Коррекционная работа, направленная на исправление нарушений звукопроизношения у младших школьников в классах КРО.
Действующая в настоящее время в России научно обоснованная система специального образования детей решает как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции познавательного и личностного развития ребенка. Изучение, обучение и воспитание детей, нуждающихся в педагогической коррекции в первые школьные годы, является одной из важных проблем педагогики и дефектологии. Правильный дифференцированный подход к развитию такого ребенка способствует лучшему усвоению изучаемого материала, повышению уровня успеваемости.
Специальные классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) – наиболее эффективная и перспективная форма работы по исправлению нарушений психофизического развития и звукопроизношения детей с ЗПР, создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Доказано, что, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат. Однако пока что коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении школьной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах, так как школьный психолог, в обязанности которого входит проведение этих занятий, зачастую является единственным на целую школу. Именно поэтому наибольшая нагрузка в работе с детьми с ЗПР ложится на учителя.
Для детей, обучающихся в классах КРО, создано множество разнообразных развивающих программ, целью которых является обеспечение полноценного развития, активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа из коррекционно-развивающих классов после одного – двух лет обучения.
Программы классов КРО общеобразовательных школ призваны обеспечить усвоение содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся. Программа классов КРО отличается от традиционной программы для начальных классов количеством часов, выделенных для освоения того или иного курса, и содержанием некоторых учебных курсов. [13]
Классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) создаются в образовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании», областными программами развития образования и другими федеральными и региональными нормативными актами в области образования. КРО - форма организации образовательного процесса для детей с нарушениями звукопроизношения (и не только), предполагающая создание специальных условий для освоения детьми данной категории программ основного общего образования. Деятельность классов КРО осуществляется в соответствии с принципами гуманизма, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования.
Цель организации классов КРО - создание в образовательных учреждениях оптимальных педагогических условии для адаптации и социально – педагогической реабилитации детей с нарушениями звукопроизношения.
Система работы с младшими школьниками по устранению нарушений звукопроизношения в классах КРО предусматривает психолого-диагностическое консультирование коррекционно-развивающее лечебно-профилактическое и социально-трудовое направления деятельности.
Содержание обучения направлено на восполнение недостатков предшествующего обучения и воспитания, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности.
Классы КРО для работы с младшими школьниками по устранению нарушений звукопроизношения могут быть организованы во всех видах образовательных учреждении (за исключением гимназии, лицеев, школ с углубленным изучением сдельных предметов). Они открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения имогут при необходимости функционировать до 9 кл. включительно.
Обучение в классах КРО младших школьников с нарушениями звукопроизношения продолжается 3-4 года, в зависимости от потенциальных возможностей коррекции и успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по заключению психолого-медико-педагогической консультации индивидуально на каждого обучающегося.
Порядок приема в классы КPО для работы с младшими школьниками по устранению нарушений звукопроизношения определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Классы КРО открываются приказом руководителя образовательного учреждения на основании индивидуального заключения на каждого ребенка психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии района города, области. Зачисление в указанные классы производится только по заявлению родителей (законных представителей)
В классы КРО принимаются дети с нарушениями звукопроизношения различного генеза, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации, а также педагогической запущенности вследствие неблагоприятных социальных условий предыдущего развития ребенка.
Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, слуха, двигательной сферы нарушение общения в форме раннего детского аутизма).
При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы классов по решению психолого-медико-педагогической комиссии учреждения образования учащиеся классов КРО с нарушениями произношения могут быть переведены в обычные классы.
Классы КРО открываются при наполняемости 12 человек (в сельских школах до 6 человек). Распорядок дня для обучающихся в данных кассах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих классов организуется в первую смену по режиму продленного дня с организацией необходимых оздоровительных мероприятии.
Для организации и проведения специалистами различных профилей комплексного изучения учащихся классов КРО в образовательном учреждении приказом директора создается психолого-медико-педагогический консилиум. В его состав входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные учителя, работающие с данной категорией детей, дефектолог, учитель-логопед, психолог, социальный педагог. Специалисты, не работающие в данном учреждении, привлекаются для работы в консилиуме по договору. В задачи консилиума входит:
- Изучение интеллектуальной, личностной, эмоционально-волевой сферы ребенка.
- Выявлениерезервных возможностей ребёнка,разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
- Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
- Подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года пребывания ученика в классе) для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию с целью уточнения диагноза и выбора оптимальной формы дальнейшего обучения в образовательном учреждении соответствующего типа.
- Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Основными задачами КРО для работы с младшими школьниками по устранению нарушений звукопроизношения являются:
- устранение (коррекция) нарушений произношения
- нормализация учебной деятельности учащихся
- активизация познавательной деятельности
- социально-трудовая адаптация
- повышение уровня умственного развития
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
Коррекционно-развивающий образовательный процесс организуется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Примерным базисным планом для классов КРО, рекомендациями Базисного учебного плана общеобразовательных учреждении. Содержание образования определяется учебными программами для специальных (коррекционных) образовательных учреждении VII вида и классов КРО, адаптированными к особенностям психофизического развития детей и рекомендованными Минобразования РФ.
Для коррекции звукопроизношения учащихся и восполнения пробелов предшествующего обучения в классах КРО организуются индивидуально-гупповые коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня. Продолжительность таких занятий не должна превышать 30 минут, наполняемость групп не должна превосходить 4-5 человек.
Для оказания дополнительной логопедической помощи в штаты образовательного учреждении с классами КРО вводится должность логопеда из расчета 1 ставка логопеда на два класса КРО (15-20 учащихся с нарушениями речи).
Обучающиеся в классах КРО получают дополнительную логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях индивидуально и подгруппами из 4-6 человек в зависимости от специфики нарушения.
Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Формы и продолжительность такой работы определяются психолого-медико-педагогическим консилиумом школы.
В случае необходимости для работы с учащимися классов КРО на основе дополнительных договоров привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении (врач-невропатолог, др.)
При наличии в школе трех и более классов данного типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание образовательного учреждения дополнительных ставок педагога-психолога, дефектолога в соответствии с действующими нормативами.
Для работы данных классов оборудуются помещения приспособленные для занятий со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом и др.) для отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной работы.
Выводы по главе.
Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием формирования звукопроизносительной и других сторон устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. У детей с задержкой психического развития в ходе специального обучения надо формировать потребность в речевом общении.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Методика обучения звукопроизношению детей с задержкой психического развития базируется на понимании процесса овладения языком как взаимодействие трех взаимосвязанных явлений: языковой способности, речевой деятельности и языковой программы.
Особенности речи у детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением речи, как системы: у них отмечается нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возрастного периода и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики)