способов. Нужно не только изменять и адаптировать методы для успешного разрешения конкретной проблемы, но и в любой серьезной попытке создания определенной шкалы для заданного перцептивного континуума требуется искать возможные источники отклонений, смещений и искажений, используя разные методы и различные значимые параметры. В настоящее время валидная шкала, которая представляет типичного испытуемого, едва ли может быть получена с первой попытки.
Описанные ниже шкалы отношений созданы с помощью одной или более из перечисленных выше основных процедур. Не все они были подвергнуты интенсивному исследованию и перекрестной проверке, как того заслуживают, но мы заинтересованы скорее в получении их общего вида, а не деталей. В первом приближении все они являются степенными функциями.
Р.Вудвортс, Г.Шлосберг
МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ *
Метод равных сенсорных расстояний
Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. Первый из них — "деление интервала пополам" — был использован Плато в 1850г. Он просил художников воссоздать серый тон, который является средним между черным и белым. Иными словами, субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Метод разработан Дельбефом, Мюллером и Титченером (1905). Основной целью была проверка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим, а не средним арифметическим, то Фехнер оказался бы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее, иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними. Мы не будем рассматривать старые доказательства, которым Титче-нер посвятил целый раздел своей книги. Понятно, что этот метод подвержен тем же ошибкам, что и метод фракционирования. В самом деле, метод деления интервала пополам очень похож на метод деления пополам величины. Единственным различием является то, что метод деления пополам может давать истинный нуль для шкалы.
Эксперимент Сенфорда. Конечно, нет причины ограничивать эксперименты делением пополам. Можно раздробить субъективное расстояние на любое количество равных интервалов. В эксперименте по взвешиванию Сенфорда 108 пакетов, ранжированных от 5 до 100 г, раскладываются на пять кучек с приблизительно равными сенсорными расстояниями между ними. Если среднее от всех весов, помещенных в каждую кучку, нанести на ординату в логарифмическом масштабе, а субъективные величины в линейном масштабе — на абсциссу, то по закону Фехнера точки должны лечь на прямой линии. <...>
Парное сравнение
Существуют, по крайней мере, два метода шкалирования — шкалирование отношений возвращает к работе Фехнера - пионера в области экспериментальной эстетики и его методу выбора. Этот устаревший метод был использован Фехнером при изучении эстетической оценки различных вариантов прямоугольников. Он изготавливал картонные ящички, стороны которых изменялись в пределах от квадрата
" Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевской. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1974. С. 193-194, 202-204,208-211.
до узкого прямоугольника и разбрасывал их в случайном порядке на столе. Фехнер проводил эксперимент с несколькими сотнями людей, предлагая каждому выбрать наиболее и наименее приятные формы фигурок, разбросанных на столе. Затем он мог использовать относительную частоту выбора в качестве показателя и таким способом определял эстетическую ценность каждого прямоугольника. Благоприятные выборы падают, в основном, на середину серии (около золотой серединки), а неблагоприятные - в экстремальных направлениях.
Две наиболее совершенные формы выбора известны как метод ранжирования и метод парных сравнений. Если бы Фехнер попросил распределить все приятные прямоугольники в одном конце, а неприятные — в другом, то такое категоричное распоряжение дало бы больше дополнительной информации. Если бы показывал он только два прямоугольника одновременно и просил бы испытуемого выбрать наиболее приятный, то, проделывая то же самое со всеми парами, Фехнер опять-таки мог бы получить больше информации, чем методом выбора. Или он мог бы взять определенный прямоугольник в качестве стандарта. Предъявляя стандарт в паре со сравниваемыми, он получил бы оценку сравниваемого как более или менее приятного, чем стандартный, подобно тому, как это делается методом постоянных раздражителей. Это последнее предположение недостаточно обосновано психологически в изучении эстетических или других величин потому, что испытуемый как бы пресыщается стандартными стимулами. Однако, мы увидим, что с точки зрения логики и математики метод парных сравнений является сокращенным методом постоянных раздражителей. Кроме того, метод ранжирования сводится к методу парных сравнений.
Метод парных сравнений введен Коном при изучении предпочитаемое™ цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного способа получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов. Если каждый образец сочетается с каждым другим, то коли-
и(я-1)
чество пар равно —^— , что составляет 45 пар из 10 образцов или 190 из 20. "Работа" может иногда сокращаться: можно разделить серию образцов на две или более частных серий. Предъявляя все пары стимулов в случайной последовательности, экспериментатор может избавиться от временной и пространственной ошибок, помещая каждый образец первым в одной паре и вторым в другой. В индивидуальных экспериментах он может приготовить бланк регистрации в форме таблицы (см. табл. 1). Каждый образец представлен в строчке и колонке. Если, например, испытуемый предпочитает G букве В, то буква G записывается на пересечении колонки G и строчки В. Когда все выборы уже сделаны, экспериментатор подсчитывает все G, занесенные в таблицу в строчке G или колонке С и записывает количества под колонкой G. Таким образом, экспериментатор узнает частоты выборов (С-частоты). Когда перед наблюдателем 10 образцов, каждый сравнивается с
оставшимися девятью; чтобы получить процентное или вероятностное выражение, каждое значение С делится на 9 или в общем виде на («—1). Возможна определенная проверка: сумма показателей С-час-
тот должна быть равна OiO^A t средняя величина р должна быть равна 0,50.
