Уроки с игровой и состязательной основой

"Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..."

И.А. Сикорский.

"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея

и чаще приглашать бога смеха Момуса".

Ш.А. Амонашвили.

К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Основные особенности учебных игр:

- моделирование определенных видов практической деятельности;

- моделирование условий, в которых протекает деятельность;

- наличие ролей, их распределение между участниками игры;

- различие ролевых целей участников игры;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Игры-упражнения

Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

Игры-путешествия

Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра

Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Игра-соревнование

Может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Классификация игр

  • По количеству участников игры:
    1. Парные;
    2. Групповые;
    3. Общеклассные.

Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:

Формы игр Содержание игрового материала Особенности учащихся Возможности учителя
Общеклассные Материал сложен и требует фронтальной работы Учащиеся еще не готовы к групповой и парной работе Учитель не располагает временем для парной и групповой работы
Групповые Парные Материал доступен для данных видов работы под руководством учителя. Учащиеся подготовлены к таким формам игр. Учитель располагает временем для организации такой работы.
  • Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета.

В ролевых играх можно выделить три фазы:



    1. предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников игры, подготовка ролей);
    2. игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
    3. постигровая (рефлексия).

Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.

Уровни рефлексии:

  • эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
  • исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
  • качественно-прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
  • По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):

Развивающие

    1. Восприятие;
    2. Мышление;
    3. Познавательные интересы;
    4. Внимание.

**************************************************************************

Литература к уроку Урок-путешествие

1. Засыпкина Л.П. Урок-путешествие в Щелыково, усадьбу драматурга Н.А. Островского., Литература в школе, № 2, 1995, С. 45, 95

2. Пятница Т.А. Урок-путешествие по горьковским местам., РЯУШ, № 8, 1988, С. 34

3. Яроцкая В.В. Путешествие в Соединенные Штаты языкознания., РЯШ, № 1, 1996, С. 43

4. Журавлева Л.И. Вводный урок «Путешествие в страну орфографии», РЯШ, № 5, 2002, С. 41

5. Климчик Л.А. Путешествие в страну Русского Языка., РЯУШ, № 4, 1989, С. 37

6. Климчик Л.А. Приглашаем в путешествие., РЯУШ, № 8, 1989, С. 42

7. Гладкая Л.П. Приглашаем к путешествию (Тверской кабинет А.С. Пушкина)., Литература в школе, № 2, 1993, С. 67

Литература к уроку Урок- игра

1. Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к уроку русского языка., РЯШ, № 6, 1991, С. 8

2. Михайлова С.Ю. Сценарий вечера-игры «По морям, по волнам», РЯШ, № 6, 1995, С. 51

3. Милованова Н.Н., Львова О.Н. Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»., РЯШ, № 2, 1995, С. 55

4. Шоков Н.Н. Дидактические игры на занятиях по культуре речи, РЯУШ, № 10, 1991, С.74

5. Савенкова Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка., РЯШ, № 3, 1988, С.8

6. Дмитриева З.И., Федосеева С.А. Ролевая игра на уроке подготовки к сочинению., РЯШ, № 3, 1988, С.3

7. Мандель Б.Р. Игры в процессе изучения лексики., РЯШ, № 4, 2001, С. 38

8. Пирогова Л.И. Игры., РЯШ, № 3, 1996, С. 56

9. Мандель Б.Р. Элементы игры и неожиданности при работе с учебником., РЯШ, № 5, 2002, С. 38

10. Беседина Н.К. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек»., РЯШ, № 6, 1999, С. 44

11. Ерецкая Н.А. Деловая игра «Редакция»., РЯУШ, № 4, 1988, С. 22, 25, 28

12. Баханов К.А., Кравец А.В. Путь к книге. Театрализованные игры на уроках литературы., РЯУШ, № 9, 1990, С. 21

13. Гридина Т.А. Языковая игра в детской речи., РЯШ, № 4, 1993, С. 61

14. Бессмольная Е.В. Игра «Проверь безударную гласную!»., РЯШ, № 2, 1998, С. 31

15. Галимова Л.М. Язык – игра – творчество., РЯШ, № 5, 2001, С. 8

Литература к уроку Урок- кроссворд

1. Милованова Н.Н. Урок-кроссворд., РЯШ, № 1, 1996, С. 46

*******************************************************************************

УРОК-ЛЕКЦИЯ

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лекции.

  1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
  2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.
  3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
  4. Введение в тему.
  5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
  6. Применение знаний для решения практических задач.

Типология лекций.

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4. Лекция-пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умение учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Лекция - обзор

Лекция-обзор практикуется перед изучение большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал – это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указывается название лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов.

Лекция-обзор – это первый шаг в реализации преподавания крупными блоками. Сделанная запись – это опора многократно повторяемая на первом и последующих уроках. Начиная каждое занятие, учащихся необходимо попросить ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей).

Урок - вдвоём

Данный урок проводится с гостем-специалистом в какой-то области.

Особенность данных уроков – тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем.

Урок - встреча

Наши рекомендации