Уроки с игровой и состязательной основой
"Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..."
И.А. Сикорский.
"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея
и чаще приглашать бога смеха Момуса".
Ш.А. Амонашвили.
К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Основные особенности учебных игр:
- моделирование определенных видов практической деятельности;
- моделирование условий, в которых протекает деятельность;
- наличие ролей, их распределение между участниками игры;
- различие ролевых целей участников игры;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Игры-упражнения
Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
Игры-путешествия
Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра
Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра-соревнование
Может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Классификация игр
- По количеству участников игры:
- Парные;
- Групповые;
- Общеклассные.
Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:
Формы игр | Содержание игрового материала | Особенности учащихся | Возможности учителя |
Общеклассные | Материал сложен и требует фронтальной работы | Учащиеся еще не готовы к групповой и парной работе | Учитель не располагает временем для парной и групповой работы |
Групповые Парные | Материал доступен для данных видов работы под руководством учителя. | Учащиеся подготовлены к таким формам игр. | Учитель располагает временем для организации такой работы. |
- Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета.
В ролевых играх можно выделить три фазы:
- предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
- игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
- постигровая (рефлексия).
Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.
Уровни рефлексии:
- эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
- исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
- качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
- По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):
Развивающие
- Восприятие;
- Мышление;
- Познавательные интересы;
- Внимание.
**************************************************************************
Литература к уроку Урок-путешествие
1. Засыпкина Л.П. Урок-путешествие в Щелыково, усадьбу драматурга Н.А. Островского., Литература в школе, № 2, 1995, С. 45, 95
2. Пятница Т.А. Урок-путешествие по горьковским местам., РЯУШ, № 8, 1988, С. 34
3. Яроцкая В.В. Путешествие в Соединенные Штаты языкознания., РЯШ, № 1, 1996, С. 43
4. Журавлева Л.И. Вводный урок «Путешествие в страну орфографии», РЯШ, № 5, 2002, С. 41
5. Климчик Л.А. Путешествие в страну Русского Языка., РЯУШ, № 4, 1989, С. 37
6. Климчик Л.А. Приглашаем в путешествие., РЯУШ, № 8, 1989, С. 42
7. Гладкая Л.П. Приглашаем к путешествию (Тверской кабинет А.С. Пушкина)., Литература в школе, № 2, 1993, С. 67
Литература к уроку Урок- игра
1. Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к уроку русского языка., РЯШ, № 6, 1991, С. 8
2. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам», РЯШ, № 6, 1995, С. 51
3. Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»., РЯШ, № 2, 1995, С. 55
4. Шоков Н.Н. Дидактические игры на занятиях по культуре речи, РЯУШ, № 10, 1991, С.74
5. Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка., РЯШ, № 3, 1988, С.8
6. Дмитриева З.И., Федосеева С.А. Ролевая игра на уроке подготовки к сочинению., РЯШ, № 3, 1988, С.3
7. Мандель Б.Р. Игры в процессе изучения лексики., РЯШ, № 4, 2001, С. 38
8. Пирогова Л.И. Игры., РЯШ, № 3, 1996, С. 56
9. Мандель Б.Р. Элементы игры и неожиданности при работе с учебником., РЯШ, № 5, 2002, С. 38
10. Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек»., РЯШ, № 6, 1999, С. 44
11. Ерецкая Н.А. Деловая игра «Редакция»., РЯУШ, № 4, 1988, С. 22, 25, 28
12. Баханов К.А., Кравец А.В. Путь к книге. Театрализованные игры на уроках литературы., РЯУШ, № 9, 1990, С. 21
13. Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи., РЯШ, № 4, 1993, С. 61
14. Бессмольная Е.В. Игра «Проверь безударную гласную!»., РЯШ, № 2, 1998, С. 31
15. Галимова Л.М. Язык – игра – творчество., РЯШ, № 5, 2001, С. 8
Литература к уроку Урок- кроссворд
1. Милованова Н.Н. Урок-кроссворд., РЯШ, № 1, 1996, С. 46
*******************************************************************************
УРОК-ЛЕКЦИЯ
Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции.
- Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
- В случае использования укрупненной дидактической единицы.
- Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
- Введение в тему.
- Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
- Применение знаний для решения практических задач.
Типология лекций.
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.
4. Лекция-пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умение учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».
7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
Лекция - обзор
Лекция-обзор практикуется перед изучение большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал – это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указывается название лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов.
Лекция-обзор – это первый шаг в реализации преподавания крупными блоками. Сделанная запись – это опора многократно повторяемая на первом и последующих уроках. Начиная каждое занятие, учащихся необходимо попросить ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей).
Урок - вдвоём
Данный урок проводится с гостем-специалистом в какой-то области.
Особенность данных уроков – тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.
Урок - встреча