Тшблица 1 Парные сравнения, форма записи
Н I J |
Образцы ABC
В В J |
С Е |
С D Е |
С D Е F |
В В
С J Е F G J J |
С D Е F G |
С D Е I G I |
С D Е F G Н I J
С-частоты
Метод ранжирования
Другое название этого метода — метод качественного упорядочивания. Оно говорит само за себя; испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявленное число образцов. Так получают один ранговый порядок. Одни и те же образцы упорядочиваются несколько раз, обычно разными наблюдателями и для каждого образца подсчитывается средний ранг. Этот метод очень удобен, когда мы имеем дело с большим количеством образцов. Обычно несколько образцов предъявляют одновременно и позволяют испытуемому выбирать один ранговый порядок так долго, как он пожелает. Когда много образцов, его могут попросить грубо рассортировать их по качествам (классам) до того, как он приступит к окончательному ранжированию.
Одной из первых работ, связанных с методом ранжирования, была работа Кэттелла с уточнениями и дополнениями его учеников (Самнера, Торн-дайка, Уэллса, Стронга, Холлингворта). Тем временем Спирман показал, как использовать порядковые ряды при измерениях корреляции - важный вклад в метод.
Кэттелл воспользовался методом ранжирования для определения лидеров любой естественной науки в оценке их коллег. Он предложил 10 психологам проранжировать 200 американцев, которые претендовали на звание психолога, десять судей работали самостоятельно, независимо друг от друга. Затем Кэттелл подсчитал среднее всех 10 рангов, определенных для каждого психолога. Он опубликовал перечень самых высоких средних рангов в 1903 г. и открыл имена людей в 1933 г. Наша таблица включает в себя 51 имя и их порядок. Некоторые из людей были скорее философами, чем психологами; некоторые лица, стоящие вблизи или на некотором расстоянии от конца таблицы, были молодыми людьми, которых еще рано было посвящать в рыцари. Что касается значимости такого списка, то мы не можем сделать ничего лучшего, чем привести цитату из оригинала — статьи Кэттелла: "Следует четко от-
метить, что эти оценки дают только то, что они открыто могут дать, а именно, результирующее мнение 10 компетентных судей. Они показывают репутацию человека у экспертов, но совсем не обязательно его способности или вклад (в науку). Не исключены постоянные ошибки, которые происходят из-за того, что он известен больше или меньше. Однако нет других критериев для оценки деятельности человека помимо той, которая получена от большинства компетентных судей".
Мы имеем здесь нечто подобное нормальному распределению; мы имеем только верхнюю четверть такого распределения, четверть, которая сама является выделенной группой женщин и мужчин, уже получивших степень и положение учителя. Мы не можем использовать эти данные для создания шкалы превосходства или репутации, имеющей в основании абсолютный нуль. Мы можем несколько улучшить шкалу, взяв человека, занявшего верхнее место на шкале в качестве отсчетной точки и спросить, кто вдвое менее хорош, чем Вильям Джемс. Но это будет уже другой эксперимент. Что можно получить от средних рангов кроме их положения?
Средние ранги ведущих американских психологов 1903 года
(Кэттелл, 1903, 1933)
1.0. Вильям Джемс
3.7. Дж. Мак Кин Кэттелл
4.1. Хьюго Мюнстерберг
4.4. Г. Стенли Халл
7.4. Дж. Марк Болдуин
7.5. Эдвард Б. Титченер
7.6. Ионна Ройс
9.2. Георг Т.Лэдд
9.6. Джон Девэй
11.6. Иозеф Ястров
12.3. Эдмонд К. Сэнфорд
16.8. Мэри В. Калкинс
17.1. Вильям Л. Бриан
17.8. Георг С. Фаллертон
18.7. Георг М. Страттон
19.3. Эдвард Л. Торндайк
19.6. Эдмонд В. Делабарре
21.6. Эдвард В. Скрипчер
21.8. Христина Лэрд-Франклин
22.4. Генри Ратчерс Маршалл
24.4. Чарльз X. Джадд
27.0. Джеймс Р. Энгелл
29.5. Лайтнер Виттер
37.5. Г. Т. Патрик
37.7. Говард Уоррен
40.4. Вильям Т. Харрис
41.6. Раймонд Додж
42.9. Джеймс X. Хизлон
44.7. Карл Сишор
44.9. Чарльз Стронг
45.5. Артур X. Пирс
46.4. Роберт Мак Доугалл
47.1. Макс Мейер
48.0. Эрнст X. Линдлей
49.3. Джеймс Лейба
49.6. Фрэнк Энгелл
49.9. Вальтер Пилльбери
51.1. Вильям Р. Ньюболд
52.6. Ливингстон Фарранд
53.3. Герберт Никольс
54.5. Якоб Г. Шурман
54.5. Маргарет Ф. Уошборп
56.1. Роберт С. Вудвортс
56.2. Шеферд И. Франц
56.5. Харри К. Во<